Миграционная политика Казахстана требует перезагрузки - Exclusive
Поддержать

Миграционная политика Казахстана требует перезагрузки

Казахстан – одна из самых интенсивных по миграции стран в СНГ. В конце прошлого года министерство труда и социальной защиты населения республики разработало новую Концепцию миграционной политики Казахстана на 2022-2026 годы.

Миграционная политика Казахстана менялась и совершенствовалась на протяжении всего времени, после обретения независимости. Это связано с миграционными процессами, которые возникали под воздействием различных факторов — социально-экономических, политических, этнических, экологических и других. Казахстан относится к странам мира, где наблюдаются наиболее сильные миграционные процессы. На каждом этапе развития государства миграция имела и имеет свои специфические особенности.

Одним из вызовов последних лет является вопрос демографии. В регионе были проведены исследования, которые выявили, что около 10 миллионов человек находятся в процессе миграции. Страна нуждается в серьезных программах по укреплению и регулированию, которые были бы основаны на доверии между мигрантами и правительством.

Казахстан постоянно испытывает на себе давление иммиграционных потоков, но по своему характеру они изменялись с течением времени. Так, в начале двухтысячных, например, миграционная ситуация в республике характеризовалась ростом объемов трудовой миграции, увеличением масштабов незаконной миграции, наличием беженцев, интенсивной внутренней миграцией. После 2012 года в Казахстане наблюдается устойчивый рост эмиграции населения. Миграционный приток, наоборот, уменьшился, что привело к значительному росту отрицательного миграционного баланса. Отрицательное сальдо внешней миграции возросло с -0,3 тысячи человек в 2013 году до -33 тысячи человек в 2019 году. Поэтому подход к миграционной политике менялся, создавались новые Концепции с заданным вектором развития, исходя из вызовов времени и действующие на протяжении нескольких лет.

Предыдущая Концепция миграционной политики была рассчитана на 2017–2021 годы. В ней были утверждены положения, не допускающие дискриминации по языку, расе, религии, полу, национальности, политическим убеждениям. Она должна была призвать казахов из зарубежных стран активнее прибывать на историческую родину.

В процессе разработки новой миграционной политики были определены три основные задачи. Первая – принятие новой Концепции миграционной политики РК на 2022-2026 годы. Вторая – внедрение соответствующей системы в части трудоустройства и правовой защиты казахстанских работников за рубежом. Третья – обеспечение сохранения казахстанского содержания в кадрах на уровне не менее 97%.

До принятия новой Концепции миграционной политики в казахстанское законодательство уже вносились поправки, предусматривающие создание благоприятных условий переселенцам и этническим репатриантам, прибывающим в страну. Были внедрены обязательства работодателей, привлекающих иностранную рабочую силу, по замене иностранных квалифицированных работников казахстанскими кадрами. В рамках стимулирования этнической миграции в 2020 году в республику прибыли более 7 тысяч семей или 13 тысяч этнических казахов. Из них 396 семей кандасов расселены в регионах приема (Восточно-Казахстанская, Северо-Казахстанская, Акмолинская, Павлодарская, Костанайская области).

Важность разработки новой Концепции миграционной политики была обозначена президентом страны Касым-Жомартом Токаевым. «Казахстан – это вторая страна в СНГ по количеству принимаемых трудовых мигрантов. Нужны правильные решения проблем в этой сфере» — сказал глава государства. Также он заявил, что миграционные процессы внутри страны нужно взять под контроль и подчеркнул необходимость разработки механизмов защиты прав казахстанцев, работающих за рубежом, а также решения вопросов внутренней трудовой мобильности населения.

При рассмотрении новой Концепции учитывались факторы сложной динамики миграции и смешанных миграционных потоков. Учитывались потребности уязвимых мигрантов в области защиты прав человека, а также такие важные аспекты, как социальные услуги для детей, подверженных миграционным процессам.

Основными приоритетами при рассмотрении новой Концепции были вопросы экономического развития, создания рабочих мест для внутренних мигрантов, гендерное равенство, защита прав мигрантов, а также решение вопросов трудовой миграции и проблемы «утечки мозгов» за рубеж.

Первый Вице-министр труда и социальной защиты населения Казахстана, Акмади Сарбасов в своих заявлениях по поводу формирования новой Концепции миграционной политики отмечал, что одной из острых внутренних проблем является избыток рабочей силы с низкой квалификацией и дефицит квалифицированных кадров в отдельных секторах экономики. Также он рассказал про такой важный момент, как перенаселенность крупнейших городов и отдельных территорий и отметил, что расселение этнических мигрантов идёт в густонаселенных регионах. На фоне этого обозначилась такая проблема, как сильное уменьшение населения в приграничных территориях и сокращение численности населения в северных регионах, особенно трудоспособного возраста, что в будущем приведёт к сложностям обеспечения экономического роста этих регионов, и в целом может повлиять на национальную безопасность страны

Кроме того, он рассказал и о внешних вызовах, отмеченных в Концепции. К ним относятся риски роста численности рабочей силы с низкой квалификацией за счет ожидаемого притока трудовых мигрантов из стран Центральной Азии, и одновременного оттока квалифицированных кадров и талантливой молодежи, а также возможное появление в стране деструктивных элементов с потоками миграции.

По его словам, в ходе реализации миграционной политики необходимо достичь трех главных целей: расширить возможности для трудоустройства рабочей силы, повысить конкурентоспособность работников, а также улучшить информированность участников рынка труда о возможностях и условиях трудоустройства как внутри страны, так и за рубежом.

Координатор по Центральной Азии, Глава Международной организации по миграции в Казахстане, Кыргызстане, Туркменистане и Узбекистане Зейнал Гаджиев, который принимал участие в обсуждениях при разработке данной Концепции, считает, что это инновационный документ, так как Казахстан – одна из первых стран в регионе, которая начала выстраивать миграционную политику в соответствии с новыми реалиями. «В новой концепции уделяется внимание важным вопросам защиты казахстанских трудящихся-мигрантов и молодежной миграции, а также вопросам поддержки гражданского общества, работающего с мигрантами, и институционального развития с фокусом на оценку и мониторинг программ по миграции» — отметил он.

Наталья Бойко




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.