Турки могут сменить Казахстан на Иран
Снятие международных санкций с Ирана всколыхнуло не только рынки нефти и газа, но и рынок инвестиций в сферу коммуникаций.
Агентство Рейтер сообщило, что Turkcell изучает возможности регионального развития и после снятия санкций с Тегерана считает Иран одним из возможных фокусов зарубежной экспансии. Об этом сказал в интервью агентству глава крупнейшего мобильного оператора Турции в понедельник.
Одновременно с поисками возможностей для расширения бизнеса Turkcell не исключает продажу почти 42 процентов мобильного оператора Fintur. Согласно высказыванию генерального директора Turkcell Каана Терзиоглу, компания серьезно рассматривает продажу части Fintur. «Мы примем самое благоприятное решение для наших акционеров. Если мы будем убеждены что цена достаточно высока, мы рассмотрим продажу нашей доли Fintur » — заявил Каан Терзиоглу.
Это напрямую касается и Казахстана. Крупнейшим акционером Fintur является шведская TeliaSonera, которая в середине прошлого года решила отказаться от присутствия на рынках Центральной Азии, и Казахстана в том числе, после многолетних расследований причастности местных партнеров к коррупции. Одна из крупнейших телекоммуникационных компаний Казахстана, АО «Кселл» входит в состав TeliaSonera. Акционером «Кселл» является и Fintur. Таким образом, заявление Каана Терзиоглу может служить доказательством смены стратегических приоритетов еще одного мирового телекоммуникационного оператора – Turkcell и его переориентацию на новые, более перспективные рынки. Казахстан в этом случае останется на обочине его главных интересов. Это может значительно изменить телекоммуникационный рынок в стране, на смену Turkcell придут другие инвесторы.
Прокомментировать ситуацию наш журнал попросил Аиду Досаеву, эксперта в области телекоммуникационного рынка:
— Пока рано делать какие-то выводы, поскольку г-н Терзиоглу не говорит о финальном заключении и отмечает, что они примут самое благоприятное решение для своих акционеров. Что касается входа на рынок китайских операторов мобильной связи — однозначно, Казахстан представляет интерес для китайских инвесторов, но до сих пор зона их интересов ограничивалась добывающей индустрией. Относительно трансфера новых технологий. Китайские операторы, конечно, не скандинавские, которые являются одними из «законодателей моды». Вместе с тем, стоит отметить и таких гигантов как Huawei и ZTE, которых сегодня по праву можно назвать глобальными компаниями, имеющими свои офисы во многих странах мира и предлагающих конкурентоспособную продукцию, ничем не уступающую производителям аналогичного оборудования из стран Европы и США.
Пользуясь случаем, хотела сказать следующее: в нашей стране мобильные технологии работают уже 17 лет, за это время подготовлены квалифицированные кадры практически по всем направлениям — планирование и развертывание сетей, CRM, колл центры, неголосовые услуги, и даже мобильные финансовые платежи — и другое. Большую роль в этом сыграли, конечно, основные игроки рынка, «Кселл» и «Билайн». Несмотря на это, в РК так и не появился национальный мобильный оператор, «Алтел», как вы знаете, после слияния уже не будет казахстанской компанией.
В стране столько лет работала Государственная Программа по форсированному индустриально-инновационному развитию (ГПФИР), но, к сожалению, за все время ее работы так и не создан потенциал собственных компаний в сфере IT и телекома, которые могли бы стать не только флагманами, работодателями, налогоплательщиками, но и внести весомый вклад в увеличение ВВП, в сфере телекоммуникаций, которая, как известно, связана напрямую с национальной безопасностью страны.
Комментариев пока нет