Гений Есекеева: квазиэкономика племянников президентов
Ассоциация букмекеров Казахстана пыталась инициировать антикоррупционное расследование. Однако Антикоррупционная служба переслала обращение в орган, на который поступила жалоба – министерство туризма и спорта (МТС). Тем временем, по мнению Ассоциации, ущерб госбюджету от монополизации отрасли лотерей можно оценить в СОТНИ МИЛЛИАРДОВ ТЕНГЕ с момента создания “единого национального оператора лотерей”. Доходы от монополизации выводятся через “партнеров” оператора – в офшор и несколько частных карманов.
Более того, сейчас МСТ, создавший монопольную систему перекачки денег в офшоры под флагом регуляции, создает “единого оператора”, итогом чего станут очередные сотни миллиардов тенге, переложенные из госбюджета в несколько частных карманов. Разработчики этой схемы действуют сразу в нескольких отраслях экономики, в том числе в сфере маркировки товаров, операторов с платежной функцией и т.д. Фигуранты одни и те же, пострадавшие – госбюджет, свободный законопослушный бизнес и общество.
Как сообщает Ассоциация, борцы с коррупцией, несмотря на их законную просьбу обеспечить конфиденциальность и защиту, переслали обращение тому, на кого они жаловались – министерству туризма и спорта и лицам, «причастных к превращению регуляции в разных отраслях в инструмент создания единых операторов монополистов», хотя «действия этих лиц вызывают подозрения в коррупционном характере происходящего». Вот некоторые подробности.
Коррупциогенность текущей ситуации
Схема знакомая: создать условия, при которых выполнение закона невозможно и за счет этого создать инструмент давления. Закон об игорном бизнесе требует от организаторов спортивных пари сверять потенциальных и существующих участников пари со списком лиц, ограниченных в участии в азартных играх и(или) пари. При этом внесение себя гражданами в список организовано на площадке egov, что правильно и логично. Однако у букмекеров нет способа организовать массовую проверку уже существующей клиентской базы, так как единственный предлагаемый вариант – это “ручная сверка по ИИН с использованием ЭЦП юрлица”, которая в случае клиентской базы на 100 тысяч человек займет около месяца. Ассоциация, начиная с весны 2024 г., неоднократно сообщала МТС о невозможности исполнять закон, однако бездействие МТС привело к созданию ситуации, при которой закон есть, наказание за его неисполнение есть, а работающих инструментов его выполнения нет. В итоге, наказанием за невыполнение закона в части самоограниченных является штраф, потом приостановка лицензии. Логично, что после этого МТС организовал проверки субъектов бизнеса.
В ответ бизнес неоднократно предлагал силами рынка (Консорциума платежных организаций и поставщиков сервисов) за считанные дни создать информационную систему, обеспечивающую интеграцию с egov и ЕРД, автоматическую сверку со списками самоограниченных и блокировать возможность заключать пари. При этом – без создания монополии, бесплатно для госбюджета и с соблюдением антимонопольных норм и требований информационной безопасности, с последующей передачей информсистемы на баланс регулятора. Минюст и минцифры это вполне устраивает, однако МТС согласия не дает, аргументируя это тем, что “ЕСУ будет к июлю 2025, и значит новая система не нужна”. Возможно, все дело в том, что, по информации от МЦРИАП, МТС планирует закупать иностранную (российскую) систему за бюджетные деньги, в то время как есть бесплатное отечественное решение, предложенное Консорциумом.
Оба вышеописанных коррупциогенных риска могут показаться случайностью, если их не рассматривать в контексте событий вокруг МТС последних лет, и особенностей “регуляции” отрасли. В 2016 году МТС (ранее МКС) решил “упорядочить лотерейный рынок” и вместо множества конкурирующих операторов лотереи, решил создать “единого национального оператора” лотереи. По сути “национализация” сводилась к полной монополизации лотерейного рынка, доходы от которого перекладывались в избранный частный карман. Сама идея принадлежала, в том числе, господину Есекееву К.Б. (на тот момент главе “Казахтелекома”). При этом, активно распространялись слухи, что бенефициаром является Кайрат Сатыбалды, а значит, лишних вопросов задавать нельзя, хотя «племянник», возможно, даже не подозревал об этом.
Так, в 2016 году вместо 85 операторов лотерей с лицензиями, появился один монопольный оператор, причем под предлогом того, что “большая часть рынка находилась в тени и платила мало налогов”. Запомним этот аргумент. Таким образом, монопольный “единый оператор лотереи” Сатты Жулдыз собирал деньги населения, а бОльшую часть прибыли перенаправлял в “LOTO CLUB” и “Логиком”, перекладывая деньги государства в частные карманы. Свидетельством коррупционности всей схемы является то, что в соучредителях партнеров-монополистов т. н. “единого оператора лотереи”, зарабатывавших на партнерстве с “единым оператором” – предположительно родственник самого создателя схемы “монополизация в частный карман под предлогом регуляции и вывода рынка из тени” Есекеева К.Б. из “Казахтелекома” (Ержан Есекеев, предположительно племянник Есекеева К.Б. – главы АО “Казахтелеком” на тот момент – был учредителем в “LOTO CLUB”). В свою очередь, голландский оффшор KS8 Holding на 100% владел АО “Логиком” – компании которая для монополиста АО “Сəтті Жұлдыз” также монопольно поставляет и обслуживает лотерейные терминалы, а руководителем АО “Логиком” является учредитель искусственно созданного монополиста АО “Сəтті Жұлдыз”. Таким образом, основными выгодоприобретателями создания “единого оператора лотереи” был голландский оффшорный холдинг и предположительно родственник главы АО “Казахтелеком” Есекеева, а вовсе не государство и госбюджет.
Мы никогда уже точно не узнаем, сколько потерял государственный бюджет Казахстана. Но до создания единого оператора букмекерская отрасль (спортивные пари) – выплатила в госбюджет в виде налогов за 2023 г. около 80 миллиардов тенге и еще около 20 миллиардов тенге за 2023 год в виде спонсорских контрактов и благотворительности (спортивные команды, спортивные федерации, соревнования, выкуп трансляций международных соревнований для государственных телеканалов и т.д. и т.п.). В то же время, “единый оператор лотереи” АО “Сəтті Жұлдыз” выплатила в виде налогов всего 5,5 миллиардов тенге в 2023 году. Всего же с момента монополизации отрасли в 2016 г. и по настоящее время АО “Сəтті Жұлдыз” выплатила в виде налогов 17,1 миллиард тенге. Отрасль же спортивных пари всего с 2020 по 2023 гг. включительно выплатила налогов около 254 миллиардов тенге (за тот же период с 2020 по 2023 гг. включительно АО “Сəтті Жұлдыз” выплатила налогов порядка 7,9 миллиардов тенге). Разница по уплате налогов в бюджет в пятнадцать раз (!) за 2023 год и в более чем тридцать раз за период с 2020 по 2023 между спортивными пари и “единым оператором лотерей” обусловлена тем, что спортивные пари находятся в состоянии рыночной конкуренции и вынуждены платить налоги и спонсорские контракты (иначе съедят конкуренты), а “единый оператор лотереи” основные доходы уводит к партнерам-монополистам (АО “Логиком” с учредителем в виде голландского оффшора KS8 Holding, “LOTO CLUB” с до недавнего времени учредителем предположительно племянником бывшего главы АО “Казахтелекома” Есекеева). !!! Таким образом, можно уверенно заявить, что от появления монопольного “единого оператора” ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ НЕДОПУЛУЧИЛ НЕ МЕНЕЕ ДВУХСОТ МИЛЛИАРДОВ ТЕНГЕ НАЛОГОВ!
Однако, дело этим не заканчивается. В январе 2024 г. правоохранительные органы HR объявили о массовой операции по расследованию преступлений в лотерейных клубах (“LOTO CLUB”, в которых учредителем числился до недавнего времени предположительно племянник экс-главы АО “Казахтелеком” – Есекеев Ержан) и отчитались о наркотиках, оружии и проституции в лото-клубах по всей стране. Тем не менее, спустя несколько месяцев уголовное дело было закрыто “за отсутствием состава преступления” на основании… отсутствия выявленных нарушений.
Как все начиналось
Пять лет назад глава АО “Казахтелеком” после успешной монополизации лотерейной отрасли задумал также монополизировать отрасль спортивных пари и платежей, причем руками регулятора спортивных пари МКС (МТС) в обход финансовых регуляторов НБ РК и АРРФР РК. Для этого в нарушение законодательной процедуры без обсуждения, анализа регуляторного воздействия была молниеносно внедрена статья о создании центра учета ставок (ЦУС). Предлогом (как и в случае монополизации лотерейной отрасли) было “выведение отрасли из тени и увеличение налогов”. При этом в частных беседах Есекеев признавался, что ему интересен только ЦУС с платежной функцией (иными словами, руками спортивного (!!!) регулятора создать финансовую монополию на рынке, регулируемом НБ РК с разрушением конкурентного рынка платежных услуг, которые сейчас осуществляют десятки банков и платежных организаций). Оператором, как и в случае с лотереей, стала компания, близкая к главе “Казахтелекома” Есекееву. Однако, процесс приостановил коррупционный скандал с вице-министром. После суда он чудесным образом оказался на руководящей должности Федерации киберспорта, которую возглавлял автор схемы монополизации Есекеев.
Позднее трижды разные вице-премьеры вносили в правительство и парламент заключение об исключении нормы а ЦУС из законодательства об игорном бизнесе, поскольку неучтенных платежей в отрасли нет (все онлайн-транзакции проходят через БВУ и платежные организации, сопровождаются чеками и проверки дублируются через прямую интеграцию информсистем). Но авторы “схемы» стали давить на различные госорганы со стороны сотрудников Администрации Президента РК. Появились НПО, озабоченные распространением лудомании, которые начали обращаться в Апи регулятором с просьбой внедрить ЦУС. При этом, одна из них – ОФ “NONBET” – оказалась пустышкой и была зарегистрирована по домашнему адресу бабушки учредителя Вячеслава АНИСИМОВА, который в свою очередь оказался PR-сотрудником проекта Есекеева “Умный город”. Таким образом, Есекеев воспроизвел привычную схему “давить сверху на регуляторов и правительства под прикрытием имени Главы Государства” (хотя Глава Государства поменялся со времен монополизации лотерейного рынка – схема осталась та же).
И вновь регуляторы МКС (МТС), АФМ, КГД и другие ответили в АП, что в ЦУС нет необходимости т. к. его функции за деньги будут дублировать уже существующие бесплатные функции госорганов. Многократно встречались с представителями букмекерской отрасли и смежных отраслей по вопросам исключения ЦУС из закона и депутаты, которые также выступили против идеи создания “нового единого оператора-прокладки по образцу РОП”.
Однако после этого, по данным из открытых источников, в мажилис поступило письмо за подписью экс-сотрудника Администрации Президента господина Асета Иргалиева, которые не имел никогда никакого отношения к рассматриваемой теме. Это не помешало ему обвинить депутатов в “продажности” и потребовать не только оставить ЦУС, но и наделить ЦУС платежной функцией монопольно (сейчас эти функции осуществляют десятки банков и платежных организаций). Оно того стоило, ведь объем рынка платежей – ТРИЛЛИОН тенге в год! Поэтому неважно, что оно нарушало Конституцию РК, принцип разделения властей, процедуры рассмотрения законопроектов. Но даже после этого, рабочая группа мажилиса НЕ ПРОГОЛОСОВАЛА за поправку по ЦУС/ЕСУ. Но… передумала буквально за ночь и проголосовала ЗА. И это, вопреки процедурам, без учета мнения Нацбанка, АФМ, АЗРК.
Все регуляторы, которые много раз встречались и обсуждали ЦУС с отраслью букмекеров и смежными отраслями, ответили в АП обоснованным отказом внедрять ЦУС. И тогда авторы схемы предприняли последнюю отчаянную попытку в виде письма из АП депутатам и распускания слухов о бенефициарах монополизации в виде родственников президента.
При этом, есть все основания для уверенности в том, что ни нынешний, ни первый президент, ни их близкие родственники не являются бенефициарам вышеописанных схем, поскольку как в прошлых “схемах монополизаций” никогда не были выявлены “родственники”, которыми “прикрывались авторы схем”. Деятельность Кайрата Сатыбалды исследовалась под микроскопом множеством правоохранительных органов, и его участие в монополизации лотерей не ускользнуло бы от внимания правоохранителей.
Поэтому, кроме ущерба государству, госбюджету, бизнесу и целым отраслям экономики, нанесен ущерб репутации Главы Государства и его родственникам, а также имиджу государства в глазах граждан, бизнеса и международного сообщества.
Полная версия документа прилагается.
Комментариев пока нет