Какие опции остались у Запада в отношении Беларуси? - Exclusive
Поддержать

Какие опции остались у Запада в отношении Беларуси?

Много лет Запад не мог выстроить стратегию отношений с Беларусью из-за невысокой значимости страны, ее растущей зависимости от Москвы и нехватки рычагов для того, чтобы быстро повлиять на Минск. Эта статья предлагает другую парадигму отношения к белорусскому вопросу. Вместо пассивного реагирования на действия Минска Запад должен расширить горизонт планирования и создавать стимулы для того, чтобы в будущем Беларусь пошла по оптимальной траектории.

Целью проактивной стратегии Запада должна быть демократическая Беларусь, вышедшая из-под российского военно-политического доминирования. Любой прогресс на этом пути ценен, поскольку снижает риски для региона и соответствует запросам большинства белорусов. Такой сценарий возможен, поскольку даже сейчас есть существенные отличия как между двумя обществами, так и между стратегическими интересами российского и белорусского режимов.

Западу важно сохранять реалистичную планку ожиданий от самого себя. Белорусский кризис неразрешим в обозримой перспективе лишь западными усилиями. Приблизить Беларусь к желаемому состоянию можно, но это требует качественного усиления военной помощи Украине и экономического удушения России. Это в комплексе сделало бы Минск более «сговорчивым», то есть отзывчивым на те стимулы, что уже сейчас есть у Запада в руках. Однако сложно ожидать быстрого рывка в обоих этих направлениях лишь потому, что это пошло бы на пользу перспективам Беларуси.

Поэтому мы остановимся на менее амбициозных рекомендациях с более долгосрочным эффектом. Во-первых, Западу стоит поддерживать главный драйвер будущей политической модернизации Беларуси – продемократический сегмент ее общества, который проявил свой потенциал в 2020 году. Для этого нужно поощрять связи этих людей с демократическим миром, а не помогать режимам в Минске и Москве изолировать их от Запада. Кроме прочего, важно сохранить инфраструктуру белорусских медиа в изгнании – единственного источника свободной информации о Беларуси для мира и самих белорусов.

Во-вторых, необходимо сделать санкции по-настоящему гибким инструментом. Этот подход подразумевает как ужесточение санкций, чтобы не допускать их легкого обхода, так и их оперативное ослабление, когда нынешняя или следующая власть в Минске будет готова к более серьезным уступкам для восстановления отношений с Западом. Для этого уже сейчас стоит подготовить дорожную карту с изложением поэтапных взаимных шагов по выходу из кризиса в отношениях. А затем донести это видение до Минска. Когда белорусская власть начнет делать описанные в дорожной карте шаги, Запад в первую очередь может предлагать встречные уступки по тем санкциям, снятие которых будет способствовать автономизации белорусской экономики от российской.

В-третьих, стоит сохранять каналы коммуникации с Минском, включая дипломатическое присутствие в Беларуси. По опыту последних лет периодические контакты для решения практических задач (вроде освобождения политзаключенных) не означают международной легитимизации режима Александра Лукашенко и не мешают Западу сохранять жесткую позицию. Устойчивая коммуникация также позволяет напоминать Лукашенко и его номенклатуре, что в отношениях с Западом возможен альтернативный путь – диалога и деэскалации. Важно, чтобы белорусское руководство не считало западный вектор закрытым навсегда и в критические моменты предпочитало этот вариант дальнейшим уступкам своего суверенитета Кремлю.

В-четвертых, Западу стоит уже сейчас регулярно требовать от России вывести свое тактическое ядерное оружие (ТЯО) из Беларуси, чтобы эта тема не выпала из общего контекста будущего послевоенного урегулирования в Восточной Европе. Вывод ТЯО снизит риски для всего региона и повысит способность Минска к более свободному внешнеполитическому маневру.

Наконец, в-пятых, чтобы не допустить полного исчезновения белорусской темы из повестки на Западе, нужно приложить усилия к институализации этого вопроса. Один из таких шагов – назначение спецпредставителей по Беларуси, чтобы координировать общую политику Запада по этому вопросу и по мере возможности удерживать его на повестке дня.  

Единственный двигатель демократизации Беларуси

Только продемократически настроенные белорусы могут стать драйвером будущей политической модернизации своей страны. 2020 год продемонстрировал: таких людей много и они представляют разные слои общества.

При этом белорусское общество, безусловно, не монолитно. У Лукашенко и ценностей, которые он олицетворяет, есть своя социальная база. Соотношение этих двух сегментов общества динамично. Репрессии, эмиграция сотен тысяч активных белорусов, идеологизация и милитаризация образования, блокировка и закрытие независимых СМИ, более агрессивная пророссийская пропаганда – все это факторы, которые подавляют потенциал продемократического сегмента.

Западным странам стоит противодействовать этому тренду. Или как минимум не помогать режимам в Минске и Москве изолировать белорусское общество от демократического мира.

Во-первых, одним из приоритетов западной поддержки должны оставаться белорусские независимые медиа в широком смысле этого слова.

Во-вторых, нельзя создавать искусственные барьеры для мобильности белорусов. Практика выдачи туристических и образовательных виз должна поощряться и расширяться. Запад должен быть заинтересован в сохранении мобильности белорусского общества, развитии его связей с Европой, включая образование и бизнес.

Санкциям – гибкость

Санкции – самый весомый из доступных Западу инструментов прямого воздействия на Беларусь. Остановимся на основной и максимально прикладной задаче санкций в отношении Беларуси – побудить Минск изменить свое поведение, нанеся ему экономический урон.Чем сильнее будет Москва за счет обхода санкций через Беларусь, тем меньше стимулов это даст и Минску для изменения его политики. Однако санкции против Минска не исчерпываются этими, по сути – антироссийскими, мерами. Все остальные ограничительные меры, по замыслу, должны побуждать белорусскую власть к движению в ожидаемую Западом сторону. Однако пока этого не происходит.

Представим себе полную экономическую блокаду Беларуси со стороны Запада – с закрытой для товарооборота границей с ЕС, отключением всех банков от SWIFT и заморозкой резервов и корреспондентских счетов белорусского Нацбанка в США и ЕС. Даже это не будет экзистенциальной проблемой для Лукашенко. Пока Россия готова и способна помогать Минску, нет причин думать, что следующие раунды западных санкций способны заставить Лукашенко идти на уступки. Скорее, психологический эффект до сих пор был обратным: поняв, что Запад уже применил в 2022 году самые болезненные из своих санкций, Лукашенко стал меньше бояться следующих пакетов ограничений.

Поэтому Западу стоит вернуть фокус своей санкционной политики на ее главную задачу – изменение поведения Минска. Это значит искать стимулы, чтобы Лукашенко или те, кто придут ему на смену, захотели предпринимать серьезные шаги для отмены санкций. Такой подход подразумевает, что санкции не должны превращаться в цель политики, им нужно оставаться ее инструментом. Чтобы инструмент был эффективным, он не может становиться бессрочной частью политического ландшафта, новой нормальностью, к которой все игроки просто адаптируются.

Поддержание контактов с минском

Резкое неприятие западными странами действий белорусского режима не должно приводить к полному прекращению контактов с Минском. Даже коммуникация на высшем уровне не тождественна признанию легитимности Лукашенко и не подрывает возможности Запада по продолжению давления на белорусскую власть. У сохранения контактов есть понятная добавленная стоимость. Если говорить о дипломатическом присутствии западных стран в Беларуси, то оно позволяет им иметь канал рабочей коммуникации с Минском, который может пригодиться в будущем для восстановления диалога на более высоком уровне. Как и в случае с перспективами снятия санкций, важно, чтобы в момент, когда белорусская власть будет готова к шагам навстречу Западу, долгие месяцы или даже годы не тратились на восстановление базовой дипломатической инфраструктуры отношений.

Возвращение к безъядерной Беларуси

Учитывая отсутствие в Беларуси российских военных баз, серьезным цементирующим фактором военного союза двух стран стало российское тактическое ядерное оружие (ТЯО), которое с лета 2023 года, судя по всему, размещено в Беларуси. Когда и если Минск захочет вернуться к более нейтральной внешней политике, избавиться от ТЯО будет нетривиальным вызовом для любой власти даже после Лукашенко. Запад может и должен помочь Минску в этом. Возвращение Беларуси к безъядерному статусу – общий интерес Запада, Украины и большинства белорусов, которые, по всем доступным опросам, выступают против размещения ТЯО в стране.

Чтобы этот вопрос имел более высокие шансы попасть на будущий стол переговоров, Западу стоит уже сейчас регулярно и активно артикулировать это требование к России и белорусским властям. В идеале частью такого пакета требований должен стать и вывод из Беларуси всех войск и систем вооружений, которые были размещены там во время полномасштабной войны в Украине и непосредственно перед ней, начиная со второй половины 2021 года.

Институализация Белорусского вопроса

Еще одна базовая проблема при выработке долгосрочной стратегии по отношению к Беларуси – ее низкое место в списке внешнеполитических приоритетов западных правительств. Чтобы смягчить последствия этой проблемы, западным правительствам стоит назначать уполномоченных или спецпредставителей по Беларуси – как внутри своих бюрократий, так и на межгосударственном уровне. Франция, Швеция, Эстония, Польша и Литва уже пошли по такому пути на фоне прекращения мандатов их послов в Беларуси. Полезно будет иметь таких же спецпредставителей на уровне Евросоюза, в его ключевых государствах (например, Германии), а также в Великобритании (мандат ее посла в Минске скоро заканчивается) и США.

Смена парадигмы

Принципиальная сложность белорусского вопроса состоит в отсутствии краткосрочных решений. Если западные страны хотят позитивно повлиять на траекторию развития Беларуси, то должны расширить свой горизонт планирования.

Еще менее приятный факт: некоторые сценарии предполагают, что, несмотря на стратегически верные усилия Запада, Беларусь продолжит двигаться по пути консолидации авторитарного режима, уничтожения свободомыслия внутри страны и погружения в интеграционные объятия России. Более того, даже смена лидеров в обеих странах – не гарантия того, что реализация этого сценария прекратится.

Однако у выработки долгосрочной и, возможно, не самой амбициозной стратегии Запада, которая предлагается в этой статье, есть лишь одна сущностная альтернатива – сохранять пассивный и реактивный подход в отношении Беларуси. Гарантий успеха (и тем более быстрого успеха) нет. Но любые усилия, которые увеличивают его вероятность в будущем, – это движение в правильном направлении. Именно такую парадигму белорусской политики стоит взять на вооружение Западу.

Полная версия здесь.

Артем Шрайбман

Приглашенный эксперт Берлинского центра Карнеги по изучению России и Евразии




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.