Каким должен быть закон о петициях - Exclusive
Поддержать

Каким должен быть закон о петициях

В конце 2023 года Касым-Жомарт Токаев подписал закон «Об общественном контроле», который регламентирует массовые обращения граждан к представителям власти. Когда в апреле 2024 года закон вступил в силу, был запущен официальный портал петиций e-petition.kz. Ожидалось, что это решение приведёт к расцвету в Казахстане демократии, но предоставленные этим летом отказы удовлетворить петиции об отмене утильсбора и о возвращении старого часового пояса, набравшие 50 тысяч подписей, и частичное одобрение прямо нарушающей закон петиции против «пропаганды ЛГБТ» лишили общество доверия к этому нововведению. Почему так вышло? Exclusive.kz сравнивает казахстанский закон с аналогичными законами других демократических стран мира.

Внедрение института петиций в нормальных условиях должно приводить к развитию гражданского общества и усилению взаимодействия между гражданами и государством. Напомним, что именно для этого президент Казахстана и предлагал разработать этот закон в 2020 году.

– Формализм и отсутствие оперативности всё ещё широко присутствуют в работе государственных органов. Граждане вынуждены требовать решения своих локальных проблем у центральной власти, обращаться с жалобами к главе государства. Благодаря социальным сетям проблемы, не находящие решения на местах, становятся известными всей стране. Надо создать единый легитимный институт онлайн-петиций для инициирования гражданами реформ и предложений. Такой механизм должен быть полностью защищен от каких-либо манипуляций, – выступал тогда глава государства.

Предполагалось, что после появления официального портала интернет-петиций государство станет слышащим и будет обращать внимание на вопросы, о которых массово говорит общество. Но по итогу парадоксальным образом вышло так, что закон разработали, приняли, он начал действовать… А ничего не изменилось.

Государство так и не стало слушать граждан, – поставленные петициями проблемы попросту начали «забалтывать», а итоговое решение власть всё равно стала принимать самостоятельно без учёта позиции второй стороны. И если с вопросом утильсбора не всё было так однозначно, непаханное поле оставалось для дискуссий по этому поводу, то рассмотрение вопроса смены часового пояса, который касается всех граждан страны и о котором граждане действительно говорят массово, ярко показало, что формализм и нежелание слушать граждан так и остались в нашей государственной системе.

Так, по теме смены часового пояса чиновники просто провели два заседания и итоговое обсуждение, которое, как отмечали сторонники петиции, было организовано с нарушением закона, и в конце попросту объявили, что «министерство торговли и интеграции приняло решение отказать в удовлетворении петиции», не обращая на доводы общественности абсолютно никакого внимания. Именно после этой ситуации граждане начали массово писать в соцсетях, что «о петициях можно забыть».

Почему, казалось бы, такая нужная для страны идея, которая, между прочим, была подсмотрена у «оплотов демократии», превратилась в тыкву? Причина кроется в самом принципе работы закона «Об общественном контроле», – а, вернее, в его его отличии от законов других стран мира.

Высокий порог для рассмотрения петиций

Казахстанский закон требует сбора большого количества подписей для того, чтобы петиция была рассмотрена правительством и министерствами – 50000 подтверждённых ЭЦП подписей. В сравнении с другими странами этот порог кажется высоким.

Например, в Великобритании, где петиции были узаконены раньше всех других стран мира, для официального ответа со стороны правительства достаточно собрать всего 10000 подписей. Большее количество подписей необходимо только в случае несогласия с ответом правительства. При наборе 100000 подписей петиция направляется на рассмотрение в нижней палате парламента. Казахстанский закон, отметим, такой возможности вообще не предусматривает.

Аналогичный низкий порог для рассмотрения петиции, – 10000 подписей, – установлен и в Латвии, однако там это обусловлено небольшим количеством населения. А в Германии, как и в Казахстане, установлено требование в 50000 подписей, но, в отличие от Казахстана, при таком количестве петицию рассматривает не правительство, а парламент, – причём его заседания по теме петиции проходят в открытом формате с возможностью свободного выступления.

Высокий порог подписей, казалось бы, отчасти логичен. Он работает как фильтр, предотвращающий поток малозначительных обращений. Но в то же время это требование является большим препятствием для инициатив граждан, которые не обладают широкими ресурсами и большой аудиторией в социальных сетях.

Опыт других стран показывает, что более низкие пороги позволяют большему числу гражданских инициатив дойти до рассмотрения и способствуют более активному вовлечению общества в процессы принятия решений. Несмотря на это, министр культуры и информации Аида Балаева вскользь заявила в июне, что порог могут увеличить, – мол «те стороны, которые не согласны друг с другом, уже поднимают такие вопросы» (подразумевая ситуацию с петицией против «пропаганды ЛГБТ», в которой, как писали независимые СМИ с доказательствами в виде скриншотов диалогов, голоса были накручены административным аппаратом).

Петиции рассматривают «накосячившие»

В Казахстане петиции рассматриваются теми же государственными органами, чьими действиями граждане недовольны.

В результате складывается абсурдная ситуация. Граждане не согласны с тем, что министр промышленности защищает утильсбор и что министр торговли и интеграции подписал указ о смене в стране часового пояса. Но в то же время эти же министерства и принимают решение по петиции против их действий. Вполне логично и неудивительно, что при такой работе закона рассматривающие петицию госорганы будут необъективными и до последнего решат отстаивать свою принципиальную позицию, против которой выступает гражданское общество. Не признавать же скрипя зубами оплошность и не подписывать же указ против своих собственных действий.

Как указывалось ранее, в странах, где действуют законы о петициях, рассмотрение петиций преимущественно возложено на парламент. Депутаты в полном составе (а не лишь отдельные из них, чаще всего принадлежащие к партии власти, как это работает сейчас в Казахстане) обязаны проанализировать содержание набравшей пороговое количество подписей петиции и вынести вопрос на публичное, независимое от мнения отдельных членов правительства, объективное обсуждение, в ходе которого будет учтена позиция всех сторон.

Такая норма работает не только в вышеупомянутых Великобритании (с нюансом в виде большего порога подписей), Латвии, Германии, но и во многих других странах: Австралии, Австрии, Франции, Индии, Финляндии, Эстонии, Канаде, и так далее. Это существенно повышает вероятность, что граждане действительно повлияют на ситуацию в стране.

В США петиции, набравшие пороговое количество подписей (изначально при запуске в 2011 году – 5000, спустя месяц – 25000, с 2013 года – 100000) на официальном портале We the People, созданном при администрации Обамы, вовсе рассматривал глава государства. Однако сейчас институт петиций в США перестал работать. При президентстве Трампа старые петиции сначала были «архивированы», а затем новые стали попросту игнорироваться и в какой-то момент искусственным образом совсем перестали собирать подписи. После прихода к власти Байдена в 2021 году портал полностью закрыли сразу же в день его инаугурации.

Самый демократичный пример работы института петиций можно встретить в Швейцарии. Предложенные авторами петиций вопросы там отправляются, в случае соблюдения справедливых законодательных ограничений (по типу отсутствия дискриминации прав человека и противоречия международным обязательствам страны), на независимый всенародный референдум. Причём граждане могут выступить как против простых законов (для этого порог установлен такой же, как в Казахстане, – 50000 подписей), так и против некоторых, не системообразующих конституционных правил (для этого уже необходимо набрать 100000 подписей).

Ограничения по темам

Казахстанское законодательство предусматривает ограничения на темы петиций. Большая часть запретов, – такие как вопросы изменения формы правления, административно-территориального устройства и границ страны, – справедливые и присутствуют практически во всех других странах мира. Однако в Казахстане ещё до принятия закона было объявлено, что полностью ни при каких обстоятельствах не будут одобряться петиции об отставке тех или иных чиновников. Это ограничение не является общей международной практикой.

В Великобритании, Германии, Канаде, Австралии, Швейцарии и старой системе петиций США публикация петиций об отставках позволительна, – просто эта тема не имеет обязательной юридической силы для исполнения. Это важно, поскольку такие петиции могут наглядно продемонстрировать общественное мнение и повлиять на политиков, принимающих различные решения без учёта позиции граждан.

Так, например, в Испании в 2013 году около миллиона граждан подписали петицию за отставку всех членов правительства на фоне коррупционного скандала о незаконных выплатах из госбюджета премий членам правящей Народной партии, в котором был напрямую замешан премьер-министр Мариано Рахой. И хотя в тот год он в отставку так и не подал, проигнорировав требования, отрицая обвинения и переизбравшись в 2016 году большинством голосов его партии, эта информация получила большой резонанс и не была забыта. Спустя пять лет, в 2018 году, мнение граждан ему всё же аукнулось, – суд официально признал его и близких к нему политиков виновными в мошенничестве, после чего парламент объявил Рахою вотум недоверия и всё же отправил всё его правительство в отставку.

Напомним, что в прошлом году в Казахстане до подписания закона и создания официальной платформы e-petition появлялись петиции об отставке Ерболата Досаева с поста акима Алматы из-за отсутствия развития города, которая набрала 63 тысяч подписей, и об отставке Багдата Мусина с поста министра цифрового развития из-за лоббирования интересов операторов сотовой связи, которая набрала 25 тысяч подписей.

Таким образом, действующий закон о петициях, как показывает практика, намеренно сужает возможность для влияния граждан Казахстана на свою страну, в отличие от аналогичных законов многих других стран мира, и всё также не решает проблему формализма и необходимости обращаться за решениями проблем к президенту…

Ранее Exclusive.kz анализировал, как принимался закон «Об общественном контроле» и почему он в большей мере призван контролировать общественное мнение, чем давать ему волю, в материале «В Казахстане узаконили голос народа, но», рассказывал о проблемах работы действующего института петиций в материале «Демократия по вызову: какое будущее ждет институт петиций?» и на фоне выхода статьи председателя сената Маулена Ашимбаева «Логика реформ» подробно писал, почему общество не ощущает проведение демократических реформ.

Максим Елизаров




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *