Как казахов приучали любить Россию
У всех постсоветских стран после обретения независимости встала общая проблема – национальные языки и культуры были сильно подавлены. Некоторые государства справились с этой проблемой более или менее успешно, но колонизированное сознание, ощущение собственной неполноценности все еще сохраняется у большинства бывших советских наций. Что уж говорить о казахах. У психологов есть свое понимание того, почему такое сознание возникает и как можно его преодолеть.
Год назад в казахстанском сегменте соцсетей появилось видео, где простая, очень скромно одетая женщина на корпоративном новогоднем вечере исполняет самый известный хит из репертуара великой Мирей Матье – песню «Пардон муа» («Pardonne-moi Ce Caprice D’enfant»).
Видеоролик, мгновенно став вирусным, набирал обороты. Журналисты брали у нее интервью, народ писал восхищенные комментарий, гордясь ею, называл самородком, «Нағыз Қазақ Қызы», показавшей лучшие черты своего народа. А еще у нее, педагога и матери троих сыновей, спрашивали об отношении к современной геополитической обстановке.
– Как любой адекватный человек, я против войны и сепаратизма, – говорила женщина.
Прошлой осенью ее пригласили в программу «Прямой эфир» на телеканале «Россия-1» Андрея Малахова. Вернулась она оттуда восторженной: «Все оплатили: перелет, проживание и пропитание, такси».
Рассказывая об участии в передаче, восхищалась девушкой, которая пишет письма в стихах мужу, воюющему с украинцами.
– Когда я после Красной площади проходила по улице Варварка, где расположены разные храмы (церковь святой Варвары. – Ред.), видела похоронные венки, горящие свечи, фото погибших участников СВО, – вспоминала казахстанка. – Со стороны на это смотреть было тяжело, люди все-таки теряют своих родных. Мне их было очень жалко, и я попросила сопровождающую меня женщину-таксиста побыстрее пройти мимо, а то бы мое сердце не выдержало. Конечно, я против войны, но жизнь продолжается…
По мнению кандидата педагогических наук, аналитического психолога Айгуль Садыковой, так проявляется колонизированное мышление. Но в основе такого мышления лежат процессы, свойственные любой человеческой психике.
– Я не совсем уверена, что речь идет только о колонизированном сознании. Мне кажется, это больше говорит о неотъемлемой части психики человека, которую можно назвать примитивной, простой, детской. Вероятно, на этой основе и формируется колонизированное сознание. Здесь мне сразу приходит на ум история работорговли. Ведь черных рабов поставляли белым хозяевам в обмен за блага так называемого цивилизованного мира сами жители Африки.
С точки зрения психологии, тут есть два момента. Первый – сознательное получение определенного дохода, денег или других материальных ценностей без принципов этики, морали, гуманистического подхода в отношениях между людьми. Это похоже на мышление ребенка, который просто выживает или следует своим сиюминутным импульсам, его сознание не замутнено никакими другими переживаниями. Другие люди для такого человека являются объектами, а не субъектами, чьи переживания, чаяния, надежды и интересы не имеют для него значения.
Как проявляется другой момент, хорошо показано в мультфильме «Зеркальце», где девочка, гуляя по лесу, распевает песенку: «Кто похвалит меня лучше всех, тот получит сладкую конфету». В данном случае какая-то часть нас может быть в роли той девочки, другая – животных, которые пытаются угодить ей.
Когда у людей нет четких внутренних принципов и крепкого «Я», появляется ощущение долженствования за то, что им дали позитивный отклик, и они начинают жить по принципу аборигенов времен рабовладения – дали что-то «блестящее», надо взамен отдать что-то ценное, порой жизни других людей.
Мне видится, что женщиной, о которой идет речь, движет этот принцип. По сути, это психология сироты. Человек получил позитивное отражение – его увидели, сказали что-то хвалебное. Следовательно, за это нужно дать то, что важно им, даже в ущерб себе. Основа такого поведения – детско-родительские отношения, когда приходит кто-то, кто, имея что-то, выдает себя за более сильного и умного. И мы, взрослые, образованные люди, проваливаясь в свое детское состояние, уподобляемся тем аборигенам, которые готовы продать все, что угодно за бусы, цена которых им неведома.
В истории со свечами у церкви и возложением цветов погибшим участникам СВО со стороны нашей соотечественницы было то же самое. Ее позвали на самый главный российский канал, ее там признали. Чтобы было легче поступиться нормами морали и этики, психика разделяет на «свой» и «чужой». Если в работорговле те, кому люди из одного племени продавали людей из другого племени, – чужие, поэтому продавцы не испытывали никакого сострадания к ним. В принципе на этой основе война сейчас и идет – никакого сострадания к разрушаемой Украине и украинцам.
Это не относится конкретно к казахской нации, это проявление психики человека. Просто мы, живя здесь, чувствуем это очень остро. Поэтому основа для существования психического и позитивного – это только гуманистический подход, где есть уважение к традициям другого народа. А если смотреть с психоаналитической точки зрения, то это и есть взрослое состояние человека.
Мифы колонизаторов
Психолог из Баку Гульнара Акбарова в одном из своих интервью подробно рассказала, как формируется колонизированное сознание и почему оно выгодно колонизатору.
– Хотя Советский Совет не был империей в классическом понимании этого слова, но основные характеристики колониальной политики там были. Это и установление своей военно-политической власти и экономическое угнетение, и, конечно, внедрение культуры и языка колонизатора, который идет в новые страны для того, чтобы угнетать и обогащаться за счет них.
Чтобы проводить массовое насилие, он придумывает разные мифы о том, что он великий народ, который идет спасать примитивных дикарей. Так поступали все колонизаторы – и французские, и британские, и голландские. Советский Союз добавил к этому еще и миф о «большом брате» и о том, что он «несет освобождение, цивилизацию и технологический прогресс». Включается машина пропаганды – и через какое-то время все поколения колонизированных искренне верят в это.
Такова психология колонизатора, а что происходит с колонизированным? В начале, когда приходит колонизатор, он чувствует себя угнетенным, испытывает ненависть, но высказывать агрессию очень опасно, потому что колонизатор всегда устанавливает свою власть через насилие. Итог – после нескольких попыток у колонизированного развивается выученная беспомощность. Накопленную агрессию и ненависть он трансформирует в восхищение и начинает постепенно верить в миф о том, что эти люди действительно принесли ему освобождение, приобщили к культуре и цивилизации, дали возможность учиться.
Здесь важно понимать, что колонизатор никогда не ставит цели развивать колонизированную страну. Все, что он хочет, – обогащаться, выкачивая материальные и человеческие ресурсы. Для этого он использует два основных пути. Во-первых, колонизировать территорию и установить там свою власть. Во-вторых, колонизировать мозг местного населения.
Самый простой путь к этому – лишить человека его языка, потому что он основа коммуникации, то, как мы строим свое мировоззрение, общаемся со своими близкими. Когда у человека отбирается язык, теряется связь поколений. Это – как дерево, у которого отрезали корни – его снесет малейший ветерок. То есть человек, у которого отобрали культуру, идентификацию и язык, становится никем и ничьим. Его можно послать на любую войну или на любые тяжелые стройки. Ему незачем будет сопротивляться, он ведь лишен своей идентичности.
Самый главный миф, который приносит с собой колонизатор, – о своем величии. И здесь всегда есть обратная сторона. Если его культура великая, значит, другая примитивная. И сегодня, когда люди говорят о своем народе как о неразвитом и примитивном, а о языке как о слабом и небогатом, то это результат многолетней пропаганды, когда люди смотрят на себя глазами колонизатора. Они говорят о себе так, как многие годы колонизатор внедрял в их мозг.
Чтобы избавиться от этого, во-первых, нужно понимать, что это миф. Ни одна культура не может быть более великой, чем другая. Она может не нравиться кому-то другому, быть ему непонятной, но для каждого человека его культура аутентична и уникальна.
Нам говорят, что колонизатор дал нам доступ к своей великой культуре. Отлично! Мы слушаем Чайковского, знаем и любим Достоевского и Толстого. Но какой ценой?! Мы не знаем своей культуры и языка, потому что они уничтожались, а наши поэты и писатели уходили в небытие. То есть это было одностороннее внедрение культуры, традиций и обычаев одного народа и репрессия культуры, обычаев и мифов местного населения.
Что нам со всем этим делать? Прежде всего, деколонизировать свой разум, понять, что это была мощная пропагандистская машина, направленная на то, чтобы лишить нас национальной идентичности. Мы можем это сделать, только усиливая свой язык, знать, понимать, слушать и интересоваться собственной культурой, поддерживать и с любовью относиться к своим соотечественникам. Ни в коем случае нельзя обвинять тех людей, которые плохо знают свои язык и культуру. В условиях, когда шла планомерная русификация населения, на которую тратились огромные деньги и силы, у них не было выбора. И нам тоже, чтобы вернуть силу своего языка, нужна поддержка – личностная, межличностная, дружеская и государственная. Только так мы можем восстановить свою идентичность. А еще нужно называть вещи своими именами – всякое восстановление начинается именно с этого. То есть не «великий, могучий Советский Союз», а колонизатор и агрессор, экономическая и экологическая катастрофа, голодомор, разрушенные жизни наших предков.
И понимать, что если нам не нравятся свои соотечественники, то, возможно, мы все еще смотрим на себя глазами колонизаторов, то есть внутренне интернализовано. Это когда колонизатора уже нет, а мы все еще относимся к себе как к недостаточно развитому, примитивному народу. Такому, которого кто-то могучий и великий спасет и научит чему-то.
10 Комментариев
Ребят, вы совсем уже с катушек съехали? Нельзя сочувствие, сострадание клеймить колонизированным мышлением.
У вас из таких статей уши западных грантов торчат.
Соросята.
Почему не пишите что в СССР была ДРУЖБА НАРОДОВ?
Только благодаря ДРУЖБЕ НАРОДОВ мы победили в Великой Отечественной Войне.
Почему не пишите о главном лозунге коммунистов -«Пролетарии всех стран объединяйтесь»?
Ответ прост — ваша задача сеять вражду и страх.
Абдугали, вы ничего не поняли
Дұрыс
Да в некоторых головах до сих пор не выветрилось! А еще хуже когда власть не видит , что еще есть такие у власти кадры готовые к измене.
Окуппированное сознание- это когда о нем без устали говорят и
о нем пишут «озабоченные».
Всё верно сказано. Противно смотреть на таких людей, который восхищаются колонизаторами. СССР -это было не благо для казахов! Очухайтесь уже, всякие там Абдугали
Это не Абдугали, а Андрюша из пропагандистской фабрики троллей
«Три АЭС на благо Казахстана»,слова в точности подтверждающие статью,продают свои((
Хватит жить одним только прошлым, плохие отношения были между многими странами, которые сейчас сотрудничают. Езжайте в степи, благо у нас их достаточно, там живите и там идентифицируйтесь сколько влезет. Не мешайте Казахстану развиваться и становиться современным. Вам подобные и тащут Казахстан на дно.