Как ак-кудаи спасают Кок-Арал вопреки всему - Exclusive
Поддержать

Как ак-кудаи спасают Кок-Арал вопреки всему

Стакан воды может спасти человеческую жизнь. И еще есть та же вода, но в промышленных и сельскохозяйственных масштабах. Такая большая вода – это ресурс жизни любой страны. Но, увы, этот ресурс исчезает в Центральной Азии. Ледники спадают, реки сохнут и об этом свидетельствует засохший Арал. Но он высох не совсем. И это благодаря особым людям.

Кок-Арал ак-кудаев

Аральское море продолжает сохнуть, а вместе с ним гибнут сырдарьинский наследник древнего Дженда Аральск и амударьинский Нукус. С их гибелью нельзя смириться, но нужно признать, что, к сожалению, весь Арал мы уже не спасем. И потому в данном случае нужно говорить о своей стороне Арала – Кок-Арал. Он живет, пока наша Сырдарья все еще доходит до моря. Но еще и благодаря особым людям.

Это они народным асаром построили в свое время первую плотину Кок-Арал, чтобы сохранить часть воды в своей части моря. Но природа смыла эту земляную плотину. Однако люди не сдались и построили новую, которая смогла удержаться и сохранить часть воды и море даже стало наполняться. Это умение собраться и проявить настойчивость – характерная историческая особенность местных жителей.

Их зовут ак-кудаи. Об истории появления данного этнонима требуется отдельная статья. Пока же скажем, что ак-кудаи – это особая межплеменная группировка родов, населяющих Приаралье и нижнее течение Сырдарьи. Аральские ак-кудаи – это несколько алшынских родов, но их менталитет отличается от их же сородичей, живущих в более благоприятных местах. Они – общность пустыни, ценящих каждую жизнь и ценящих родство.

И вместе с тем, они – аральцы, «люди моря». Они – рыбаки с незапамятных времен. Рыба и рыболовство здесь были со времен первого Арала, который остался в неогене после отступления Великого Ледяного моря. Это море стекало в Арктику с самого Юга. От него осталось русло великой реки Турана, а в этом русле – Алаколь, Балхаш, Арал и Каспий.

Официально рыболовство здесь зафиксировано еще при царизме. А при большевиках в учебники был занесен хрестоматийный факт о том, что аральские рыбаки зачем-то отправили два вагона рыбы Ленину в Москву. Однако вместо благодарности прибыл поезд красноармейцев, реквизировавших всю рыбу.

И вот это накормившее тогда всех море сейчас едва живет. Выход в переброске иртышской воды даже не в само море, а в его пойму, где еще уцелели пойменные озера с рыбой, которые кормят оставшиеся рыбацкие поселки.

Кстати, на берегу ушедшего моря остались заброшенные рыбацкие селения, названий которых уже не помнят и некоторые местные жители. Но это не в укор молодым. Так распорядилась история, которая еще до них ударила по их предкам.

Традиционалистский Казахстан – народное самоуправление

На берегах сырдарьинского Арала и в окружающих его «гиблых» песках практически всегда жили одни казахи. Особенные казахи с особым менталитетом. Рыбаки в море могли рассчитывать только на рыбаков. Тонущей лодке могла помочь только лодка. Так и живут рыбаки во всем мире. Взаимопомощь, наложена на надродовое братство. В море все были родственниками. Поэтому аральские алшыны сформировали особую общность Алимулы – ак-кудаев.

С другой стороны, эти же алимулинцы были и людьми пустыни, которая также формирует свой особый менталитет. Можете назвать их бедуинами, индейцами Великих прерий. А в нашем случае – это ак-кудаи. Кочевники пустыни, и торговцы солью, и таможенники Шелкового пути.

Вплоть до колонизации записки царских «путешественников» (они же – и картографы, агенты Генштаба для рекогносцировки местности) показывают нам, как местные роды делили контроль за караванами под эгидой их охраны.

Ну а в целом, традиции ак-кудаев – из той седой древности, которая сформировала классическое Казахское ханство. Здесь даже при СССР действовали исконные казахские обычаи. О классических казахских обычаях и судах старейшин в свое время была опубликована моя (в соавторстве) статья в Известиях Академии наук Республики Казахстан (Серия общественных наук. 1992. № 1). В патриархальных казахских районах до самого конца советского режима параллельно действовало обычное право, а райсоветы «биев» обладали неформальной и даже невидимой чужому человеку, но общепризнанной властью. Достаточно сказать, что в такие советы включали даже руководителей милиции и судов. Но верховодили в них родовые старейшины, которых слушали все младшие …

Именно здесь бесследно «исчезали» карательные отряды царского режима и большевиков. Трупы карателей сжигали вместе с лошадьми и верблюдами, а выгоревшее железо (сабли, клинки, затворы винтовок) глубоко закапывали.

Преступников здесь судили на основе коллективной ответственности, когда старших из семьи преступника не приглашали на родовые собрания или запрещали иметь голос в местных сходах, доходило вплоть до выселения. Жестко, но справедливо. Таков был казахский адат, который создал наше единство и наш этнокультурный традиционализм.

Женщина – это сила

Женщин и детей защищал степной Закон. Достаточно сказать, что наказания для женщин по сути и не было. Отвечал отец или муж, или их род. Единственно без различения пола каралась распущенность.

Но вспомним один обычай: казахские женщины собирали свои женсоветы, на которых решали свои вопросы, в которые мужчинам вмешиваться было возбранено (Марков Е.Л. Россия в Средней Азии: Очерки путешествия). Дополним, что девочка была защищена с момента своего рождения, вплоть до выхода замуж по ее воле. По своду законов Жеті жарғы за умыкание женщины против ее воли предусматривалась смертная казнь, как и за убийство человека.

Замужняя женщина была защищена даже в своем браке. Если что было не так, то «мстит за невесту тоже целый род. … Если муж очень бьет свою жену, то род ее вступается и, в известных случаях, даже отнимает ее у мужа» (там же).

Таким образом, женщина была защищена законами Адата, родом и всем народом.

Но бывает и так, что женщины защищают свой народ. Об этом говорит легенда шектинского рода Жакайым: «Жақайым айелинин орыны бөлек». Итак, легенда гласит: во время нападения жестоких врагов род ушел в пески. Оставив здесь женщин и детей, мужчины ушли воевать. И мужчины не вернулись. В голые пески пришла зима, отталкивающая даже врагов. Встал вопрос о смертном часе для всех оставшихся.

И тут женщины собрали свой курултай – последний совет. Курултай о смерти, ибо жизни видно не было. Кто-то из женщин предложили уйти из песков к нагаши-родне по линии бабушек и невесток. Резон был, ведь конечной целью являлось выживание детей. Но тут против выступила другая партия. Их доводы достойны увековечивания. Вот они:

Наши мужья – отцы наших детей, очевидно, погибли. Но они погибли не напрасно. Мы выжили, а в этих детях живет род наших мужей. Если мы сейчас разойдёмся по материнским родам, то вряд ли соберёмся все вместе, и тогда род исчезнет. Нам надо остаться. Если мы умрем, то воссоединимся со своими мужьями, и наш род станет небесным. А если мы выживем, то будет жить род наших детей.

Женщины остались в зимних песках. Они выжили. И род выжил. И возможно, что потомком одной из этих женщин был шектинский батыр Сартай. Это был тот самый Сартай-батыр из фильма «Жаужурек мың бала». Но в фильме не сказано о важном – батыр пришел на поле Аныракайской битвы от самого Арала, но в битве он выжил и впоследствии был отмечен в исторических хрониках. И еще дополним, что под руководством великого хана Гази-Абулхаира алшынское войско отбросило калмыков от северо-западных границ страны и пришло умирать на поле Аныракая за единую казахскую идею на юго-восточных границах. Они пришли умирать за братьев. Нам тогда повезло с ханом-Воителем. До него наши ханы проиграли все войны с джунгарами. И благодаря воинскому гению Гази-Абулхаира казахи впервые за многие десятилетия разбили и отбросили захватчиков за Или. Но одна страна – это не один хан. Одна страна – это одна Идея. А Сырдарья была главной артерией, связавшей наш народ в единое целое. А значит – спасение Кок-Арала имеет сакральное значение.

Марлен Зиманов




20 Комментариев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

  1. У нас такие знаковые места, такая духовитая история, такие глубокие корни… Спасибо автору, что не даёт нам заснуть и забыть, кто мы, что мы и куда идти.

  2. Под этим материалом готова поставить сотню лайков. Много интересной, новой и актуальной информации

  3. Шындыкты ошiре алмайсын, тарих барiн орнына кояды, каншама куйтыркы арекет жасаганмен шындык женiп шыгады, бул тарихта болган шындык, кейбiреулер озгерiткiсi келсе де, тубiнде осы айтылган женiп шыгады, оган менiн сенiмiм мол!

  4. Очень кратко но интересно,надо в наше современное время внедрить адепты наших предков.Косательно защиты женщин и детей.

  5. Орыс тарихшысы Турчинская С. деген, қателесуім мүмкін, қазақ билері мен батырлары, жоңғарға ақырғы шайқасы алдында, осы Арал түбінде жиналды деп жазғанын кезінде оқығанмын.

  6. Марлен, хочу выразить искреннюю благодарность за вашу вдохновляющую статью о силе духа и старании нашего местного народа. Ваша работа вызвала у меня множество эмоций и внушила глубокое уважение к нашим предкам, кто несмотря ни на что пытается спасти море.
    Очень трогательно, как вы описали женщин-наших предков этих замечательных людей – бесстрашных, сильных духом и мудрых, кто когда-то спасался и выжил от набегов врага и вымирания. Статья, словно призыв, напоминает о важности объединения в единую силу для спасения моря, и это актуально не только для нашего региона, но и для всего мира. Слова о женщинах, родном крае и земле наполняют каждую строчку чувством боли и переживания. Спасибо вам за подчеркивание важности каждого момента в нашей истории!

  7. КЕРЕМЕТ!!!
    ӨТЕ ДУРЫС АЙТЫП ЖАЗҒАНЫҢЫЗ АҒАСЫ.
    ТАҒЫДА БАЙҚОҢЫРДЫҢ МӘСЕЛЕСІН ДУРЫСТАСА, АЛТЫ АЙДА, Я БІР ЖЫЛДА БІР УШЫТАН ҚЫЛЫП ЗЫМЫРЫНДАРЫН.
    БІР УШҚАНДА ПӘЛЕНБАЙ МЫҢ ЫҒАЛДЫЛЫҚТЫ СОРЫП АЛАДЫ ЕКЕН.
    МЫНА РУСЫЗДАРДЫҢ ҚАРАНҒЫЛЫҒЫ ЕЛІМІЗДІ УЛАП БОЛДЫ.
    АРАМЗАЛАРДЫҢ ҚАРАБАСЫ ДУНИЕ УШІН ЖАСАҒАНДАРЫ.

  8. Рахмет.Марлен бауырым.Ақұдайлар ауылы Алланың жаратқан Аралының арқасында берекесі сақталған халық.Ұлы теңіз1961 жылдан бастап қайта бастады менің көз алдымда.Тайдай тулаған балығының арқасында жағада тұрған халқының қарыны тоқ болды.Соғыстан соң ел есін жинау оңай болмады .Әкем Әлиядин /ел Әлиян деп атайды/өмір соңына дейін балық қабылдайтын пункт басшысы болды .Ақеспенің түбегінде жабылды Ақеспе жабылды Аққұдық жабылды.Тастүбек жабылды.Жалаңаш жабылды Теңізім қайтып көше бердік.1965 ші жылдары теңізден алып жайындар Аққұдықта жағаға жүздеп шығып ,ағып сүйегі қалды.Сұмдық көрініс болды. Аралымды айтсам тоқтамайды екенмін.Табанынан ақтұзды шаңдағы ұшып ,сары шаңдақ қалды.Теңізімнің қайтқанына 63 жыл болды.Көкарал бөгеті мен Кіші Арал көліне көктегі Тәңірім жар болсын.Кейінгі ұрпақ теңіздегі мыңдаған кемелерді көрген жоқ.Біз бір жерден екінші жерге кемемен көшетінбіз.Атақты Коммуна,Құрманғазы,А.Леоновтар қандай еді.Рефережираторлар өріп жүретін.Арал курорт болатын.Екі теңіз ущилишесі болды Ақұдайлар елі аман болайық.Алматыдан Зейнолла Әлиядинұлы,Толыбай батыр тегі