Почему государство боится феминисток?
В преддверии 8 марта власти в очередной раз доказали свое отношение к правам женщин – двух активисток задержали, а традиционный феминистский митинг отказались согласовывать из-за «угрозы общественному порядку». Но чем феминистки так напугали государство?
28 февраля полиция задержала активистку «Феминиты» Жанар Секербаеву. В тот же день ее осудили на 10 суток административного ареста за участие в прошлогодней акции, участницы которой выражали недовольство вынесенным приговором Куандыку Бишимбаеву и требовали для него пожизненного заключения. 3 марта по той же причине на 10 суток посадили другую участницу фем-организации Ақторғын Ақкенжебаласы.
Реальная причина задержания, очевидно, в другом – не дать активисткам провести протестную акцию на 8 марта. Подобную тактику власти используют давно, обычно в отношении активистов старой закалки, среди которых есть сторонники партии «Алга, Казахстан». Схема очень проста: поскольку такие люди регулярно выходят на какие-то акции, им всегда есть, что предъявить в нужный момент – а именно, за несколько дней до анонсированной новой акции протеста. Например, так было перед проведением референдума по АЭС и перед Днем независимости.
Характерно, что «Феминита» не анонсировала какие-либо акции на 8 марта. Но задержать их решили превентивно, поскольку активистки организации неоднократно протестовали, не согласуя свои действия с властями. С участницами оргкомитета «Марш 8 марта» госорганы поступили проще – отказались согласовывать митинг и марш в Алматы, поскольку считают их «угрозой общественному порядку».
Но история проведения женских маршей и митингов в Алматы никогда не была простой. Первый феминистский марш состоялся в 2017 году – тогда его никто и не думал согласовывать, потому что надежды на благосклонность властей не было никакой. После этого на активисток начала давить полиция. В 2018-м угрозы правоохранителей усилились и феминистки не стали организовывать акцию. На следующий год организаторки подавали в акимат несколько уведомлений для согласования шествия, но им отказали. Впрочем, в сентябре 2019-го акимат все-таки позволил феминисткам провести митинг – в сквере за кинотеатром «Сарыарка». Организация KazFem подала тогда 36 заявлений для согласования демонстрации.
В 2020 году феминистки тоже подавали заявления, но получили отказ и решили провести марш без согласования. В 2021-м наступила «оттепель» – вступил в силу закон об уведомительном характере проведения мирных собраний и акимат согласовал шествие.
«Оттепель» длилась недолго. В 2022 и 2023 годах шествие согласовать не удалось, но несмотря на препирательства властей, получилось добиться проведения митинга – после многочисленных обращений и одиночных пикетов.
Однако в прошлом году ситуация изменилась. На фоне общего усиления давления на гражданское общество и свободу слова отношение к феминистским инициативам стало еще хуже, чем во времена Назарбаева. Но тактика властей изменилась – они стали манипулировать «общественным мнением», чтобы легитимировать давление на феминисток.
За несколько недель до 8 марта некие желтоксановцы устроили акцию против ЛГБТ возле памятника «Тәуелсіздік таңы». Они окурили место, где ранее проводили пикет несколько активисток с требованием разрешить проведение женского митинга, среди которых была и активистка «Феминиты» Ақторғын Ақкенжебаласы, та самая, которая сейчас сидит под административным арестом.
Одна из участниц акции, Гулбахрам Жунис, в прошлом прославившаяся своими провокациями против оппозиции, потребовала от государства «специального закона для запрета бессовестных и опасных действий ЛГБТ, опасного для интересов, будущего и судьбы нашего процветающего народа», а также потребовала запретить «выходить каждый год накануне 8 марта, в праздник матерей и женщин».
Сказано – сделано. Причиной для отказа в проведении митинга в 2024 году формально стала «угроза общественному порядку». Как объяснили в акимате Алматы дело в том, что ранее организаторы и участники демонстраций «неоднократно отклонялись от заявленной тематики».
«В обращениях к нам и в сообщениях в социальных сетях утверждают, что данные граждане в ходе акций, посвященных Международному женскому дню, прикрываясь борьбой за права женщин, на самом деле пропагандировали чуждые нам нетрадиционные ценности: однополые отношения, браки, символику ЛГБТ и другое», – заявили в акимате, разумеется, сославшись на акцию желтоксановцев.
Впрочем, как это связано с «угрозой общественного порядка», в акимате так и не объяснили. Зато стали использовать некие группы обеспокоенных граждан для борьбы с феминистками. Причем представляют этих граждан тоже женщины, но «традиционные».
За традиционные ценности, против ЛГБТ, ИГИЛ и феминизма
Упоминание ЛГБТ здесь не случайно. Власти сознательно используют тактику выделения наиболее уязвимой группы граждан из общего движения за женские права, к которому общество меньше всего испытывает сочувствия. Бытовая гомофобия – абсолютная норма в нашем обществе, поэтому большинство казахстанцев не только не захочет вступаться за ЛГБТ, но еще и поддержит тех, кто на них наезжает.
Сказать, что права женщин для государства не важны, чиновники пока не могут себе позволить. В 2024 году даже прошел провластный митинг 7 марта «За достойную жизнь женщин!», организованный общественница Бибинур Шералиева. А в акимате уверяли, что права женщин и права человека являются «неотъемлемой частью реализации государственной политики Казахстан». Но сослаться на то, что феминистки проталкивают чуждые нашему народу ценности – очень даже удобный повод их запретить.
Нападки на «Феминиту» – тоже часть этой тактики, поскольку организация позиционирует себя как «квир-феминистскую правозащитную организацию, которая защищает права женщин из самых угнетенных групп (от лесбиянок, бисексуалов, квир– и трансгендерных женщин, женщин с ограниченными возможностями до женщин, занимающихся секс-работой)».
Помимо административного ареста, за последние месяцы их мероприятия несколько раз срывали провокаторы из консервативных организаций. В последний раз это произошло в середине февраля – на мероприятия «Феминиты» дважды врывались активисты «Казахстанского союза родителей», включая экс-руководительницу Багилу Балтабаеву, а также Бибинур Шералиева. К слову, последняя организовывала провластный женский митинг в Алматы в 2024 году. В итоге полиция не стала предъявлять каких-либо претензий провокаторам (хотя они повредили дверь), зато задержала участниц «Феминиты» Жанар Секербаеву и Гульзаду Сержан и оштрафовали их на 393 тысячи тенге, обвинив в «руководстве незарегистрированным общественным объединением».
«Казахстанский союз родителей» выступил инициатором петиции за запрет пропаганды ЛГБТ, которую власти продвигали через админресурс и в итоге приняли. Во время слушаний по петиции Багила Балтабаева наговорила много того, что не позволяют себе сказать скромные чиновники. Например, они сравнила участников маршей 8 марта с игиловцами. А также осудила движение за свободу женщин в Иране.
– И в результате феминизма вот эти женщины, лежавшие рядом со своими мужчинами, у бока своих мужчин, встали против своих родителей, своих детей и пошли участвовать в этой революции, которая шла в течение двух с половиной месяцев, – заявила Балтабаева.
Подобная риторика, как мы уже писали ранее, не просто является бредом одной женщины с сомнительной репутацией, но хорошо отражает реальные причины, по которым власти борются и с феминизмом, и с ЛГБТ, и с другими гражданскими инициативами. Сравнение с протестами в Иране не случайно – наших властей очень беспокоит, что кто-то поставит их легитимность под сомнение. И как верно говорит Балтабаева, феминизм вполне может стать той основой, которая объединяет людей для борьбы с авторитарными режимами.
Власти могут идти на определенные уступки, когда видят в них общественный запрос. Например, принять закон, ужесточающий наказание за домашнее насилие. Но вот чего государство боится больше всего – это разрушения монополии на власть. И когда более тысячи девушек выдвигают какие-либо требования, самоорганизиуются, проводят свои мероприятия, где обсуждают в том числе вопросы участия женщин в политике – это вызывает у госслужащих серьезные опасения.
Вдруг эти девушки когда-нибудь захотят последовать примеру иранок, или мексиканок, или полячек? Конечно, предусмотрительные власти будут стремиться сделать все, чтобы максимально исключить даже вероятность такого сценария. Благо, для этого есть удобный повод – участие «нетрадиционных» девушек в общем феминистском движении.
Комментариев пока нет