Почему самокаты стали удобной мишенью для депутатов?
Каждый год в Казахстане на фоне обсуждения политических и экономических проблем появляется новая «угроза», которую нужно срочно героически искоренить. На этот раз депутатам под руку попали самокаты. Вместо объективного анализа причин аварий и системной работы с городской инфраструктурой оказывается удобнее искать предмет, который можно быстро запретить, представив это как заботу о безопасности. Но решает ли это хоть одну из настоящих проблем?
В 2023 году Мажилис одобрил пакет поправок в Закон «О дорожном движении», в котором впервые системно прописали правила езды на электросамокатах. Тогда обсуждение подавалось как поиск баланса между интересами пешеходов и потребностями растущего сегмента микромобильности.
Тогда депутат Екатерина Смышляева, одна из соавторов законопроекта, называла это «компромиссом».
«Ограничение скорости на тротуаре обезопасит пешеходов. Такая скорость примерно равна скорости пешеходного потока и определяется визуально», – говорила она в 2023 году.

В 2025 году риторика сместилась в сторону гораздо более жёсткого регулирования. Теперь депутат предлагает полностью запретить движение самокатов по тротуарам, обязать пользователей иметь водительские права, страховой полис, шлем и светоотражающую экипировку. Параллельно обсуждается нумерация арендных самокатов и фиксирование нарушений средствами видеонаблюдения.
При этом Смышляева заявила, что шеринговые компании ранее готовы были ограничивать скорость самокатов до 6 км/ч. Именно эта часть её заявления вызвала наиболее активную дискуссию среди специалистов, поскольку вопрос технической реализуемости таких лимитов напрямую влияет на возможность использования самокатов в городе.
Напомним, на одном из интервью 2023 года депутат сама же заявляла о том, что в городах еще нет соответствующей инфраструктуры для того, чтобы принять поток электросамокатов на дорогах:
«В этом точка приложения наших усилий. Мы готовы будем продолжать это делать, чтобы в городах появлялись и велодорожки и соответсвующие условия для альтернативных видов транспорта. Не только за счет пешеходов, но и, возможно, автомобильного пространства».
В этом же интервью Смышляева упоминает рабочие группы с экспертами, где обсуждалась невозможность передвижения электросамокатов со скоростью пешеходопотока в виду технических особенностей.
Комментарием на эту тему поделился эксперт по мобильности и участник рабочей группы по Закону о дорожном движении 2023–2024 гг. Ануар Джусупов. Он отметил, что упомянутые 6 км/ч вряд ли могли быть обещанием со стороны бизнеса, поскольку такая скорость не соответствует принципам работы электросамокатов.
По словам Джусупова, так называемый «пешеходный режим» используется для того, чтобы самокат можно было катить рядом, а не ехать на нём.
«Моторы классических самокатов не способны сдвинуть взрослого человека с места без начального ускорения, которое человек создаёт сам, и это ускорение уже выше 6 км/ч. На такой скорости ехать фактически невозможно»
– поясняет эксперт.
Он также отметил, что ограничение скорости именно на тротуарах технически невыполнимо из-за погрешности GPS в условиях плотной городской застройки. Средняя ошибка составляет около 10 метров, тогда как ширина тротуаров обычно не превышает двух–трёх метров.
«Тротуар слишком мал, чтобы его можно было выделить GPS-зоной. Скверы и парки — можно, но не тротуары. Поэтому ограничение скорости на уровне 15–16 км/ч, применяемое в Москве, Дубае и других городах для медленных зон, — реальный инструмент. А 6 км/ч — это фактический запрет»
– подчёркивает он.
По мнению Джусупова, обсуждение регулирования должно учитывать реальные технические возможности и экспертный подход к изучению и решению проблемы. Также эксперт отметил, что несмотря на наличие водительских прав у автолюбителей, их возраст, законодательство, в стране количество ДТП с участием автомобилистов за 3 года возросло почти в 3 раза, пока все обсуждают только самокаты.
В разговоре с журналистами депутат Олжас Куспеков напомнил, что аналогичные поправки уже обсуждались ранее и тогда не были поддержаны. По его словам, ключевой проблемой остаётся отсутствие полноценной инфраструктуры, без которой любые ограничительные меры могут привести к росту рисков, а не их снижению.
«Мы закрепили новые строительные нормы и обязанности акиматов по созданию инфраструктуры для микромобильного транспорта. Эта работа рассчитана на 3 года. Сейчас в спешке, прикрываясь поручением Главы Государства, выталкивать самокаты на дорогу — это просто будет убийство людей»
– отметил депутат.
Куспеков подчеркнул, что реформирование должно опираться на комплексный подход: развитие инфраструктуры, корректные нормы и технологические инструменты регулирования, а не только ввод ограничений.
В своих соцсетях депутат ранее привёл статистику по ДТП за первое полугодие 2025 года. По данным официальной отчётности:
- Автомобили — 28 646 пострадавших;
- Автобусы — 1 145;
- Мопеды и скутеры — 897;
- Велосипеды — 238;
- Электросамокаты — 123.
На фоне других категорий самокаты действительно являются одним из самых безопасных видов транспорта, что, по словам Куспекова, важно учитывать при формировании политики.
На фоне этой дискуссии свою позицию также озвучило Министерство внутренних дел. По данным ведомства, нарушения действительно имеют место — особенно со стороны несовершеннолетних пользователей. Однако МВД не выступает за полномасштабные запреты.
Ранее в сентябре 2025 года заместитель министра внутренних дел Игорь Лепёха отметил, что ответственность должна распределяться между тремя сторонами: пользователями, кикшеринговыми компаниями и акиматами.
Он подчеркнул, что компании обязаны внедрять системы контроля парковки, веса, скорости и маршрутов, а местные исполнительные органы — определять зоны ограничения или запрета. Министерство видит проблему комплексно: нарушения со стороны пользователей, недостатки регулирования и пробелы в инфраструктуре.
Дискуссия показала, что самокаты стали важным элементом городской мобильности, и вопрос их регулирования нельзя рассматривать отдельно от качества городской среды. При отсутствии велодорожек, безопасных маршрутов и чётких правил любые резкие ограничения создают новые риски.
Самокаты остаются одним из самых доступных и экологичных средств передвижения на короткие расстояния. Они снижают нагрузку на дороги и сокращают количество коротких поездок на автомобиле. Однако для того, чтобы сохранить этот вид транспорта и обеспечить безопасность, необходимо сочетание инфраструктурных решений, технологических инструментов и корректных норм, а не только запретительных мер.
Пока же обсуждение показывает, что именно отсутствие системных решений, а не самокаты как таковые, остаётся ключевым фактором проблем. И от того, какой подход будет выбран сейчас, зависит, станет ли микромобильность частью городской политики или окажется вытесненной из городов.



Все комментарии проходят предварительную модерацию редакцией и появляются не сразу.