Грозит ли Центральной Азии война за водные ресурсы? - Exclusive
Поддержать

Грозит ли Центральной Азии война за водные ресурсы?

Выводы Высшей аудиторской палаты об эффективности управления водными ресурсами можно назвать шокирующими. В отрасли полный бардак, а дефицит воды – это уже сегодняшняя реальность. Сможет ли созданное министерство решить эту задачу? Для этого у страны попросту нет кадров.

Именно южные регионы, где проживает около половины населения страны, напрямую зависят от водообеспеченности. На юг страны приходится 97% от всего водозабора на орошение и 78% от всей орошаемой площади по стране.

Тем временем, за последние 25-30 лет водные ресурсы страны приближаются к истощению, а значит, выход один – распоряжаться ими более эффективно. Иначе катастрофы не избежать. Высшая аудиторская палата провела Государственный аудит реализации мер по обеспечению южного региона водными ресурсами.

Как всегда, недостатка в различных документах нет. Водный вопрос упоминается и в Стратегии развития Казахстана до 2050 года, и в Национальном плане до 2025 года, и в Карте стратегических показателей до 2025 года, и в десятках других ведомственных документов.

В свое время была даже утверждена Государственная программа управления водными ресурсами с 2014 по 2020 годы, но в 2017 году она утратила силу в связи с утверждением Государственной программы развития агропромышленного комплекса РК на 2017-2021 годы без логического завершения и подведения фактических результатов.

За это время в Водный кодекс, действующий еще с 2003 года, внесено более 70 изменений и дополнений, в результате которых потеряна последовательность правоприменения, что приводит в целом к ухудшению обстановки на всех уровнях водного хозяйства. И, в то же время, остаются нерешенными целый ряд системных вопросов.

Сейчас часть задач перекочевала в Нацпроект «Зеленый Казахстан», а также разработан проект Концепции развития системы управления водными ресурсами на 2024-2030 годы. В нем определены основные индикаторы, которые будут достигнуты путем реализации проектов по строительству новых и реконструкции аварийных водохранилищ, реконструкции, автоматизации и цифровизации каналов, создания гидропостов, очистки рек и озер, усиления деятельности «водной дипломатии» и др.

В проекте Концепции учтены отдельные рекомендации Высшей аудиторской палаты по проведению интеграции систем автоматизации гидротехнических сооружений в вышестоящие областные и республиканские диспетчерские с созданием единого цифрового рабочего пространства, обновлению бассейновых схем комплексного использования и охраны водных ресурсов.

В то же время, в документе нет разработки единого порядка учета объемов водозабора из трансграничных рек. Дело в том, что межгосударственные Соглашения в сфере трансграничных водных ресурсов, заключенные в 80-90 годах прошлого столетия, требуют актуализации. Уже сегодня разногласия между нашими соседями достигли предельной остроты. А некоторые эксперты считают, что именно водный вопрос может стать причиной конфликтов в регионе, вплоть до военных.

Ситуация усугубляется аварийным состоянием гидротехнических сооружений, низким уровнем внедрения водосберегающих технологий, применением технологически устаревших систем орошения и практически отсутствующей автоматизации, из-за которых потери воды достигают 40%.

Большие потери при транспортировке воды в акватории каналов доходящие до 50% от объема водозабора, происходят в том числе, по причине протечек из-за разрушения конструкций каналов, несовершенства примененных строительных технологий, например, в земляном русле происходит сильная фильтрация, а также под влиянием высоких температур и ветра в открытых каналах происходят процессы быстрого испарения воды.

Финансовое состояние РГП «Казводхоз» неустойчиво. Низкий уровень тарифа по подаче воды по каналам на 2018-2023 годы, утвержденный в 2 раза ниже заявленного уровня, повлек за собой ухудшение финансового состояния РГП и привел к убыткам по итогам 2019 и 2020 гг. Полученные доходы по итогам 2021 и 2022 годов не повлияли на покрытие предыдущих накопленных убытков.

Как следствие, отрасль переживает жесточайший дефицит квалифицированных кадров и отток опытных специалистов ввиду низкой заработной платы, а на руководящие должности в филиалах РГП «Казводхоз» назначаются специалисты без профильного водохозяйственного и гидротехнического образования.

Нет координации взаимодействия при планировании и реализации инвестиционных проектов за счет средств республиканского бюджета и международных институтов. Объекты затягиваются годами, дорожают, растет социальная напряженность в южных регионах.

ЕБРР и ИБР, финансирующие водную отрасль, разочарованы – проекты затягиваются, из-за чего планируемые к орошению земли площадью 3 852,9 га не вошли в сельскохозяйственный оборот. Некачественно подготовлены даже ТЭО проектов по займам международных институтов.

По 8 завершенным проектам ЕБРР в Актюбинской области, установленное оборудование и возведенная инфраструктура ирригационных систем на общую сумму 3 011,8 млн. тенге не используется землепользователями из-за допущенных ошибок при проектировании объектов, а также несохранности ирригационных систем.

Многочисленные нарушения, выявленные в регионах по вопросам водоснабжения, показали отсутствие какого-либо контроля за планированием и реализацией проектов.

Тем временем, Казахстану пора изучить опыт передовых стран, в том числе Китая по созданию систем орошения и улучшение инфраструктуры для сельского хозяйства, который активно работает над управлением засухой и разработкой новых технологий. Также предлагается учесть опыт Турции, Израиля и Сингапура в части орошения земель, внедрения систем учета воды и активного применения технологии капельного орошения, водоподготовки и водоочистки.

Напомним, если не будет повышена эффективность использования и управления водными ресурсами, то уже к 2040 году нехватка воды усилится, что отрицательно скажется на обеспечении водой населения, росте ВВП и состоянии окружающей среды.

Неоднократно проблемы в сфере водного хозяйства и отрасли в целом озвучивались депутатским корпусом. В числе системных проблем они отмечали практическое отсутствие государственного мониторинга водных объектов, зависимость страны от поступления воды по трансграничным рекам, изношенность водохозяйственных объектов, которая в некоторых местах достигает 90% (дальнейший рост аварийности гидротехнических сооружений), медленное внедрение передовых водосберегающих технологий и др.

Высшей аудиторской палатой в числе системных рекомендаций ранее отмечалась необходимость создания единого государственного органа, ответственного за формирование государственной политики в сфере управления водными ресурсами (а также воссоздания Национальной гидрогеологической службы), программного документа развития водной отрасли, а также внесения ряда поправок в Водный кодекс.

Но сможет ли созданное министерство водных ресурсов и ирригации справится с этой задачей? Тем более, что по-прежнему вопросы в сфере водоснабжения законодательно входят в компетенцию двух государственных органов: министерства водных ресурсов и ирригации и министерства промышленности и строительства. А значит, бардак в государственном регулировании в сфере водоснабжения между двумя ответственными государственными органами продолжится.

Максат Нурпеисов




2 Комментария

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

  1. В 2012 году мы говорили о том, что Комитете по водным ресурсам созданием Казводхоза открыл шлюз неслыханного до этих пор воровства гос ресурсов. Председатель водхоза ,под крышей Шукеева, закрыл все проекты в регионах и перенаправил финансовые средства на юг! Там, у себя на родине, их было легче разворовывать. В архивах Казводхоза лежат полностью законченные проекты по снабжению водой регионов РК. Потрачены миллиарды денег, а проекты брошены. Слова тогдашнего руководителя КВР: «Зачем вода в селах оттуда и так все уезжают». Абишеву Исламу- привет от страны без воды!

  2. […] Как мы уже писали, изношенность водохозяйственных объектов в Казахстане в некоторых местах достигает 90%, а потери воды достигают 40%. Узбекистан уже переходит в чрезвычайный режим экономики воды с 2024 года. […]