Как борются с дезинформацией в разных странах - Exclusive
Поддержать

Как борются с дезинформацией в разных странах

Пропаганда и распространение лжи стали новой реальностью. Любая рассылка в социальных сетях или мессенджерах может оказаться очередным фейком. Exclusive.kz изучил, как отличаются законодательства по борьбе с дезинформацией в различных странах мира.

В этом месяце журналисты и медиа-исследователи из Бразилии Agência Lupa запустили англоязычный ресурс LupaMundi в виде карты, на которой собраны и категоризированы все имеющиеся законодательства, направленные против распространения онлайн-дезинформации. Суммарно на сайте собрана информация о принятых или разрабатываемых законах в 132 из 193 государств-членов ООН. По этой карте стал виден масштаб принятых разными странами мер против фейков.

Казахстан

Казахстан является одной из немногих стран мира, где одновременно действуют сразу несколько законов против дезинформации – общий закон, связанный с дезинформацией только частично, и специализированный закон, направленный по своей сути против дезинформации напрямую. 

Специализированный закон «Об онлайн-платформах и онлайн-рекламе» был принят в этом году летом. В нем ложная информация впервые получила официальное юридическое определение – информация, не соответствующая действительности либо содержащая существенные искажения фактов, создающая ложное представление о лицах, предметах, событиях, явлениях и процессах, зафиксированная в любой форме. Добавление этого определения в законодательство позволило регламентировать отношения граждан по поводу распространения ложной информацией с онлайн-платформами.

– Лицо, в отношении которого была распространена ложная информация, вправе обратиться к собственнику онлайн-платформы с требованием об удалении ложной информации. В случае отказа собственником онлайн-платформы в удалении ложной информации лицо вправе обратиться в суд. <…> Пользователи обязаны: не размещать, не распространять ложную информацию, удалять ложную информацию, противоправный контент в случае их размещения, распространения, – говорится в законе.

Помимо этого, подписание данного закона внесло поправку в административный кодекс, добавив статью 456–2 «Размещение, распространение недостоверной информации». Согласно ней, СМИ, интернет-ресурсы, физические лица и бизнес могут быть оштрафованы решением суда за распространение ложной информации на суммы от 20 до 220 МРП.

Важно при этом отметить, что новый закон подвергается критике. Ряд активистов и юристов считают, что в текущем виде он не помогает противодействовать дезинформации, а только усиливает давление на СМИ, и называют его инструментом «мягкой» цензуры. 

В частности, первый известный иск по новой статье оказался направлен на главу представительства «Радио Азаттык» Касыма Аманжола за использованную в новости одного из журналистов издания формулировку «возглавляемая Россией» по отношению к Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Иск подал житель города Шымкент, не являющийся представителем интересов данной организации. Суд отклонил ходатайство издания о назначении лингвистической экспертизы и назначил штраф 30 МРП (103,5 тыс. тенге).

Помимо новой статьи, общим законом является 274 статья уголовного кодекса о распространении заведомо ложной информации. В нем говорится о том, что гражданин, который распространил какую-либо информацию, создающую опасность нарушения общественного порядка или причинения вреда правам и законным интересам граждан, общества и государства, может быть наказан в том случае, если он знал, что эта информация является ложной. По данной статье предполагается наказание до 3000 МРП, исправительные либо общественные работы до 800 часов или лишение либо ограничение свободы на срок до трех лет.

Помимо Казахстана одновременно несколько различных схожих по основным принципам с нашей страной законов, регулирующих деятельность онлайн-платформ для борьбы с дезинформацией, действуют только в семи странах мира – в Польше, в Румынии, в Италии, в Латвии, в Греции, в Португалии и в Индонезии. Законы всех этих стран, за исключением Португалии, обязывают владельцев онлайн-платформ модерировать контент и удалять ложную информацию. 

В Португальской хартии по защите прав человека в эпоху цифровых технологий, принятой в 2021 году, обязанности модерировать контент нет, обеспечение соблюдения прав граждан и защита общества от распространения ложной информации возлагается на государство. При этом, граждане имеют право подать жалобу в регулирующий работу СМИ государственный орган на организации, распространяющие фейки. 

Тем не менее, Португалия является частью Европейского союза, а в законодательстве ЕС указывается, что крупные технологические компании обязаны принимать политику по предотвращению распространения ложных сообщений. За отказ от соблюдения законодательства ЕС технологические компании могут получить штраф до 6% от суммы их мирового оборота.

Страны Центральной Азии

В Кыргызстане закон о борьбе с дезинформацией был подписан в 2021 году. Согласно нему, в стране появился регулирующий орган, который ведет надзор за жалобами на онлайн-контент. Кыргызстан требует, чтобы веб-сайты и социальные сети удаляли информацию, которую данный орган признает ложной, в течение 24 часов. В случае неудаления информации сайт может быть заблокирован.

Помимо этого, президент Кыргызстана, подписав данный закон, сделал обязательным сбор персональных данных жителей страны – интернет-провайдеры обязаны регистрировать всех своих клиентов в едином доступном властям реестре, а владельцы веб-сайтов и социальных сетей – собирать и передавать государству электронную почту, номер телефона и другую личную информацию.

Подписанный в Кыргызстане закон так же, как и новый закон в Казахстане, подвергался острой критике со стороны активистов, которые указывали на то, что его подписание приведет к слежке за неугодными жителями и цензуре. В этом году по данному законодательству было заблокировано независимое издание Kloop, известное своими острыми журналистскими расследованиями.

В Узбекистане попытку внести и принять законопроект, похожий на кыргызстанский, власти приняли в 2022 году. Его предполагалось принять в качестве «информационного кодекса», который бы объединил восемь действующих регулирующих информацию законов и добавил новые положения, запрещающие не только ложную информацию, но и «контент, демонстрирующий неуважение к государству и обществу», а также «пропаганду ЛГБТ». На данный момент информации о принятии данного кодекса нет. В декабре 2022 года он был опубликован только как проект для обсуждения.

В Туркменистане специализированного закона против дезинформации нет, однако в законе о СМИ существует отдельная статья, согласно которой журналисты могут лишиться государственной аккредитации, если распространяют ложную информацию, наносящую кому-либо ущерб. Без аккредитации журналисты в Туркменистане не могут работать, поскольку в данной стране пресса полностью контролируется правительством.

В Таджикистане законодательство страны уникально тем, что власти приняли специальную статью для борьбы с дезинформации о пандемии коронавируса. 

Согласно принятым в июле 2020 года поправкам в КоАП, ложная информация о COVID-19 в интернете и СМИ наказывается административным арестом на срок до 15 суток, штрафом от 580 до 1160 сомони (24-48 тыс. тенге) для граждан или от 8700 до 11600 сомони (362,5-483,5 тыс. тенге) для СМИ. Кроме Таджикистана точечные законы, направленные именно против фейков о COVID-19, принимали только в Монголии, Азербайджане, ОАЭ, Малайзии и нескольких странах Африки. 

Помимо этого, КоАП Таджикистана запрещает распространение ложной информации о кандидатах на выборную должность с целью повлиять на исход выборов. Данное правонарушение наказывается штрафом.

Россия

На данный момент можно справедливо сказать, что законодательство России, которое власти объясняют защитой от дезинформации, в действительности направлено преимущественно на распространение государственной пропаганды. Так, начиная с марта 2022 года уголовным кодексом РФ преступлением называется распространение заведомо ложной информации о вооруженных силах.

– Публичное распространение под видом достоверных сообщений заведомо ложной информации, содержащей данные об использовании Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности либо об исполнении государственными органами Российской Федерации своих полномочий за пределами территории Российской Федерации в указанных целях, а равно содержащей данные об оказании добровольческими формированиями, организациями или лицами содействия в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации, наказывается штрафом в размере от семисот тысяч до полутора миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до восемнадцати месяцев, либо исправительными работами на срок до одного года, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок, – говорится в законе уголовного кодекса РФ. 

При этом критерий ложности информации устанавливает суд на основе мнения государственных органов. В начале вторжения России на территорию Украины по данной статье неоднократно судили журналистов, которые напрямую называли случившееся в своих материалах и публикациях войной, а не «специальной военной операцией». Помимо этого, ложной информацией во время наказания по данной статье называлось публичное озвучивание факта о том, что «вооруженные силы РФ захватывают территории других государств, начали в 2014 году войну в ЛНР и ДНР, разбомбили роддом в городе Мариуполе Украины, планировали свергнуть президента Украины Зеленского». Всего по статье о распространении фейков про Вооруженные силы России за год с момента введения данной статьи было зарегистрировано 190 дел и наказано свыше 30 человек.

Помимо данной статьи, в России с 2016 года действуют поправки в закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», согласно которым поисковые сервисы несут ответственность за достоверность общественно-значимого новостного контента, а с 2019 года действует закон, наказывающий штрафами и блокировками распространителей фейковых новостей. Критерий достоверности по данному законодательству, опять же, определяется не доказуемыми фактами, а мнением властей.

США

В Соединенных Штатах борьбой с дезинформацией занимается Центр иностранного вредоносного влияния (FMIC), связанный с Центральным разведывательным управлением (ЦРУ). Законодательство в США в основном связано с фейками и попытками повлиять ложью или «полуправдой» на те или решения избирателей во время избирательного процесса. Любые попытки повлиять на исход выборов при помощи фейков являются незаконными.

Помимо этого, в США, как и в Европейском союзе, существует единая на все штаты законодательная обязанность отслеживать достоверность распространяемого контента любых лиц со стороны владельцев онлайн-платформ. Данное правило было принято еще в 1996 году и до сих пор действует. Однако, в отличие от ЕС, законы США предполагают, что владельцы соцсетей не имеют права самостоятельно удалять недостоверный контент, опубликованный пользователями, а могут его модерировать только с помощью прозрачной политики – например, отображая под записями информацию «Данная публикация может быть недостоверной» с объяснением причины.

Аргентина

Отдельно следует упомянуть уникальную особенность противодействия фейкам в Аргентине. В данной стране нет отдельного закона, направленного на борьбу с дезинформацией. Однако это единственная страна в мире, где есть специальные «сторожевые собаки» (наблюдатели) за недостоверной информацией. 

Они появились в 2020 году, когда Федеральное управление по защите аудиовизуальных коммуникаций создало новый департамент Nodio, назвав его «Обсерватория по наблюдению за дезинформацией и символической власти в цифровых медиа и платформах». Целью данной организации была названа «защита граждан от ложных, злонамеренных и обманчивых новостей». Решение о ее создание критиковалось различными активистами, журналистами и общественными деятелями, включая местных депутатов, за возможное оказание цензуры на СМИ до тех пор, пока не было официально разъяснено, что «Обсерватория» не будет заниматься какими-либо наказаниями, а носит только аналитическую функцию. 

Фактически в Аргентине создали самую первую известную в мире самостоятельную государственную официальную организацию, занимающуюся проверкой достоверности заявленной информации («фактчек») и работой над медиаграмотностью населения, не выполняющую карательные функции. Ранее подобные организации были только гражданскими или исключительно финансово спонсируемыми государствами.

Помимо Аргентины законодательства по борьбе с дезинформацией на данный момент нет в Украине, Грузии, Афганистане, Саудовской Аравии, Норвегии, Швейцарии, Малайзии, Республике Корее и ряде стран Южной Америки. Тем не менее, с каждым годом меры по борьбе с фейками принимают все больше и больше стран, и многие из перечисленных государств уже сейчас начинают разрабатывать собственные законы. Например, в Украине законопроект «О медиа», содержащий статью об ответственности за распространяемую информацию и направленную на борьбу с пропагандой, начали рассматривать в конце 2022, приняли в марте 2023 и с 1 января 2024 он вступит в силу.

Ранее в марте этого года Exclusive.kz публиковал видео-дискуссию о способах самостоятельного определения и противостояния дезинформации «Медиаграмотность: как не утонуть в информационном океане?», в которой принимали участие президент Коммуникативной Ассоциации Казахстана Багиля Ахатова и студент Амирбек Толеубек.

Максим Елизаров




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.