Как казахстанскому искусству и его коллекционерам «выйти из тени»? - Exclusive
Поддержать

Как казахстанскому искусству и его коллекционерам «выйти из тени»?

В конце марта на стриминговом сервисе «Apple TV+» вышел двухсерийный документальный фильм «Стив! (Мартин)» про комедийного актера Стива Мартина. Помимо всего прочего, в своей жизни этот актер собрал большую коллекцию американского искусства, а после выхода фильма об этом узнал весь мир. Мартин, в свою очередь, очень гордится тем, что у него получилось собрать довольно внушительную коллекцию искусства, и, более того, он показывает ее на выставках, говорит о ней в интервью и все такое. В нашей стране тоже есть коллекционеры, но мы о них (не говоря уже про их коллекции) ничего не знаем. Почему? Попробуем разбираться.

В конце марта я получила приглашение на открытие выставки «Звезды казахстанского искусства ХХ века» в галерее «Улар». Возможно, меня бы не заинтересовала эта выставка, если бы не приписка: «Искусство в частных собраниях». «Нечасто можно увидеть в Казахстане выставки из частных собраний», – подумала я и отправилась посмотреть экспозицию. На выставке в «Уларе» представлены около 50-ти произведений казахстанских художников из коллекций Юрия Кошкина, Юрия Калаиджиди, и, как сказано в пресс-релизе, «других алматинских коллекционеров».

На моей памяти это всего лишь вторая выставка из частных коллекций, которая прошла в Алматы (если не считать выставку антиквариата, конфискованного в пользу государства – состоялась в прошлом году в Центральном государственном музее Казахстана). Первая выставка, которую я помню, называлась «Созвездие имен» (прошла осенью 2011 г.) и была также организована галерей «Улар».

«Выставки из частных коллекций для меня – давний проект. Начало было положено в середине 1990-х, и идея пришла в голову мне и коллекционеру Юрию Алексеевичу Кошкину, после того как я представил его собрание на параде галерей в 1995 году в музее Кастеева. Потом у нас была большая выставка в 1996 году в ЦГМК, и эта выставка дала большой толчок развитию коллекционирования в Казахстане. Абсолютно все залы музея были заняты колекцией Кошкина – от иконописи до современных художников Казахстана. В первый раз там был представлен Сергей Калмыков, который потом заинтересовал американского коллекционера Ричарда Спунера», – говорит директор галереи «Улар» Юрий Маркович.

Who is mister Кошкин?

Юрий Кошкин считается первым «открытым» казахстанским коллекционером, который не только страстно собирал свою коллекцию, но и не стеснялся ее показывать.

Коллекционировать начинал еще его дед по материнской линии. Юрий Алексеевич продолжил собирать предметы искусства, и, как рассказывают те, кто его знал, он действительно очень любил искусство. Судьба коллекционера Кошкина была интересной, как в захватывающем детективе.

В свое время он был членом Алма-Атинского обкома и занимал должность начальника управления капитального строительства, но был пойман на махинациях с квартирами. Говорили, что он продавал неучтенные квартиры на пристроенном пятом этаже четырехэтажного дома. «Дело Кошкина» прогремело на весь Советский Союз. Из вменяемых 10 эпизодов дела Юрий Кошкин признал два.

«Погорев» на схемах со строительствами квартирных домов, он был приговорен к смертной казни (!!!). Его коллекцию конфискуют в пользу государства и передадут в музей. Два года он просидит в камере смертников, каждый день ожидая конвоя. Позже дело пересмотрят и заменят расстрел на 15 лет лишения свободы. Кошкин выйдет на свободу через 14 лет.

Выйдя из тюрьмы, он продолжит покупать искусство и начнет собирать свою новую коллекцию. Более того, он выкупит здание бывшего НКВД/КГБ на Наурызбай батыра (бывшая улица Дзержинского). По иронии судьбы, в этом же здании его допрашивали по уголовному делу. Там он и откроет первый в Казахстане (а возможно, и на всей территории бывшего СССР) частный музей. Музей получит имя «Умай».

«Я бы назвал Юрия Кошкина интеллектуальным и разнообразным коллекционером. Спектр его интересов простирался от филателии, редких книг по искусству, антиквариата, икон и до работ художников современного Казахстана. Он помогал многим художникам и много делал для них. Мы часами говорили с ним об искусстве, он открыл для меня таких художников, как Калмыков, Айтбаев, Шарденов, Сариев и других шестидесятников, с которыми он дружил. Он знал многих, многим помогал. Для меня, тогда еще только начинающего галериста, Юрий Алексеевич был учителем, и именно он «заразил» меня интересом к казахстанскому искусству. Результатом такого общения стало то, что наша галерея «Улар» существует уже 30 лет. Я бы поставил Кошкина в один ряд с господином Савицким (Игорь Витальевич Савицкий – художник-живописец, собиратель искусства, создатель и первый директор Музея искусств в Нукусе, – ред.). Благодаря Кошкину коллекционное движение в Казахстане начало развиваться, а многие художники стали известными», – рассказывает галерист Юрий Маркович.

«Во-первых, Кошкин обеспечил сохранение многих произведений, а во-вторых, он буквально спас многих художников от голодной смерти в 1990-е годы», – говорит искусствоведка Валерия Ибраева.

При музее «Умай» была открыта художественная школа для детей и взрослых, проводились выставки. То, что основатель музея часть своей жизни находился под следствием и в колонии, оставило свой след. В музее регулярно проводились выставки изделий (если можно так назвать), сделанных людьми, находящихся в местах лишения свободы. Сегодня музея «Умай» на карте Алматы нет, но Юрий Маркович рад, что у первого публичного казахстанского коллекционера есть последователи – по меньшей мере, один.

«Достижение любого коллекционера – это путь к публичности. В мире очень много таких примеров, например, музей Гуггенхайма в Нью-Йорке или музей Пегги Гуггенхайм в Венеции. В Казахстане такой высшей точки в коллекционировании достиг, по моему мнению, Юрий Кошкин, основав музей «Умай», и сейчас я вижу последователя Кошкина –Нурлана Смагулова, который готовится открыть свой музей уже в этом году», – говорит Маркович.

Счастье любит тишину?

В 1990 году американский портал ARTnews начал публиковать свой ежегодный список 200 лучших коллекционеров (Top 200 Collectors). Этот список топ 200 является одним из самых исчерпывающих источников информации в мире об активных и важных коллекционерах произведений искусства. И более того, это единственный выпуск ArtNews, который выходит в печатном виде. Полагаю, что попасть в этот список также престижно, как и в список Forbes. В разные годы туда входили россйские коллекционеры, но никогда не было казахстанских. Оно и понятно: про казахстанских коллекционеров ничего не знают даже на родине, не говоря уже про ARTnews. Создается ощущение, что наши казахстанские коллекционеры руководствуются поговоркой о счастье, которое любит тишину (простите, но смайл «рука-лицо» тут будет самым уместным).

Но есть и еще один аспект. Попасть в этот топ-200 только потому, что ты видимый (открытый) коллекционер, а твоя коллекция узнаваема, невозможно.

Чтобы считаться настоящим коллекционером, нужно быть кем-то большим, чем интеллектуалом-собирателем. В этой связи хочу процитировать слова коллекционерки из Хьюстона Барбары Гамсон (Barbara Gamson), которая вместе мужем Майклом Гамсоном, входит в топ-200: «Распространенное заблуждение о коллекционере произведений искусства – это человек, который продолжает покупать, даже когда у него заканчиваются стены. Хотя это действительно нечто большее». Барбара также участвовала в опросе ARTnews и разделила общую среди коллекционеров точку зрения, что в список должны попадать только те люди, которые, кроме самого коллекционирования, поддерживают художников и учреждения культуры.

Еще одна коллекционерка из топ-200 Памела Джойнер (Pamela Joyner) солидарна со своей соседкой по списку: «Быть ​​коллекционером в самом полном и благородном смысле этого слова включает в себя пропагандистскую деятельность, покупку произведений в критические моменты, экспонирование произведений общественности, активное кредитование и пожертвования, поощрение стипендий».

Обе женщины входят в попечительские советы разных музеев. Джойнер еще сосредоточена на том, чтобы помочь вырастить следующее поколение попечителей музеев – афроамериканцев. А Гамсоны уделяют особое внимание женщинам-художницам и цветным художникам (artists of color).

Искусствоведка Валерия Ибраева в ответ на мой вопрос о том, почему казахстанские коллекционеры не хотят не то что показывать свои коллекции, но и даже публично признать себя коллекционерами говорит, что наличие коллекции – знак благосостояния, и не все хотят, чтобы об этом знала широкая общественность. «Тем более, искусство это, как правило, дорого, и опять же не все хотят, чтобы знали о его довольно неплохом финансовом положении», – говорит она.

Галерист Юрий Маркович же считает, что каждый коллекционер руководствуется своими мотивами. «Кто-то готов к публичности, кто-то скромен, кто-то по своим субъективным причинам не хочет показывать то, что нажито непосильным трудом. Но, как я уже сказал, есть и последователи Кошкина. Сейчас самым ожидаемым и значимым проектом в этой сфере будет музей Нурлана Смагулова. Слава к казахстанскому искусству придет через частные собрания и их презентацию на зарубежных площадках. И реально показать пласт казахстанского искусства могут только коллекционеры за счет своих собственных средств. Я надеюсь, что если постепенно привести в порядок законы и механизмы, то всем, и художникам, и коллекционерам будет легче. Я считаю, нам нужен закон о меценатстве для развития спонсорства и помощи художникам и культурным институциям», – прокомментировал галерист.

Хотела бы я согласиться с галеристом, но что-то подсказывает мне, что мировую славу с такими теневыми коллекциями казахстанское искусство будет зарабатывать еще не одно столетие. Да и наше неповоротливое государство вместо регулирования сферы, как обычно, предлагает совсем другие меры – речь о всеобщем декларировании. Сыграет ли оно какую-то роль в процессе транспарентности коллекций и коллекционеров, как говорится, «вопрос вопросов» для наших реалий и в нашей стране. Войдет ли когда-нибудь кто-то из казахстанцев в топ-200 лучших коллекционеров мира, тоже вопрос почти риторический. Почему «почти»? Сдается мне, что у нас опять вся надежда на единственного открытого коллекционера в нашей стране, собрание которого уже в этом году казахстанцы смогут увидеть в новом, построенным им же музее.

Выставка «Звезды казахстанского искусства XX века. Искусство в частных собраниях» в галерее «Улар» (в Союзе художников Казахстана) продлится до 3 мая.

Фото: Гульнар Танкаева

Гаухар Сатпаева




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.