С мобильным телефоном наперевес
Поддержать

С мобильным телефоном наперевес

ЯПОН-МОБ 5-5

День из жизни Ямада-сан. Рассказ бывшего жителя СНГ, который поехал в Японию на месяц, а задержался там на 12 лет…

Япония — совсем другая страна. Образ жизни, язык, культура, кухня, мировоззрение. И даже мобильные телефоны. Не прижившийся почти нигде в мире интернет-сервис i-mode оказался настолько близок японцам, что превратил мобильный телефон в незаменимое для современного образа жизни устройство.

5:45. Звонит встроенный в мобильный телефон будильник. Ямада-сан просыпается, встаёт, принимает душ, завтракает горячим рисом из рисоварки и порцией разведённого кипятком мисо-супа из пакетика.

6:30. Ямада-сан выходит на улицу в костюме, белой рубашке, с мобильным телефоном наперевес. Боец корпорации по имени Япония. Кроме мобильника, у него нет ничего: ни кошелька, ни кредитных карт, ни ключей, ни документов.

Кейтай — это и технофетиш. Часто телефоны обвешаны невероятным количеством амулетов-мамори и маленьких игрушек, которые просто каваи («милые»). Телефон индивидуализируется невероятным количеством способов: стразами, кавайными наклейками (таких целые стеллажи в магазине канцелярских товаров). Ну и конечно, пурикура («маленькими фотографиями»), где вы в обнимку с друзьями. Пурикура — один из самых популярных атрибутов молодёжной культуры. Рассматривание фотографий друзей и знакомых даже занятнее комиксов, особенно среди девочек.

6:36. У остановки тормозит автобус. Ямада-сан заходит в переднюю дверь, прикладывает мобильник к терминалу, мигает зелёный огонёк, проезд оплачен. В салоне уже полно пассажиров. Почти все они — мужчины корпоративного возраста в костюмах и галстуках, салари-мены. Пейзаж оживляют несколько девушек в строгой офисной униформе. Ещё лет пять назад язык бы не повернулся назвать их иначе чем «офис-леди» или OL. Однако те времена ушли в прошлое, «офис-леди» воспринимается уже чуть ли не как оскорбление, теперь это бесполые офисные работники. Политкорректность добралась и до Японии.

6:50. Автобус останавливается у местного вокзала, все выходят. Часть пассажиров отправляется к билетным автоматам, кто-то извлекает проездной. Ямада-сан бодро подходит к турникетам, прикладывает к терминалу мобильный телефон, дверцы мягко открываются и впускают его на платформу. Здесь останавливается синкансен, скоростной поезд-пуля, который умчит утренних пассажиров в сторону Токио.

ЯПОН-МОБ 1-1

Немного статистики. Японский рынок поделён между тремя сотовыми операторами: DoCoMo (около половины рынка), au KDDI (около 30% рынка) и SoftBank (около 20%). Практически всё население Японии, исключая разве что грудных детей, является пользователями мобильных услуг. Доля пользователей 3G среди всех пользователей составляет около 95%. Каждый из операторов имеет свой мобильный интернет, созданный по образу и подобию i-mode, культовой мобильной интернет-среды DoCoMo, впервые реализовавшей гармоничное партнёрство между мобильным оператором и производителями трубок и софта. Вообще DoCoMo (Doko-mo) по-японски расшифровывается как «где угодно», что соответствует действительности — где угодно в Японии, разумеется

7:01. Поезд мягко отплывает от платформы и быстро набирает скорость. Ямада-сан сидит в комфортном кресле и по бегущей строке над дверьми вагона следит за новостями фондового рынка и прогнозом погоды. Другие новости бывают редко: в Японии вообще мало что происходит. Разве что спорт.

Вчера выпивка с клиентами затянулась и Ямада-сан пропустил важный бейсбольный матч. Почему бы не посмотреть его сейчас, ведь время ещё есть. Ямада-сан раскрывает мобильник-раскладушку и заходит на любимый спортивный сайт. Разумеется, там уже выложены самые интересные фрагменты вчерашнего побоища.

Поезд мчится со скоростью 300 км/час, а Ямада-сан смотрит бейсбол по мобильному телефону. Качество идеальное — ни обрывов связи, ни замедлений показа не заметно.

i-mode — это революционный интернет-сервис, внедрённый в 1999 году мобильным оператором DoCoMo и чрезвычайно популярный в Японии. Этот сервис даёт пользователям доступ к сети специализированных мобильных сайтов, оказывающих разнообразные услуги: это мобильные газеты, погода, навигация и пробки, покупка билетов, заказ столиков в ресторанах, знакомства — практически всё, что может потребоваться человеку в повседневной жизни. Главная причина популярности i-mode — идеально проработанная бизнес-модель, в частности — единый биллинг, позволяющий абонентам осуществлять платежи за услуги с основного счёта. Существует около 12 тыс. официальных сайтов, связанных с биллингом, и сотни тысяч неофициальных. Официальные сайты доступны через меню предустановленного браузера в каждом аппарате DoCoMo

ЯПОН-МОБ 4-4

7:18. Ещё есть время прочитать комментарии спортивных фанатов и оставить в тематическом блоге свой комментарий. Кроме того, не забыть просмотреть электронную почту. Так, приятель предлагает вечером сходить на концерт популярной группы. Кто-то не сможет пойти, и образовался лишний билет. Хм, Ямада-сан не любит таких спонтанных предложений. К тому же на вечер запланирована стандартная выпивка с сослуживцами. Но интересно, что там за новинки будут на концерте. Ямада-сан нажимает на ссылку в тексте письма и заходит на страничку, посвящённую сегодняшнему мероприятию. Это флеш-анимация, мультик с клипом популярных музыкантов. Всё это прекрасно смотрится даже на стандартном экране обычной «раскладушки». Прямо на веб-страничке при желании можно заказать билет и сразу оплатить его с мобильной кредитки. В течение нескольких секунд электронная версия билета окажется в телефоне. Хотя билеты всё равно уже распроданы. Фондовый рынок, похоже, открылся в плюсе. Ямада-сан прикидывает, не докупить ли с полугодового бонуса пару акций DoCoMo — лидера большой тройки мобильных операторов. Разумеется, осуществить сделку можно прямо сейчас, через программу «Мобильный трейдер», по слухам, написанную русскими программистами. У Ямада-сан это любимая программа: она позволяет ему не только торговать, где и когда он захочет, но и выполнять сложный технический анализ, изучать историю и знакомиться с главными новостями рынка, что называется, «не отходя от кассы».

DoCoMo регулярно выпускает новые продукты, повышающие удобство абонентов. 02/1999: запущена услуга i-mode. 12/1999: выпущены мобильные телефоны с цветным экраном, совместимые с i-mode. 01/2001: запущен сервис i-appli, возможность запускать Java-апплеты. 07/2001: запущен сервис i-area, локализованные сервисы (погода, рестораны и т.д.). 11/2001: запущен сервис i-motion, доступ к видеоинформации. 06/2002: запущен сервис i-shot, сервис фотографий. 01/2003: запущен сервис i-motion, доставка видео- и аудиоконтента по мобильной почте. 07/2004: открыт Osaifu-Keitai — мобильный телефон с функцией кошелька. 09/2005: запущен сервис i-channel, сервис новостей, погоды, спорта, гороскопов и т.д. 11/2005: ToruCa — удобный захват информации через разные каналы мобильного телефона (например, меню ресторана с фотографиями, купон на скидку и т.д.), её хранение, передача на другие мобильные устройства. 04/2006: запущены полноценные мобильные кредитные карты DCMX. 10/2006: запущен поисковый сервис i-mode

ЯПОН-МОБ 6-6

7:32. Поезд причаливает к перрону центральной станции Токио, Tokyo-eki. Здесь пересекаются сразу несколько линий железной дороги и городского метро. По длинным переходам Ямада-сан перемещается на нужную ему линию. Прикладывая мобильник, проходит ещё через один турникет и оказывается на станции — теперь уже метро. Поезд не заставляет себя ждать. В часы пик поезда приходят через 1—2 минуты, причём на каждой платформе есть точное расписание, которое неукоснительно соблюдается.

В токийской подземке стоимость проезда зависит от расстояния, чем дальше — тем дороже. Минимальный входной билет стоит около 140 иен (1,5 доллара по сегодняшнему курсу), его обычно хватает на 3—4 станции. Проезд по полугосударственным линиям железных дорог, принадлежащих

национальной компания Japan Railways, как правило, стоит несколько дешевле — от 110 иен. На каждой станции при выходе есть кассы, где можно доплатить разницу между стоимостью билета и реальной стоимостью проезда по данному маршруту.

Ещё в 1960-х годах продажа билетов в японской подземке была автоматизирована. Кассиры участвуют только в продаже билетов на поезда дальнего следования, хотя и такие билеты почти всегда можно приобрести через автомат

7:50. Поезд прибывает на станцию, где находится офис Ямада-сан. Используя мобильник, он проходит через турникеты, на пассажирском лифте поднимается на поверхность и быстрой походкой двигается по направлению к офису. Несмотря на утренний час, уже становится жарко. Все спешат на работу, деловой центр полон людей. Толпу салари-менов рассекают девушки в разноцветных куртках, раздающие рекламные буклеты и талоны на скидку и громко зазывающие к себе в магазинчики и ресторанчики.

Ямада-сан вспоминает, что ему рекомендовали этот итальянский ресторанчик, да всё как-то не складывалось посетить, а сегодня там как раз 15-процентная скидка. Ямада-сан берёт у девушки буклет, фотографирует мобильником чёрно-белый квадратик флаерса, напоминающий рябь на неисправном мониторе. Талон на скидку перепрыгнул к нему в мобильник.

Примерно неделю назад в токийском метро можно было встретить большие постеры, предлагающие воспользоваться видеомонитором, встроенным в устройство, похожее на очки. Правда, один глаз всё ещё свободен, он видит, что происходит кругом, но… погружение продолжается.

7:57. Ямада-сан входит в здание сквозь автоматические вращающиеся двери, вместе с другими корпоративными бойцами заходит в прохладный лифт, поднимается на 37-й этаж, где он оказывается перед входом в офис своей компании.

ЯПОН-МОБ 3-3

7:59. Ямада-сан заглядывает в электронный сканер радужной оболочки, раздаётся щелчок, замок срабатывает. Ямада-сан заходит, электронные часы над стойкой ресепшен показывают 8:00. Девушки на ресепшен встречают Ямада-сан приветливой улыбкой. Отмечаться в журнале или пробивать персональные карточки, как это было ещё недавно, теперь не надо. Умная система безопасности уже зарегистрировала время прихода на работу и отсутствие опоздания.

QR-код — матричный код (двумерный штрихкод), который легко распознаётся сканирующими устройствами, в том числе фотокамерой мобильного телефона. Аббревиатура QR производна от англ. quick response, то есть «быстрый отклик». QR-коды чрезвычайно популярны в Японии, большинство моделей мобильных телефонов уже поддерживает эту технологию. Наиболее типичный сценарий использования QR-кодов — мгновенное считывание адреса сайта в браузер мобильного телефона, например, с растяжки, или проезжающего автобуса, или купона на скидку из рекламного объявления в газете

8:01. Ямада-сан проходит в свой отдел. Все в сборе, начальник тоже уже на месте. Ямада-сан садится на своё место у длинного стола, включает компьютер — рабочий день начался.

11:16. Основные утренние дела закончены, письма отправлены, звонки сделаны, встречи запланированы. Можно чуть-чуть расслабиться. Убедившись, что начальника нет, а соседи заняты своими делами, Ямада-сан, не извлекая мобильник из ящика стола, нажимает комбинацию кнопок и попадает на свой любимый видеопорносайт. Есть ли что-нибудь новенькое? Разумеется! Ямада-сан держит пальцы на клавиатуре своего рабочего компьютера, изображая усердие. Ящик стола приоткрыт, глаза скошены вниз и время от времени он взглядом сканирует сослуживцев, не смотрит ли кто-нибудь. Нет, все заняты своими делами.

11:52. Приближается время обеденного перерыва. Ямада-сан договорился пообедать со своим однокашником из соседнего здания.

В октябре 2006 года японское правительство принудило операторов разрешить перенос номера мобильного телефона между операторами. Ожидалось, что как минимум 18% воспользуются этой возможностью. К октябрю 2007-го возможностью переноса номера воспользовалось меньше 4% пользователей. В качестве главной причины такой пассивности эксперты называют необходимость смены адреса электронной почты при переходе к новому провайдеру. Мобильной электронной почтой активно пользуются около 80% мобильных пользователей Японии. Тем не менее конкуренция между операторами резко возросла. Что, как всегда, пошло только на пользу конечному потребителю

12:01. Ямада-сан выходит на раскалённую полуденную токийскую улицу и направляется к облюбованному им итальянскому ресторанчику. Хотя людей везде уже много, ему повезло: очереди ещё нет. Под громогласные приветствия иррашай-масе («добро пожаловать!») Ямада-сан с приятелем занимают столик у окна. Ямада-сан заказывает бизнес-ланч, состоящий из салата с моцареллой, крем-супа из шампиньонов, спагетти карбонара и кофе. Даже здесь, в самом центре города, такой обед стоит не дороже 1000 иен (около 10 долларов). А тут ещё и скидка! Это когда-то Токио славился своей исключительной дороговизной, но те времена далеко позади. Пока еда готовится, можно обсудить с приятелем последние новости, бейсбольный матч, новую модель мобильника для аквалангистов от Fujitsu или посплетничать о знакомых девчонках. Обед приносят быстро, приятели сосредоточиваются на еде.

12:35. Вот и официант со счётом. Друг тянется за кошельком, но Ямада-сан останавливает его и передаёт свой мобильник официанту. Тот прикладывает телефон к портативному терминалу. Ямада-сан гордо показывает приятелю мобильник: на экране светится копия чека — утренняя 15-процентная скидка учтена. Приятель смущённо роется в кошельке, чтобы расплатиться с Ямада-сан бумажными деньгами, он ещё не освоил последние мобильные достижения.

Весной 2006 года компания DoCoMo под брендом DCMX запустила новый сервис мобильных кредитных карт. В базовой версии этой услуги сервис работает так: клиент проводит телефоном в близости от считывающей полосы специального терминала в магазине. Сумма платежа при этом добавляется к обычному месячному счёту абонента. В варианте mini клиент может потратить до 10 тыс. иен (около 100 долларов) в месяц. Этот вариант направлен в основном на молодёжную аудиторию от 12 до 18 лет, поскольку счёт в конечном итоге попадает к родителям. В расширенной версии это полнофункциональная кредитная карта. В случае платежа, превышающего 10 тыс. иен, требуется подпись клиента. Условия использования этого сервиса не отличаются от условий использования обычных кредитных карт. Клиент может подписаться на эту услугу через один из сайтов сети i-mode и, загрузив специальную Java-программу, может начать немедленно пользоваться нововведением

12:45. До конца перерыва есть ещё несколько минут, приятели заглядывают в ближайший парк. Там всегда много людей, в основном это офисные служащие из соседних небоскрёбов. Только что начался сезон гортензии (по-японски ajisai), которая распускается пышными ярко-голубыми шапками в начале лета. Сентиментальные посетители фотографируют цветы мобильником, снимаются на фоне кустов. Ямада-сан решает сделать сюрприз своей подруге. Он звонит, включает видеорежим и позирует с приятелем на фоне голубых зарослей. В телефоне слышится хихиканье, у подружки тоже перерыв, но обедает она прямо в офисе. На экране видны смеющиеся лица подружек, слышны возгласы восхищения.

16:20. Ямада-сан возвращается с деловой встречи. Он выходит из здания, слегка распускает галстук, снимает пиджак — на улице всё ещё жарко, ему хочется побыстрее нырнуть в кондиционированный салон такси. Перед офисным зданием всегда много такси, такое ощущение, что они облепили весь тротуар насколько хватает глаз. На самом деле существует порядок, и есть даже очередь. Сесть в первое попавшееся такси нельзя, приходится идти к голове очереди несколько десятков метров, чтобы перед тобой автоматически распахнулась задняя дверь автомобиля. Часто иностранцы, не зная этой особенности японских такси, пытаются открыть дверь сами. Нет лучшего способа вывести таксиста из себя. Ямада-сан называет адрес своего офиса и расслабляется. Сколько он себя помнит, а это не меньше 20 лет, все такси всегда были снабжены картой GPS — можно не беспокоиться, что таксист потеряет дорогу.

16:30. Машина тормозит, и Ямада-сан расплачивается по счётчику. Разумеется, тоже с помощью мобильного кошелька. При этом он получает мобильный чек, который он в конце месяца прикрепит к своему электронному отчёту о расходах.

19:20. Закончены основные дела, сослуживцы наконец-то собрались выдвигаться. Оказывается, ещё не решено, куда всё-таки отправиться. Вокруг так много питейных заведений, что, даже посещая новое каждый день, можно не повториться в течение нескольких лет.

Коммерческая эксплуатация мобильного телевидения 1Seg началась в апреле 2006 года. Первые трубки, поддерживающие эту технологию, были произведены KDDI и появились в продаже осенью 2005 года. Цифровое вещание в Японии организовано таким образом, что каждый канал телевещания поделён на 12 сегментов, плюс один сегмент разделяет каналы между собой. Этот промежуточный 13-й сегмент и был использован для передачи мобильного телевидения. Отсюда и название: one seg, «один сегмент». Сейчас большинство мобильных телефонов, продаваемых в Японии, совместимы с технологией 1seg

ЯПОН-МОБ 2-2

19:25. Маленькая сплочённая группа покидает офис. Сослуживцы выходят на торговую улочку, местную Гинзу. Она вся состоит из магазинов, ресторанчиков, кафе, небольших офисов типа местного риелтора, массажного салона, турагентства или парикмахерской. Жара уже практически спала, и можно не торопиться. Команда ещё только решает, в какое из питейных заведений направить стопы, а Ямада-сан уже получил на мобильник предложение от владельца местного кабачка-идзакая посетить ресторан и получить хорошую групповую скидку. Как в ресторане узнали, что Ямада-сан с группой сослуживцев находится в двух шагах от заведения? Тотальная слежка? Вовсе нет. Местонахождение абонента известно мобильному оператору. Есть большое число сервисов, использующих эти данные с согласия абонента для локализованной точечной рекламы.

21:30. Официант приносит счёт. Как разделить его на пять клиентов? Очень просто. Ямада-сан и ещё один продвинутый сослуживец протягивают свои мобильники. Остальные расплачиваются кредитками. После несложной манипуляции счёт разбит на пять равных долей и оплата проведена. Давать чаевые в Японии не принято.

Последние новости. 28.05.2009. NTT DoCoMo планирует начать деловое партнёрство с банком Mizuho с целью дать возможность своим абонентам переводить деньги на счёт другим подписчикам DoCoMo, не имея данных об их банковском счёте. Для выполнения перевода клиент должен указать только номер телефона получателя. Предполагается, что сумма перевода будет ограничена 30 тыс. иен в месяц для одного абонента, заявил пресс-секретарь компании DoCoMo

22:40. Ямада-сан мчится в мягком кондиционированном вагоне синкансена со скоростью 300 км/час, перед ним раскрытый мобильник, он смотрит прямую трансляцию с концерта популярной группы, посещением которого он пожертвовал ради корпоративной выпивки, и одновременно отвечает на только что полученный электронный привет от подруги. Ямада-сан вспоминает, что неплохо бы охладить перед сном свою маленькую квартирку, раскалившуюся за жаркий день. Он заходит в устройство управления домашней электроникой и ставит кондиционер на 25 градусов. Долгий день подходит к концу…

Анатолий Филин

Источник: Частный корреспондент




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *