Правда о том, сколько лет существует Алматы на самом деле - Exclusive
Поддержать

Правда о том, сколько лет существует Алматы на самом деле

В 1854 году на месте сожженного древнего города была основана русская военная крепость Верный. С этого времени традиционно отсчитывают возраст нынешнего мегаполиса. Однако ученые-историки, археологи и источниковеды считают, что Алматы на самом деле сформировался как город, по крайней мере, тысячу лет назад.

По словам известного казахстанского археолога, доктора исторических наук Карла Байпакова, место его расположения было удобным во всех отношениях – плодородные земли предгорий, обилие воды для полива.

– Еще в эпоху палеолита и бронзы здесь существовали стоянки и поселения древних людей, – утверждал он. – Некоторые – с присущими городу атрибутами. Как административный и экономический центр Алматы сформировался примерно в Х веке.

На территории нынешнего Военного института (раньше – пограничного училища) археологи нашли остатки крупного города, а во время строительных работ – остатки построек и массу интересных вещей. Например, кузнечную мастерскую и сделанные здесь топоры, гончарные изделия. Важный факт, о котором сейчас уже широко известно – существование в этом городе крупного монетного двора. Уже найдено порядка двух десятков монет. На деньгах обычно указывались название монетного двора и государь, от имени которого они чеканилась. На найденных монетах написано на арабском, что они чеканились в 1271-72-м годах в Алматы. То есть уже в XIII веке город носил то же название, что и теперь.

– Сам же город возник еще в период правления династии караханидов – в X-XIII веках, – утверждал Карл Байпаков – Монеты же, отчеканенные здесь, распространились позже – в XIII веке в государстве чагатаидов. Они найдены не только в Жетысу, но и в Средней Азии. Однако эти места заселялись гораздо раньше. Согласно находкам археологов, поселения эпохи бронзы были здесь почти три тысячи лет тому назад. В VII веке до нашей эры в Жетысу развивались оседлые поселения саков и усуней, о чем свидетельствуют даты на артефактах, установленные при помощи анализов по радиокарбону.

Другие казахстанские города тоже имеют многовековую историю. В Отраре, например, был найден закопанный 700 лет назад клад серебряных вещей и монет, дающий представление об этом отрезке Шелкового пути. В составе клада были монеты из самых разных городов Евразии – Имиля, Пулата, Алмалыка, Каракорума, Самарканда, Дженда, Сиваса, Крыма. Он, скорее всего, принадлежал купцу, торговавшему по всему свету, но случились некие обстоятельства, и он вынужден был зарыть свое богатство.

Доктор исторических наук, профессор-монголовед Кинаят Зардыхан также утверждал, что русская военная крепость Верный была построена в 1854 году на месте сожженного в 1851 году колониальными войсками города Алматы.

Отстаивая свою точку зрения, он привел как пример историю Москвы – одного из древнейших городов северо-восточной Руси, появившегося здесь в период правления князя Юрия Долгорукого (XI-XII века). Историков до сих пор мучает вопрос – откуда город взял свое название? Одна из версий, по словам профессора, связана с монгольским нашествием. Внук Чингиз-хана Бату-хан (Батый) перед тем, как сжечь этот древнерусский город осенью 1237 года, назвал его Mushgiyu Gol hoto – город на берегах Кривой реки. Известность Москва приобрела лишь в ХIV веке, когда стала центром Великого княжества, следующий пик популярности пришелся на 1492-й год, когда город прославился как «Москва – Третий Рим”.

Когда монгольские войска в 1237 году дошли до города, то на берегах “Mushgiyu Gol – Кривой реки” – стояли укрепления типа обычного европейского замка. Сами славяне называли их “детинцем” и “градом”, а монголы -“хэрэмлом”, то есть защитной стеной. И все же, несмотря на то, что город был сожжен, россиянам это не помешало в 1997-м году праздновать 1000-летие главного города страны.

– И это правильно, – отмечал профессор. – Когда и как отмечать юбилей – дело хозяина.

Следующий пример – столица Китая. По словам Кинаята Зардыхана, некогда Пекин носил название Чзун-ду (главная ставка). Чингиз-хан в 1215 году сжег дотла этот город. Его внук Хубилай-каган в 1260-1264 годах заново возродил столицу Китая под названием Вэй-жин (северная столица) как столицу империи Юань. А ныне китайцы спокойно пишут о древней истории Пекина, начиная с тех времен, когда город назывался Чзун-ду. Название «Улан-батор» столице Монголии в 1924 году дал казах Турар Рыскулов, но монголы с полным правом в начале нового века отметили 800-летие древнего города Урге. Профессор с горечью отмечал, что только Казахстан отмечает не дату основания древнего города Алматы, а дату его сожжения.

– А ведь история возникновения городища Алматы уходит корнями в глубокую древность, – утверждал Кинаят Зардыхан. – Это доказано археологическими исследованиями. Памятники древней культуры сохранились на территории города и его ближайших окрестностях.

Непосредственно на территории самого Алматы найдены изделия, изготовленные древними ремесленниками. Это клады бронзовых казанов, предназначенные для ритуальных праздников. Такой стиль археологи и историки относят к стилю воюющих государств, который охватывает период от V века до нашей эры до III века нашей эры. Такими воюющими государственными объединениями на территории современного Казахстана были племена восточных саков и усуней.

Одно из ранних земледельческих поселений усуней обнаружено на южной окраине Алматы на территории современного Горного Гиганта. Археологические находки в этой местности специалисты относят к раннему средневековью. Их возраст исчисляется двумя тысячами лет.

Следующий период в истории Алматы – это эпоха господства кок-тюрков (сюда относятся тюркские, западно-тюркские, тюргешские, карлукские и караханидские каганаты). В составе этих государств наибольшую роль играли племена усуней, тюргешей, кай-кыпчаков, впоследствии ставших основным этническим ядром казахского народа.

Отдельные историки склонны считать, что развитие городов на территории Казахстана было прервано монгольскими завоеваниями.

– Действительно, монгольское нашествие привело к упадку и разрушению многих городов Казахстана и Средней Азии, – утверждал Кинаят Зардыхан. – Но исследованные нами источники свидетельствуют о том, что Алматы продолжал существовать и после нашествия монголов, поскольку жители города вместе с жителями всего Восточного Жетысу в 1218 году добровольно подчинились завоевателям, и здесь не происходило никаких сражений.

Город Алматы и во второй половине XIII века продолжал оставаться крупным торгово-культурным и ремесленным центром. В это время здесь чеканились монеты. А этой привилегией, как известно, обладали только крупные города и ставки, считавшиеся центрами политической жизни.

Знаменитый даоский монах Цю Чу – Чзи (Чан Чунь) в 1219 году был специально приглашен к Чингиз-хану, и через два года пути он со своими спутниками подъехал к берегам реки Или. В своей книге «Описание путешествия на Запад» он писал: «Сразу после переправы через нее мы проехали ряд городов, прежде чем добраться до Самарканда». Какой же город мог находиться на его пути сразу после переправы через Или, если существовавшие тогда города Баласагун, Куз-Орда и Тараз находились далеко в стороне? По мнению ученого, вполне допустимо предположение, что одним из этих городов мог быть Алматы, так как он в то время был абсолютно нетронутым после недавнего монгольского нашествия.

Русский историк ХХ века Владимир Бартольд считал, что «постоянные смуты, происходившие в ХIV веке в Средней Азии привели к полному разорению населения и оставлению ими городов», имея в виду период завоевательных, захватнических и разорительных походов эмира Тимура против средневековых государств Могулистан (Жетысу и Восточный Туркестан), Ак-Орда (степная территория Казахстана) и Золотая Орда (территория западнее Урала). Этот факт зафиксирован в «Тарих-и Рашиди» Мухаммада Хайдара Дулати, где, кстати, кроме прочего дается и точное название города – «Алматы». Автор, в частности, пишет: «Тимур отправил эмира Бахрама-джалаира, Хитай Бахадура и Шайх-Али Бахадура. Они дошли до рубежей Алмату, и на берегу реки Айша Хатун произошла битва с людьми караитского племени (кереями). После битвы они заключили мир и вернулись к эмиру Тимуру; тот не одобрил этот мир и сам отправился в эти края».

Из этого, по мнению Кинаята Зардыхана, следует: раз повелитель, не согласившись с мнением своих соратников, отправился в поход сам, то уничтожение города произошло наверняка, так как после этих событий Алматы надолго перестает упоминаться в исторических хрониках.

Письменное упоминание о нем, спустя века, появляется на военной карте джунгарского завоевателя Цевен-Рабдана в 1723-1727 годах. Данная карта раньше хранилась в Урумчи, Чокан Валиханов использовал ее в своих «Записках о киргизах». Он сделал перечень географических названий регионов Тарбагатая и Северного Тянь-Шаня, которые имеются на этой карте. Среди них исследователь очень четко на древнемонгольском написал «Алматы».

Название Алматы значится еще и в материалах биографии Зая Бандида – монгольского историка и религиозного деятеля, автора «Ясной письменности («Тодо бичиг»). В этой книге наряду с названиями Талгар и Курти, стоит и Алматы. Запись относится ко второй половине ХVII века. Кинаят Зардыхан утверждает: все это свидетельствует о том, что Алматы существовал возможно и гораздо ранее ХIII века.

Когда в 1850 году сюда прибыл с войском полковник Гудковский, замок Алматы уже стоял. Поскольку его охраняли три тысячи местных жителей, то он не решился взять город штурмом и ушел восвояси. В 1851 году прибыл уже другой полковник – Карбышев. Он разрушил и сжег Алматы. И в 1854 году на месте города было возведено укрепление Верный.

В 1921 году по инициативе председателя народных комиссаров республики Ораза Жандосова Верный был переименован в Алма-Ату. И лишь обретя независимость, первая столица суверенного Казахстана вновь обрела свое истинное название – Алматы.

Это слово имеет древнетюркские корни. Алма – яблоко, слоги «т» или «ты» – суффиксы, обозначающие особенности расположения, флору, фауну, род занятий населения. В казахской топонимике терминов с суффиксом «т» и «ты» – десятки: Курты, Камысты, Ендирты, Шидерты и так далее.

Мерей Сугирбаева




5 Комментариев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

  1. Большего бреда я в жизни не читал! В период существования КазССР город перестраивался и развивался, ни о каких артефактах даже речи не было!

  2. Какой бред. Ну и где остатки этого сожженного колонизаторами (ага) «Замка Алматы» ? Кто этому фрукту докторскую степень присвоил, интересно