Казахстану нужна новая национальная идея - Exclusive
Поддержать

Казахстану нужна новая национальная идея

В Казахстане всё чаще звучит вопрос: в чём состоит наша национальная идея? Неопределённость ощущается во всём – в экономике, в общественной жизни, в отношениях между государством и бизнесом. На панельной дискуссии CFO Summit 2025 эксперты обсуждали, почему спустя 30 лет независимости у страны до сих пор нет чёткого понимания, куда она движется.

– Проблема Казахстана заключается в том, что здесь никогда не существовало никакого социального контракта. За три десятка лет здесь так и не была выработана какая-то одна идея или система ценностей, которая могла бы сплотить государство, бизнес и общество. Это привело к тому, что нет консенсуса касательно одной общей цели: куда же нам двигаться, – начал дискуссию модератор, политолог Досым Сатпаев. 

По его словам, ни власть, ни гражданское общество всё ещё не знают, каким хотят видеть будущее страны. Как следствие, у многих складывается ощущение, что страна плывёт по течению. А без чёткой стратегии и долгосрочного видения граждане чувствуют себя потерянными, впадают в депрессию, теряют желание развиваться в этих реалиях. 

– Злоба, зависть и печаль – это очень плохие ингредиенты, которые не делают наше общество «обществом оптимизма», как у нас власть любит говорить, – добавил Сатпаев.

Ситуацию также усугубляет отсутствие внятных объяснений на вопрос: какие гарантии готово государство дать гражданам? 

Независимый директор Solidcore Resources Жанат Бердалина противопоставила политико-экономическую ситуацию в Казахстане с принимаемыми решениями в недавно посещённом ею Сингапуре, благодаря которым небольшое островное государство за считанные годы достигло высокого прогресса. 

Она напомнила, что в 60-х годах XX века в Сингапуре не было никаких ресурсов, кроме человеческого капитала, – но именно тогда Ли Куан Ю предложил отделить Сингапур от Малайзии и смог объединить общество вокруг идеи дисциплины и общего блага. В конце концов Сингапур стал показательным примером того, как наличие чёткой стратегии развития и грамотное управление позволяют преобразить страну всего за одно поколение.

– Одно из достижений Сингапурского чуда – это, всё-таки, меритократия. Мы это слово уже давно слышим, об этом часто говорили в «Самрук-Казыне» и не только, но, в отличие от нас, в Сингапуре смогли действительно внедрить эту меритократию в жизнь. Там в политике, в государственных учреждениях, в бизнесе работают и развиваются те люди, которые действительно знают своё дело. У нас же, к сожалению, меритократия осталась лишь красиво звучащим словом. Очень часто высокие должности у нас занимают некомпетентные люди, – подчеркнула Жанат Бердалина. 

По её словам, в Сингапуре правительство предупреждает общество о готовящихся реформах заранее за 3 года, чтобы можно было понять все последствия и подготовиться к ним. В Казахстане же предприниматели часто сталкиваются с непредсказуемыми изменениями в регулировании, из-за чего долгосрочное планирование практически невозможно. 

Эта тема, в целом, не новая, об этом уже говорилось чуть меньше года назад на Kazakhstan Growth Forum 2024. Тем не менее, в свете грядущей налоговой реформы было важно это вновь упомянуть, – ведь именно взаимное доверие между государством и бизнесом является основой успешной экономики. В связи с этим глава НПП «Атамекен» Раимбек Баталов высказался, что, по его мнению, государству следует работать с предпринимателями более плотно.

– Для меня достаточно очевидно, что государственно-частное партнерство является самой оптимальной моделью для Казахстана. Резко соскочить с модели участия государства в экономике, наверное, сложно. Но и работать в одиночку государство, безусловно, не может. Поэтому именно ГЧП является оптимальным вариантом. Компетенция у частного сектора достаточно высокая, за 30 лет у нас накопился достаточно серьёзный опыт, – сказал Баталов.

Он согласился с мнением модератора, что многие экономические проблемы Казахстана связаны с отсутствием сформированной мечты. В свою очередь бизнес-омбудсмен Канат Нуров добавил, что отсутствие чётких приоритетов ещё и приводит к неэффективному расходованию ресурсов. 

По его мнению, сейчас, – когда нет стратегии и единой национальной идеи, – огромные средства вкладываются в проекты, которые не всегда приносят пользу обществу, а основным критерием успешности проектов часто становится сам факт освоения бюджета. В результате деньги тратятся, но реальные изменения остаются незаметными для большинства граждан, усиливая недоверие к власти и разочарование в перспективах страны. 

– Давайте определим зону госучастия, потом определим, как взаимодействовать с государством. По большому счёту, ГЧП должно быть только в отношении значимых инфраструктурных отраслей. Во всех других отраслях экономики надо вообще запретить государству конкурировать с частным бизнесом. Ни под каким предлогом. Сейчас по законодательству квазигосударственные предприятия можно создавать в отраслях, где недостаточная конкуренция. Я же считаю, что вообще нельзя. И, по-сути, нам нужны не столько креативные какие-то проекты, сколько нужно просто навести порядок государственного регулирования, чтобы в законы не входили какие-то неправовые нормы, – отчасти поспорил Нуров с позицией Баталова.

Основатель InDrive Арсен Томский тоже согласился с общим мнением, что Казахстану не хватает однозначно всеми утвержденной и поддержанной национальной идеи, и обратил внимание на ещё одну хроническую проблему: на эмиграцию талантливой молодёжи, которая уезжает не только за большими зарплатами, но и в поисках среды, где ценится компетенция, а не связи.

– Отток происходит из-за того, что нет социальных лифтов, люди не видят возможности самореализации и вдохновляющей национальной идеи. Более того, для нового поколения Z деньги вообще не имеют такого большого значения. Для их сохранения необходимо дать сильные смыслы и устранять всякие дополнительные факторы, влияющие на жизнь. Скажем, сильный смог в Алматы. Надо делать так, чтобы 20-летние люди, – самые способные будущие лидеры, те, кто захочет всё улучшить, – чтобы они захотели остаться. Ведь иначе среди тех, кто покинет страну, может оказаться будущий Ли Куан Ю, – указал Томский. 

В завершении дискуссии экономист Рахимбек Абдрахманов напомнил об оценке Всемирным банком последних 10-15 лет истории Казахстана «упущенными».

– Новый лозунг для формирования национальной идеи должен быть, в первую очередь, обращён в сторону политической системы. Госуправленцы должны понять: или вы измените свои подходы и, как сказала коллега, будете внедрять принципы меритократии, или, в конечном счёте, как говорил Чарльз Диккенс, мальчик погибнет, – высказался он.

Абдрахманов указал на то, что страны, которые сегодня можно назвать успешными, «обязаны тем людям, которые на определенном этапе истории предпочли выстраивать институты, повёрнутые или обращенные именно в сторону общества». Он считает, что, если следующий общественный договор «опять окажется пустышкой или не будет работать», то риски стагнации будут множиться и о развитии предпринимательства в стране можно будет забыть.

Максим Елизаров




4 Комментариев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  1. Этого мало. Это только верхушка айсберга. До сих пор нет внятной экономической политики, половинчатые меры правительства, отсутствие тесной реальной связи между гражданским обществом и властью, спускаемые сверху сырые решения и неубедительные, расплывчатые нарративы, слабые кадры на всех уровнях, безудержная коррупция и многое другое приводят в конечном счете нерринятие, отторжение обществом принимаемы в узком кругу неуклюжих решений…

  2. Первая проблема я считаю Законы РК! Они устарели и они расплывчитые! Законы должны писаться внятно а не добавлять в каждом слове Казахстан с термином УК.РК везде у нас в законе написано уклонно что создает условия для коррупции! Это раз так же нету законов в строительстве! Я буду откровенно это позор а не законы… Законы апять таки я так понял что везде написано у нас в Казахстане не четко! Написано УК.РК все не надо писать дважды слова Казахстан и четко надо написать закон! Всем же и так понятно чей закон… Из-за этого я по опыту знаю что люди идут за чистую к обращению Юриста. Каждый закон это коррупция один закон вообще дважды Дублированный! 🤦‍♂️ И не кто я так понял не читал эти законы до конца! Если дублированный даже я заметил прочтя всю полностю вот настолько людям повиг на эти законы! Если я его нашел в 2024 году… Хотя закон был написан еще при Нурсултане! Перейдем к строительным законом все плохо! Написано так что чистейщая коррупция. Особенно все Архитекторы знают одну тему ЧЕРТЕЖИ РВИТЕ что бы не платить налоги. В современном мире где чертежи хранится в ПК Всем даже детям говорять рвать чертежи что бы не платить штрафы… И государство до сих пор не исправил этот момент. Так же основные законы написано дэбилами… Это примеру разрешение строительство высоты и ширины! Так же закон о Строительстве на собственном земле… Парой эти законы в принцепе не работают! Примеру высота строительство домов для начинающих компаний 2 этажа… И 30метров ширина. Можно построить по итогу СССР бараки. Но При строительстве дома сделать на хотя бы 1метр больше здание сносят! Но это не работает если это высота! ЭТО ЖЕ НЕЛЕПО! 🤦‍♂️ Я знаю пару проектов которые аспаривали долго и по итогу оставили и на кой 5 месяцев суда было? Но не всем везет парой их сносять это и есть коррупция. ЛАДНО ЕЩЕ ШИРИНА ЗДАНИЯ Оно не влияет на строительство в принцепе а КОРРУПЦИЯ Властей и так же бесмысленные сносы здание! Которые были построены на своем терреторий! Что бы вы понимали там целый закон запрещяющие нужно пройти по земельному законодательству так же сложно открыть бизнес строительный. А тебе на уровне Адского катла ставить палки в колеса Государство тупыми законами. Которые можно же было урегилировать нормально. Но это ладно цветочки чем с Айсбергом. Хотя вопрос в другом чем связано строительство 2 этажного дома на первом уровне и 2 уровня до 11 этажей? Если у Строительных Компаний как таковой опыта нет. Они научились сразу строить от 2 этажного дома до 11 этажки? Как? 🤦‍♂️ Это рука и лицо… Самый пример для строительства такова разрешение нужно довать на 1 уровне до 3-4 этажей. Что бы Строительная компания хоть как то знало стоить ли им переходить не зная подходять ли им такой уровень! А не ставить высокие ограничение в строительстве! Из-за этого больше 1000 строительных компаний в месяц закрываются как только доходять до уровня налогового кодекса Казахстана на уровне 2! 🤦‍♂️ Строительный компания как только получает новый уровень должен платить больше… А это свою очередь добавляет риск этим компанием строить дома вверх! До максимального 11 этажей. А государство сносить эти дома как только не находять документ… Это и есть большая проблема. Коррупция закона!

  3. Да за 30 лет в РК ни одна идея не было предложено государством для развития экономики. Также и в мире не было ни один экономический механизм для сбалансированного развития экономики мира. Модель сбалансированного экономический механизм у меня есть разработанный еще далеком 1991 году.