Как цифровизация помогает/не помогает казахстанцам добиваться справедливости? - Exclusive
Поддержать

Как цифровизация помогает/не помогает казахстанцам добиваться справедливости?

Цифровизация – не дань моде, а инструмент преобразования всего общества и государства, его многочисленных связей и взаимоотношений – поэтому она неизбежно должна охватить и сферу отношений правовых. О том, как проходит цифровизация правовой структуры Казахстана, и о многом другом exclusive.kz рассказал Елжан Кабышев, эксперт юридической фирмы «Центр цифровых прав Казахстан» (Digital Rights Center Qazaqstan), открывшей свои офисы в Международном финансовом центре «Астана» в столице и в Алматы в 2021 году. Компания оказывает профессиональные юридические услуги гражданам, а также казахстанскому и иностранному бизнесу в области цифрового права (обработка персональных данных; защита чести, достоинства и деловой репутации в интернете; восстановление доступа к сайтам и т.д.).

– Елжан, очевидно, что при внедрении digital-технологий в столь сложную и многостороннюю сферу, как правовые отношения, необходим координатор этого процесса. Какую роль в этом сегодня играет министерство юстиции?

– Очень важную, так как оно было ответственным за реализацию определенных мероприятий – совместно с другими государственными органами: в первую очередь следует указать Министерство цифрового развития с уже утратившей силу государственной программой «Цифровой Казахстан» в сфере направления «Переход на цифровое Государство».

Среди основных направлений цифровизации правовой структуры Казахстана можно выделить следующие:

Создание и внедрение ИС «Е-законодательство». Велась работа по созданию и внедрению системы электронного законодательства, которая позволит автоматизировать процесс подготовки, согласования, экспертизы и учета законопроектов. Однако неизвестно, введена ли в эксплуатацию данная система, так как свежих новостей о ней нет. А срок ввода указан 2021 год.

Цифровизация регистрационной службы и организации юридических услуг. Эта работа направлена на упрощение и ускорение процедур регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей. Для этого используются электронные сервисы, такие как Единое окно предоставления государственных услуг, Единая система электронного документооборота, Единая система электронной подписи и другие. Сейчас же некоторые банки предоставляют возможность по упрощенной процедуре (я бы сказал, user-friendly процедуре, так как интерфейс решает важную роль) открыть ИП, как, например, это предлагают Kaspi.kz, Jusan Bank, Банк ЦентрКредит. Также в рамках этого направления развивается институт нотариата и адвокатуры, в том числе с применением цифровых технологий, таких как проект «Цифровой нотариат», который позволяет заверять доверенности в электронном виде.

Цифровизация принудительного исполнения повышает эффективность исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также международных договоров в Казахстане. Для этого используются электронные сервисы, такие как Кабинет сторон исполнительного производства, который позволяет отслеживать онлайн ход исполнительного производства, получать информацию о действиях судебного исполнителя.

Как сообщал в свое время вице-министр юстиции Бекболат Молдабеков: «При принудительном исполнении частным судебным исполнителем с должников взымается сумма основного долга и дополнительная комиссия в размере от 3% до 25% от суммы взыскания. Для снижения долговой нагрузки на граждан разработан Робот по автоматическому возбуждению исполнительного документа и направлению уведомления должнику. Применение Робота позволит гражданам снизить дополнительные финансовые расходы на оплату деятельности судебного исполнителя».

К несомненным достижениям минюста можно отнести создание и внедрение информационной системы Единого государственного кадастра недвижимости путем консолидации информационных систем (АИС ГЗК, ГБД РН). Как указано в госпрограмме, должна быть проведена работа по интеграции разрозненных кадастров в одно информационное пространство, обеспечена автоматизация процедур таким образом, что каждый вновь появившийся объект, будь то дом или дорога, при прохождении процедур государственных услуг будут появляться на карте, обновляя ее. В результате внедрения повысятся доступность и качество оказываемых населению услуг в сфере земельных отношений, архитектуры, строительства, природопользования и охраны окружающей среды, геологии, жилищно-коммунального и сельского хозяйства.

– Какие новые цифровые возможности во взаимоотношениях с правовыми органами есть уже сегодня у граждан?

 – Сегодня граждане Казахстана имеют возможность пользоваться различными цифровыми сервисами во взаимоотношениях с государственными органами.

Например, они могут:

Подавать заявления, жалобы и обращения в суды, прокуратуру, органы внутренних дел и другие правоохранительные структуры через платформу электронных обращений «e-otinish», которая позволяет отслеживать статус рассмотрения документов и получать уведомления о результатах.

Подавать исковые заявления, ходатайства и другие документы в суд через информационную систему Верховного Суда – «Судебный кабинет».

Получать государственные услуги в Телеграме от портала Egov.kz, который имеет в наличии собственный бот – https://t.me/Kenes1414Bot.

Участвовать в голосованиях по новым нормативным правовым актам, комментировать их через портал «Открытые НПА».

Использовать мессенджеры и соцсети (Facebook, Telegram, Instagram и т.д.) для взаимодействия с государственными органами.

– Как проходит цифровизация судов? Какие здесь есть достижения и трудности?

– Упоминая программу «Цифровой Казахстан, следует отметить отчет Минцифры по реализации данной госпрограммы за 2018-2020 годы: «Цифровизация гражданского процесса позволит реализовать принцип правовой определенности, упростить доступ к правосудию, систематизировать судебную практику, обеспечит доступ к судебной информации, обеспечит высокий уровень доверия населения, упростит ведение судопроизводства». Однако проводилась цифровизация не только гражданских судов, но и уголовных и административных, на которые суммарно потратили 2,5 млрд тенге из республиканского бюджета.

На деятельность судов повлияла и пандемия COVID-19. Есть аналитика по онлайн-судам, которая была подготовлена в рамках казахстанского некоммерческого проекта «Ландшафт цифровых прав и свобод», после объявления эпидемии коронавирусной инфекции пандемией и введения почти повсеместного строгого карантина. Международные организации призвали правительства обеспечить надежный цифровой доступ к работе судов. Так, Международная комиссия юристов в своих рекомендациях от 6 апреля 2020 года подчеркнула, что важно сохранить работу судов и доступ населения к заседаниям даже во времена ЧП, а странам следует создать механизмы для того, чтобы граждане могли обжаловать необоснованное введение карантина.

Управление Верховного комиссара ООН по правам человека в своем заявлении о трудностях работы судебной системы в условиях ЧП настаивало, что страны должны обеспечить своим гражданам возможность подавать обращения и жалобы в цифровом виде.

В Казахстанережим ЧП и карантина на всей территории страны был введен впервые в истории: 16 марта президент Касым-Жомарт Токаев подписал соответствующий указ. В тот же день Верховный Суд Республики Казахстан выпустил пресс-релиз «О режиме работы судов республики в рамках ЧП». Сообщалось, что судебные процессы рекомендовано проводить дистанционно с применением IT-технологий (в том числе мобильного приложения «TrueConf»).

Отсутствие физического доступа к правосудию ограничило право на справедливое судебное разбирательство, а рекомендации Верховного Суда исполняются далеко не всегда: на практике процессы проводятся в любых мессенджерах, невзирая на качество технологии и связи.

22-23 июня 2021 года прошла международная экспертная дискуссия «Доступ к правосудию в условиях пандемии COVID-19», где со стороны Казахстана выступали представитель Верховного Суда Аслан Тукиев и адвокат Елена Дворецкая. По словам Аслана Тукиева, 90% всех судов в Казахстане во время режима ЧП проводились онлайн, а оставшиеся 10% – это дела, где личное присутствие было необходимо для объективного рассмотрения.

Онлайн-процессы регулируются ст. 11-1 Гражданского процессуального кодекса «Особенности электронного судопроизводства», однако в уголовном и административном кодексах соответствующих глав нет. В своем выступлении Тукиев также отметил, что отсутствие законодательства, регулирующего работу судов во время режима ЧП, является вызовом.

Указывалось и на несколько проблем, связанных с ведением судопроизводства онлайн. Это, прежде всего, использование программ, неспособных обеспечить качество связи и безопасность; возможность произвольного отключения участников; невозможность оказания своевременной юридической помощи; сложности с допросом свидетелей, экспертов и специалистов; сложности с ознакомлением с представленными документами, и ряд других.

Юристы-практики к этому списку добавляют возможные процессуальные нарушения, ограничение гласности, связанное с недостаточной технической оснащенностью судов, невозможность медиативного соглашения между сторонами в некоторых случаях, а также сложности при получении судебных документов. С другой стороны, по словам юристов, онлайн-суды экономят время и предоставляют им возможность участвовать в судебных заседаниях по всему Казахстану.

Несколько судебных процессов над активистами, проведенных в онлайн-формате уже после введения режима ЧП, можно считать маркерами, выявляющими проблемы онлайн-судопроизводства.

TrueConf – система видеоконференцсвязи, которая использовалась судебными органами в рамках пилотного проекта «Виртуальный суд», не оправдала своих ожиданий, когда проведение онлайн судебных производств по административным, уголовным и гражданским делам во всех инстанциях составило около 90% от общего количества.

Цифровизация гражданского процесса позволит реализовать принцип правовой определенности, упростить доступ к правосудию, систематизировать судебную практику, обеспечит доступ к судебной информации, обеспечит высокий уровень доверия населения, упростит ведение судопроизводства.

Суды, в основном, пользуются мессенджерами и видеоконференц-приложениями типа ZOOM или Skype, львиную долю дел рассматривают в мессенджере WhatsApp. В свою очередь, для рассмотрения резонансных дел и поддержания имиджа судебной системы производство переходит в Skype или ZOOM.

Анализируя статистику за последние годы, можно констатировать, что цифровизация судебной системы в части проведения судебных заседаний онлайн полагалось в основном на бесплатные или платные технические решения – не в рамках программы «Цифровой Казахстан».

– Что делать с низкой цифровой и правовой грамотностью населения, работников сферы ИКТ и руководителей организаций по вопросам кибербезопасности? Как вы видите решение этой проблемы?

– Это серьезная проблема, которая может подвергать риску безопасность и конфиденциальность данных, а также увеличивать уязвимость к сетевым атакам. В Казахстане было много случаев утечек данных, и происходили они из-за человеческого фактора. Я думаю, что решение этой проблемы требует комплексного подхода.

Необходимо разработать и внедрить образовательные программы по цифровой грамотности и кибербезопасности для разных групп населения, работников сферы ИКТ, и, в случае потребности, для руководителей организаций. Эти программы должны охватывать основные принципы безопасного поведения в Интернете, правовые аспекты защиты данных, а также практические навыки по использованию современных технологий и сервисов.

Кроме того, нужно, на мой взгляд, актуализировать законодательство в области персональных данных. Так, на данный момент обсуждается вопрос об информировании субъектов персональных данных в случае, если их данные «утекли» в сеть. Сотрудники, которые непосредственно работают с персональными данными, должны проходить тренинги и курсы по вопросам защиты персональных данных. Необходимо обеспечить эффективный контроль и мониторинг за соблюдением правил и норм по кибербезопасности и защите данных, а также своевременное выявление и реагирование на инциденты. Для этого необходимо использовать современные технические средства, а также взаимодействовать с компетентными органами и организациями.

Дмитрий Слинько




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.