Как в Казахстане с цифровым благополучием? - Exclusive
Поддержать

Как в Казахстане с цифровым благополучием?

Рассуждения о глубокой цифровизации общества уже не фантазии о далеком будущем. Цифровой Казахстан во многом стал реальностью, в которой мы живем. Пользу от цифровых решений почувствовало большинство граждан нашей страны – практически сразу.

В 2006 году был запущен портал электронного правительства eGov.kz. Создание электронного правительства было необходимо для того, чтобы сделать работу органов власти более эффективной, открытой и доступной для граждан. Раньше каждый государственный орган «жил своей жизнью» и мало соприкасался с остальными, а гражданам приходилось обходить множество инстанций, чтобы собрать всевозможные справки, подтверждения и прочие бумаги. Все это превращало процесс получения всего одной государственной услуги в бесконечную ходьбу по госучреждениям. Теперь с этим покончено – благодаря проектам электронного правительства.

За 17 лет своего существования портал электронного правительства eGov.kz оказал государственные услуги более чем 13,5 миллионам граждан Казахстана, а это порядка 70% населения всей страны. В общей сложности за это время с помощью портала eGov.kz казахстанцы получили 415 млн государственных услуг.

На текущий момент в электронном правительстве 627 видов услуг и сервисов, 92% госуслуг автоматизированы. В 2023 году в число наиболее востребованных процессов вошли такие, как рождение ребенка, постановка в очередь и зачисление в детские сады, прием в школу и ВУЗ, устройство на работу, выплата пособий, владение автомобилем, очередь на жилье. Все они рассмотрены в рамках концепции «Invisible Government».

Цифровизация государственных услуг также помогает и в деле социальной защиты населения. Яркий пример – проект «Цифровая карта семьи». Он предусматривает перевод формата получения госуслуг в проактивный формат. То есть для каждого гражданина предоставляются услуги гарантированного пособия от государства в зависимости от его статуса. В рамках этого проекта решение будут принимать только информационные системы, будет устранен человеческий фактор.

В рамках трансформации и реинжиниринга государственных услуг в 2023 году реализовано автоматическое назначение пособия многодетным матерям, награжденным подвесками «Алтын алқа», «Күміс алқа», где срок оказания услуги сократился с семи до одного рабочего дня. В рамках автоматического назначения полностью исключен человеческий фактор. По данному принципу планируется продолжить работу и по другим услугам.

Не прошла мимо казахстанского электронного правительства и так называемая «революция смартфонов». С 2019 года граждане начали получать государственные услуги через мобильное приложение eGov Mobile. Сегодня в приложении доступны 678 госуслуг, из которых 204 услуги и сервиса портала eGov.kz, 474 услуги для физических лиц портала e-license. Ежемесячно приложением активно пользуются порядка 2,4 млн. казахстанцев и оказывается порядка 50 тысяч государственных услуг в месяц.

Сейчас зарегистрироваться в приложении стало проще – не более чем за пять минут с помощью биометрической идентификации можно получить электронную цифровую подпись (ЭЦП), зарегистрироваться в базе мобильных граждан.

Кроме онлайн-услуг в телефоне, казахстанцы теперь могут всегда иметь под рукой так называемые «цифровые документы» – цифровые аналоги своих самых востребованных документов. Сейчас в eGov Mobile доступны 24 цифровых документа (удостоверение личности, паспорт гражданина РК, водительское удостоверение, паспорт вакцинации, ПЦР-тест, свидетельство о рождении и др.), которыми активно пользуются более 11,6 млн граждан. Все цифровые документы можно предъявлять по месту требования – законом закреплена равнозначность электронного документа, то есть цифровые документы равнозначны их бумажным аналогам.

С появлением портала «Smart Bridge» каждый госорган имеет возможность интегрироваться с бизнесом и другими различными площадками для развития цифровизации в стране. К примеру, некоторые госуслуги уже можно получить с помощью приложений банков второго уровня. Для граждан это очень удобно, так как появилась возможность доступа к информации с различных платформ.

В банковские мобильные приложения выведено более 20 видов услуг, которыми в 2022 году граждане воспользовались порядка 700 тысяч раз. Так, к примеру, государственные услуги по перерегистрации авто, подаче заявления на пособие по рождению ребенка, регистрацию брака и т.д. были выведены в приложения банков второго уровня – Halyk Bank, Kaspi bank, Alfa bank, Bereke bank и т.д.

Другим примером эффективного сотрудничества государственных органов, квазигосударственных коллективов и частного сектора в сфере электронного правительства является проект «Цифровой нотариат», реализованный по поручению Главы государства в рамках «цифровых» инициатив Правительства Digital Justice министерствами юстиции, цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности совместно с АО «Национальные информационные технологии», Республиканской нотариальной палатой и общественностью.

«Цифровой нотариат» существенно упростит гражданам получение нотариальных услуг. В частности, у казахстанцев появилась возможность оформить доверенность в электронном виде. Казахстан стал одним из первых государств в мире, который оцифровал нотариальное удостоверение доверенности в онлайн-режиме. Прежде такие услуги были доступны только во Франции и Литве.

Ранее для оформления доверенности требовалось фактическое присутствие клиента для подписания и удостоверения документа нотариусом, что часто отнимало время и деньги. Теперь же нотариальная доверенность доступна гражданам через eGov Mobile, а в дальнейшем данная функция появится и в ряде банковских приложений. Так называемая «цифровая доверенность» оформляется в режиме онлайн посредством видеосвязи клиента с нотариусом.

Оказать данную услугу сможет любой нотариус. Цифровую доверенность можно будет предъявлять во всех государственных инстанциях или по месту требования наравне с бумажным аналогом.

Сегодня портал электронного правительства считается важным и главным инструментом для населения и бизнеса по взаимодействию с госорганами, который не только повлиял на улучшение качества оказания госуслуг, но и на международные рейтинги Казахстана.

На сегодняшний день Казахстан может называть себя одним из самых развитых государств по оказанию онлайн-услуг. Так, Казахстан занял 28-е место в рейтинге ООН по развитию «электронного правительства» среди 193 государств – сравните с 29-м местом в 2020 году. Индекс развития электронного правительства страны составил 0,86 пункта. Это самый высокий показатель среди стран СНГ и Центральной Азии, кроме того, Казахстан заметно обгоняет такие развитые страны как Ирландия, Канада, Италия, Бельгия, Чехия и другие.

EGDI (индекс развития электронного правительства; E-Government Development Index) представляет собой комплексную меру трех важных аспектов электронного правительства, а именно: предоставление онлайн-услуг, телекоммуникационная связь и человеческий потенциал. В частности, по индексу качества онлайн-услуг наша страна заняла 8-е место.

Более того, в другом рейтинге ООН, индексе электронного участия граждан (E-Participation Index, EPI) Казахстан занял 15-е место (из 193) – один из сильнейших показателей в мире. Индекс EPI дополняет EGDI, и отражает доступ граждан к публичной информации по запросу или без него, привлечение к участию и обсуждению государственной политики и услуг, а также расширение прав и возможностей населения посредством совместного электронного принятия решений касательно политики, услуг и способа их предоставления.

Также Казахстан поднялся в группу стран-лидеров по оценке индекса зрелости GovTech от Всемирного банка. Оценка индекса зрелости GovTech (GTMI) Всемирного банка, введенного при поддержке Глобального партнерства GovTech, позволяет оценить развитие четырех ключевых индексов GovTech: Индекс базовой государственной системы (CGSI), Индекс предоставления государственных услуг (PSDI), Индекс вовлеченности цифровых граждан (DCEI) и Индекс поддержки государственных технологий (GTEI).

Казахстан занимает 6-ое место по индексу предоставления государственных услуг (PSDI) среди 198 стран. Важно отметить, что результаты за 2022 год показали значительный прогресс Казахстана в индексе зрелости (GTMI), что привело к переходу страны из группы B в группу A, свидетельствующую о высоких показателях развития GovTech в стране.

Кроме того, в рейтинге 90 крупных экономик по цифровой эволюции Digital Intelligence Index наша страна заняла 20-е место по скорости развития цифровизации. То есть Казахстан вошел в группу наиболее перспективных стран для дальнейшего развития цифрового благополучия.

Иллюстрация на обложке: Алихан Сариев

Алмас Аубекеров




1 Комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.