Каким будет новый Социальный кодекс Казахстана - Exclusive
Поддержать

Каким будет новый Социальный кодекс Казахстана

Бюджет страны несет огромные социальные расходы, которые будут неизбежно увеличиваться в силу усложняющейся макроэкономической ситуации. Пока правительству удается выполнять свои обязательства, но все понимают, что нужна концептуальная перезагрузка системы социального обеспечения. До конца года будет представлен новый Социальный кодекс, который, по мнению президента, «должен стать ключевым элементом нового общественного договора». 

Как сообщил министр финансов РК Ерулан Жамаубаев, в 2022 году поступления в бюджет составят 15,8 трлн тенге – с увеличением на 2,7 трлн тенге (17%). Дефицит сохранен на уровне 3,3% к ВВП. Расходы республиканского бюджета планируются в объеме 18,8 трлн тенге.

Дополнительные 2,7 трлн тенге распределят по трём приоритетным направлениям:

1,8 трлн тенге на реализацию поручений Президента, а именно – повышение боевой готовности и оснащенности силовых структур и органов по чрезвычайным ситуациям, поддержку регионов и бизнеса, повышение доходов населения, обеспечение продовольственной безопасности страны и диверсификацию экономики. На изменение макроэкономических показателей предусмотрено 173 млрд тенге. За счет них проиндексированы социальные выплаты и профинансированы расходы, связанные с изменением курса тенге к доллару. Еще 476 млрд тенге направят на финансовое обеспечение мероприятий программных документов и неотложных обязательств.

Традиционно вырос и размер гарантированного трансферта из Национального фонда в республиканский бюджет в 2022 году до 4 030 млрд тенге «на дальнейшее обеспечение экономического и инфраструктурного развития страны». Но есть все основания предполагать, что в значительной степени речь идет о расходах на выполнение социальных обязательств государства.

Таким образом, правительство наращивает расходы для нивелирования последствий роста цен на сырьё, разгона инфляции и кризиса логистических цепочек. Однако, наиболее приоритетной задачей сегодня становится создание продуктивной занятости в стране, где доля социальных расходов ежегодно увеличивается.

Предполагается, что принятие Социального кодекса позволит «создать единый источник знаний граждан о социальных правах и обязанностях; закрепить обязательства и ответственность государства, работодателей и работников в социальной сфере». В частности, одним из ключевых новшеств станет объединение мер социального обеспечения в один документ. Сейчас социальную сферу регулируют один кодекс, 16 законов и более 100 подзаконных актов.

В одном документе будут указаны все базовые права, возникающие на жизненном пути человека во всех сферах жизнедеятельности, в том числе минимальные социальные стандарты. 

В числе принципов Социального кодекса адресность и дифференцированный подход, профилактика и предупреждение социальных рисков, соразмерность экономических ресурсов и задач социальной политики, солидарная ответственность государства, работодателей и граждан, нклюзивность социальной политики, конфиденциальность социальной защиты и ее соответствие международным стандартам. 

Кроме того, новый документ предполагает повышение правовой грамотности граждан, развитие института социального сопровождения нуждающихся семей, внедрение социальных инспекторов по контролю над обеспечением прав и гарантий и внедрение индекса социального благополучия населения.

Все это предполагает модернизацию социальной поддержки граждан с точки зрения соответствия международным минимальным нормам социального обеспечения, повышение социальной защищённости работающих граждан при болезни, внедрение подушевого финансирования соцуслуг, повышение эффективности пенсионной системы с учётом демографических трендов. Планируется также внедрение интегрированной модели предоставления социальных стандартов (внедрение «Цифровой социальной карты», стимулирование выхода семей из состояния нуждаемости, принятие превентивных мер по направлениям социальной сферы). 

В проекте кодекса заложены трансформация и реинжиниринг государственных услуг. Это: переход от заявительного к проактивному принципу оказания услуг, заочное освидетельствование лиц с инвалидностью, автоматизация процессов оказания адресной социальной помощи, поэтапное внедрение «социального кошелька», а также реформирование социальных институтов – создание Государственного социального фонда на базе Государственного фонда социального страхования с передачей ему функций по назначению пенсий и пособий. 

Разработчики обещают, что Социальный кодекс будет отвечать правилу «финансирование следует за получателем услуг». Иначе говоря, будет создана унифицированная система социальной защиты вне зависимости от места проживания человека.

Правда, для того, чтобы эти в целом благие пожелания оказались реальными, необходима объективная и точная социально-демографическая карта каждого региона. Как решить эту задачу – пока вопрос открытый, но в сотрудничестве с Программой развития ООН в Казахстане разработана методика, по которой формируется «Цифровая карта семей». В ней семьи, в соответствии с полученными данными, распределяются по пяти категориям: благополучные, с удовлетворительным уровнем жизни, неблагополучные, кризисные и требующие экстренной помощи.

Как неоднократно упоминал в своих выступлениях Президент Касым-Жомарт Токаев, главными вызовами для страны являются снижение темпов роста доходов населения и обострение существующего неравенства. По его словам, в Казахстане, как и во всём мире, были реализованы разные оперативные антикризисные инициативы и меры по поддержке бизнеса и населения. Это позволило нивелировать риски и стабилизировать экономическое положение страны. Но «со своей стороны, все казахстанцы должны начинать думать о своём будущем, брать на себя ответственность и обязательства. Все инструменты социальной модернизации должны быть действенными, понятными для граждан и бизнеса», – подчеркнул он.

Поэтому ключевой аспект в новом Социальном кодексе касается продуктивной занятости, которая, по словам министра Тамары Дуйсеновой, служит лучшим компонентом социальной защищенности. При этом она подчеркнула, что новая политика занятости должна учитывать изменения на национальном рынке труда, в который ежегодно вливается 350–400 тыс. молодых людей.

В частности, предусматривается внедрение «Системы раннего обнаружения» социально уязвимых слоев населения и молодежи NEET для адресного оказания индивидуальных мер поддержки: помощь в выборе профессии, обучении и трудоустройстве. С помощью информационных систем планируется обеспечить контроль над созданием рабочих мест и трудоустройством в рамках реализуемых нацпроектов. Приоритет в трудоустройстве будет отдаваться молодежи, особенно категории NEET.

Кроме того, совместно с НПП «Атамекен» вырабатывается комплекс мер по развитию сельского предпринимательства. Эти меры будут включать в себя формирование мастер-планов сел, обучение предпринимательству, льготные кредиты и гранты с обеспечением гарантирования закупки продукции и услуг. Размер гранта на развитие собственного дела будет увеличен с 200 до 400 МРП (с 612,6 тыс. тенге до 1,2 млн тенге), а также будет принят комплекс мер по усилению адресности и оценки бизнес-проектов, претендующих на финансирование.

Максат Нурпеисов




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.