Национальный курултай не станет волшебной таблеткой от импотенции власти - Exclusive
Поддержать

Национальный курултай не станет волшебной таблеткой от импотенции власти

Вот и прошел референдум, Токаев получил желаемые поправки, но сократит ли все это тот разрыв между здравым смыслом и бюрократией, который продолжает расти? Ведь на самом деле речь идет о разрыве между системой госуправления и реальными интересами населения.

Недавно Токаев, едва скрывая раздражение, посетовал, что идей для новой экономической политики от предпринимателей и экономистов «надолго не хватило». «От предпринимателей справедливо звучат упреки касательно постоянных изменений и непредсказуемости государственных политик. На прошлой встрече я поручил разработать Новую экономическую политику. Не могу сказать, что эта работа проходит успешно. Наблюдается дефицит мыслей и идей. Это касается и антикризисных мер. Мною было поручено создать рабочую группу при правительстве с приглашением предпринимателей и экономистов, проявляющих повышенную активность в блогосфере и высказывающих различные критические замечания. Но этих людей на долго не хватило, с идеями и конкретными предложениями, как мне доложили, тоже напряженка. Тем не менее от правительства и Администрации Президента ожидаю доктринальный документ, включающий в себя основные компоненты всех экономических политик: макро-, налоговой, бюджетной, денежно-кредитной и так далее.

На заседании Высшего совета по реформам мною были даны указания по его совершенствованию. Эту работу следует провести с конструктивным участием бизнеса, потому что только таким образом мы сможем выработать действительно нужные и эффективные реформы. Обращаюсь ко всем присутствующим: лозунг «Жаңа Қазақстанды бірге құрамыз» – не пустые слова. Участие предпринимателей, представителей реального сектора экономики в этом деле критически важно».

Тем временем, множество нацсоветов и антикризисных штабов ничего не дало в прошлом, но есть все основания опасаться, что и предложенный вместо НСОД заявленный Национальный курултай тоже мало что изменит. Волшебной таблетки не может предложить ни та, ни другая сторона.

Похоже, что государство, которое какое-то время попытались быть слышащим, устало от этой некомфортной функции и вынуло слуховой аппарат. Впрочем, и участники всяких форм диалоговых площадок тоже потеряли к ним интерес.

Очевидно, дело в том, что госаппарат по-прежнему больше способен выполнять указания сверху, а инициативы снизу воспринимаются им как досадная помеха. Что, впрочем, тоже объяснимо, поскольку эксперты и предприниматели не понимают, что их рекомендации невыполнимы в той системе бюрократических процедур, которая продолжает работать в старой системе координат.

Это предполагает серьезную перестройку и перераспределение сфер ответственности между правительством, бизнесом и гражданским обществом. Но кто не только создаст такую структуру, но и внедрит ее в текущую повестку дня?

Со стороны государства этим могло бы заняться Агентство по стратегическим реформам, со стороны бизнеса и гражданского общества – парламент и НПП. Но ни один из этих акторов сегодня не имеет на то ни полномочий, ни желания, ни мотивации.

Еще одной попыткой институционализировать этот пресловутый диалог является Национальный курултай, который должен был пройти еще в конце мая. Но, видимо, не только референдум вытеснил его из повестки дня. Дело в том, что никто не знает, как, зачем и с кем осуществлять «более широкое и глубокое вовлечение общественных организаций и активистов в подготовку и реализацию реформ». Тем более, Токаев понимает, что «в этом вопросе какая-либо имитация, создание видимости диалога недопустимы», как это случилось, например, с теми же Общественными советами при ведомствах.

«Наши предки всегда обсуждали и принимали судьбоносные решения всенародно. Свидетельством этого является великие собрания в Улытау, Ордабасы, Култобе. Мы должны возродить эту демократическую традицию Великой степи, заложившую основы общенационального единства. Поэтому вместо успешно выполнившего свои задачи Национального совета общественного доверия предлагаю создать «Ұлттық құрылтай» (Национальный курултай)», – пояснил тогда президент не столько обществу, сколько себе.

В новый институт, по задумке, должны войти «представители всех регионов, депутаты, члены Ассамблеи народа Казахстана, Гражданского альянса, общественных советов и организаций, авторитетные общественные деятели, представители бизнеса, промышленности и сельского хозяйства, а также другие граждане».

Но, во-первых, не понятно, кто и по какому принципу будет формировать его состав. Точнее, как раз очень понятно: по спискам, сформированным в коридорах Акорды. Что из этого всегда получается, мы с вами наблюдали не раз. Но даже если предположить, что туда войдут достойные люди, каковы их полномочия и степень влияния на принимаемые решения? Все это напоминает некий клон парламента, вернее того, чем он должен быть. Но даже парламентарии жалуются на ограниченность своих полномочий, а последние поправки в Конституцию их явно не расширили.

Национальный курултай не будет той самой волшебной таблеткой, как и еще один антикризисный штаб. Рецепты просты и уже проверены столетиями: разрешить все, что не запрещено. Выпустить партии и СМИ из концентрационного лагеря, дать парламенту выполнять свои классические функции. До сих пор мы продолжаем наблюдать, как в любые новые структуры всегда входят одни и те же люди. Поэтому, очевидно, нужно дать им сигнал, что теперь они могут действительно заняться своими прямыми обязанностями и им за это ничего не будет плохого. А возможно, даже наоборот.

Карлыгаш Еженова




11 Комментариев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

  1. В курултай войти должны только представители из областей и из городов, превышающих 500тысяч человек . Всякие властвующие, депутаты, партии, и прочие привлекаемые чиновниками пропагандоны бесчисленных имитируемых реформ и догоняющих раёв туда допускать нельзя — всё тогда будет как вчера…

  2. Выборы членов Народного Курултая Казахстана простые. Каждый, кто хочет быть членом Курултая — пишет Заявление об этом. И даёт свои предложения по дальнейшему развитию Казахстана. Эти предложения обсуждаются и принимается решение о включении или невключении. У большей части кандидатов есть уже опубликованные предложения в СМИ, по которым можно понять, принесёт ли пользу сей субъект. И т.д. Об этом писал в книгах своих — да и президент сказал об опыте предков. В 18 веке пользу принесли те курултаи, где принимались предложения людей результата. А те сборы, где побеждали болтуны — привели к раздробленности и колониальному ярму. Избави от болтунов страну, о, Құдырет! Жаль, если и это хорошее дело заболтается…

  3. В Интернете есть моя статья, где писал об одном из Курултаев 18 века: «Бокенбай сардар спас Казахстан в 1710 году». А вот пример общих сборов, которые погубили Казахстан тогда: »
    «Үш жүз боп қылды ынтымақ,
    көшуге қайтып бел байлап.
    Әбілмәмбет дейтұғын
    ортасынан хан сайлап.
    Ел деп келген жұртымыз
    алға ұмтылды борбайлап.
    Боз бие сойып ортадан…» (Толе би.1991.с.51)
    Беда была в том, что шла война и стране необходима была жёсткая централизация, а выбрали того, кто не обладал никакими организаторскими способностями — т.е. заранее выборщики знали, что он не исполнит ничего из намеченного: «Әбілмәмбет хан … жоңғар шапқыншылығынан елге қауіп төндіріп тұрған кезде елбасшысы ретінде көсемдік ұйымдастырушылық қабілетін көрсете алмады» (Википедия)… Президент сказал о дефиците идей — в Курултае нужны те, кто даёт идеи и знает как организовывать исполнение идей. Как стратегических, так и текущего характера.

  4. И потом, нельзя говорить, что НСОД ничего не дал. Он сделал своё, оживил идейное пространство, часть их попала в парламент, часть предложений их использованы в практике. Но ничто не стоит на месте — если НСОД по-быстрому организовали привлекши тех, кто близко в большом городе, то Курултай может привлечь таланты с идеями со всего Казахстана. Просто над этим надо серьёзно работать. Не имитировать кипучую деятельность, а находить работяг с идеями и стратегиями. Кто-то из серьёзных людей наверху если возьмётся за организацию дела, то толк будет. Если имитатор — будет как уже 300 лет… С теми же последствиями или хуже. А то, что кандидат сам напоминает о себе — веками применялось в разных странах, а кое-где даже считалось обязанностью делиться с народом своими знаниями и идеями. Например, один из хадисов пророка Мухаммеда говорит об этом — делиться знаниями с народом это лучшее из садака… И система Древнего Китая по набору на госслужбу талантов и т.д.

  5. Только что прочел, что первый Курултай собирают уже через неделю 16 июня. т.е. опять по пословице: «Скоро робят, слепых родят»!.. Соблюдение ритуала серьезного мероприятия без участия настоящих работяг и талантов — сбор блатных и убогих стратегией, жаль… Надежда, что следующие (в каком-то веке?) когда-то ?.. А время уходит — уже 31-й годок пошел бездумно. Повзрослеет ли когда қазақ? Без вклада мыслящих страна подобна ребенку , борющемуся со взрослыми — в остроконкурентном мире…

  6. Сегодня 15 июня и опубликовали список членов завтрашнего Курултая. Первое впечатление: список членов профсоюза, для оживляжа дополненный бойкими на язык пропагандистами, которые и так уже исполняют ту же музыку в парламенте, в СМИ и т.д. Моду в мире на комиков и кевеэнщиков тоже не пропустили. Конечно, есть в составе и умные люди, но забыты две вещи: Курултай должен быть голосом всех областей и городов страны, и быть инициатором ускоренного и качественного развития, чего нет уже даже в объявленных целях. Налицо нищета идей, как и говорил глава страны при встрече с бизнесменами в мае. Происходит это оттого, что строить новое пытаются (или имитируют) стройку ө с тем же узчайшим кругом «шабашников» первого тридцатилетия, который и привел к сегодняшнему положению. При всех бъющих в глаза недостатках желаю Курултаю хорошей работы. Жаль, что за лозунгами у нас уже 300 лет нет дел, позволяющих стране быть на уровне задач времени. Или оскудели мозги, раздербанилась душа и потерял путь степной дух? Причина: абызсыз қалған жетім халық…

  7. Вот, сейчас прочитал, что от областей и больших городов по одному человеку включили — из 117 членов!.. Т.е. 15% членов представляют области крупные города, а надо для дела не менее 51%. Как и в парламенте не 25%, а 51% — выбираемых народом депутатов. А так, как сейчас — имитация народовластия и Справедливого Государства. Ибо интересы и ценности населения заведомо не учитываются, а только интересы олигархии, которые представляют протолкнутые ими пропагандисты. Ну, каков голос 15% и каков — 51%!.. В этом и разница — дело или имитация… С лучшими пожеланиями открывающемуся завтра Курултаю! Торегали Казиев. 15.06.2022г. 15ч.54минуты Актобе.

  8. Здесь у автора была мысль, что в регионах исполняют только то, что идет сверху, Беда в том, что и указания сверху не исполняются. Поскольку исполняется только то, что интересует «кучку» тех, кто » приватизировал» данный участок работы на уже местном уровне и если какой-то Булат Н «приватизировал» где-то в Алмате какое-то направление, то и в других географиях то же самое и даже в гуманитарных участках — куда идут «модернизационные» деньги. Помню, когда под Рухани Жангыру образовывали какие-то общественные краеведческие структуры при облакиматах, пригласили краеведов-писателей на первое заседание — официальных «говорящих голов» там оказалось в три раза больше. А потом конкретно исследующих и пишущих книги вовсе прекратили приглашать. Прошло несколько лет, те «говор-головы», видимо, и продолжают осваивать бюджет, а люди дела и конкретного результата — в стороне от от офицпрограмм. С печалью я гляжу на это поколенье… Невероятная глупость верхов опять подведет наш народ. Ибо никто не контролирует надлежащее исполнение реформ и программ. Гляжу на новеньких «министров» — доведут ли до хорошего?.. Желаю им превзойти себя, ради родного народа… Сумеют ли? Прежние 30 лет амандык держали, а эти если и 5 лет не смогут?! Беда.

  9. Я был участником первого курултая казахов мира в Алмате, состоявшегося в конце сентября 1992 года. Тогда приезжали на курултай практические борцы казахской идеи, романтики и реалисты, прошедшие немалые баталии и внесли потом они вклад в то, чтобы более миллиона кандасов переехали в Казахстан из самых разных стран мира. Был делегатом и курултая тюркских народов СССР в марте 1991 года. Более недели шли горячие дебаты, итогом которых, стало то, что мы отвергли тезис Бжезинского о создании горячих точек в Казахстане, Средней Азии и вообще с участием тюркских народов, хотя до самого заключительного дня курултая накал и давление не ослабевали — резолюции приняли о путях мирного тюркского Возрождения. А ведь состав участников был из вождей-практиков того времени, за каждым из которых стояли тысячи и миллионы… И когда смотришь по телику на заводных кукол каких-нибудь олигархов и т.д., то видишь, что время плывёт мимо нашего народа и данного Всевышним государства, погрязшего в тех же внутренних склоках и пустой риторике, на что казах мастер, которые 300 лет назад погубили страну… Тогда как метод восходящего развития прост и высказан тысячи лет назад мудрецами: не тот руководитель умен и умел, что сам умен и умел, а тот, кто подбирает на каждое дело умного и умелого, дающего нужный стране результат… У нас же 300 лет о результатах никто (!) и не думает, а подбираются кадры … удобные, кланяющиеся. лижущие, лежащие, клячи вместо тяжеловозов. И телегу страны они на гору тридцати развитых стран не вывезут. Пустят под откос. Говорю с горечью и болью, но других пока не вижу…