Предприниматели стран ЕАЭС объединяются против обязательной маркировки товаров - Exclusive
Поддержать

Предприниматели стран ЕАЭС объединяются против обязательной маркировки товаров

В Санкт-Петербурге в Смольном (резиденции губернатора города) состоялась конференция, где российские предприниматели, слетевшиеся со всех концов страны, озвучили представителям власти и депутатам Госдумы свою позицию по обязательной маркировке товаров.

Как выяснилось, они, также, как и приглашенные ими казахстанские коллеги (последние принимали участие в форуме в режиме онлайн), категорически против обязательной маркировки.

Напомним: казахстанские чиновники, лоббирующие маркировку, приводят в пример страны ЕАЭС, в первую очередь – Российскую федерацию. Но, как выяснилось на конференции в Санкт-Петербурге, их предприниматели требуют отсрочить новый этап маркировки, а то и вовсе пересмотреть подход к ее внедрению, назвав ее ранее «громадной машиной по выкачиванию денег».

Поводом для проведения конференции стало заключение Высшей школы государственного администрирования (ВШГА) МГУ имени М. В. Ломоносова об экономической эффективности маркировки и ее влияния на бизнес-процессы, проведенное по заказу РОО «Содействие малому бизнесу». В нем приведен расчет затрат на ее внедрение с помощью системы «Честный знак». Выяснилось, что капитальные затраты для работы с маркировкой товаров на 1 рабочее место составляют около 200 тысяч рублей (примерно один млн тенге), а ежегодные затраты на обслуживание системы — еще 360 тысяч на одно место (1,8 млн тенге).

«Система „Честный знак“ с высокой вероятностью приведет к закрытию значительного количества предприятий, которые столкнулись с экономическими трудностями из-за применения системы цифровой маркировки», – заключили авторы исследования.

На конференции в Санкт-Петербурге, организованной заказчиком исследования РОО «Содействие малому бизнесу», была озвучена позиция практически всех бизнес-структур России, для которых маркировка их товаров введена также, как в Казахстане, – без учета их интересов, в одностороннем порядке под разными «соусами» – то якобы для обеспечения качества товаров, то для борьбы с теневой экономикой.

«Проблема не в том, что мы не хотим, мы не можем», – заявила одна из участниц конференции.

«По ее словам, – пишет электронная газета «Фонтанка.ру», – она является единственным работником на своем предприятии и не может позволить себе нанять ИТ-специалиста, так как затраты на внедрение и обслуживание «Честного знака» рискуют оставить ее без прибыли. Отказ же от маркировки поставит бизнес вне закона»

Президент Ассоциации фермеров Ленинградской области Михаил Шконда оценил расходы на внедрение «Честного знака» в фермерском хозяйстве в 1 миллион рублей. На такие затраты, по его словам, готовы идти единицы: «Десятки фермеров будут уничтожены системой „Честный знак“. По 1 миллиону рублей никто не будет платить, проще закрыться».

При этом российские бизнесмены, также, как и казахстанские, осведомлены, что деньги от маркировки идут в частный карман, а именно владельцам системы маркировки товаров «Честный знак» российским бизнесменам Алишеру Усманову и Александру Галицкому. Однако протест бизнеса против него был расценен властями и провластными парламентариями как бунт, схожий, как сказал депутат Госдумы Сергей Лисовский, с луддистским, когда «в начале XIX века в Англии ломали ткацкие станки».

Один интересный момент – группа ученых ВШГА, выдавшая заключение об экономической нецелесообразности маркировки, как пишет «Фонтанка.ру», потом вдруг стала отказываться от своих выводов. Они, мол, поторопились, чего-то не учли, поэтому просят вернуть их исследование на доработку.

– Но мы-то понимаем, что за этим стоит, и нас это не удивляет, – говорит участница конференции предпринимателей в Санкт-Петербурге, независимый юрист Айнур Кайдарова, представляющая обувную отрасль Казахстана. – Точно также себя вели и продолжают вести казахстанские чиновники. А именно – они, выдавая недостоверные данные о том, что якобы маркировка пополняет бюджет, перекидывают этот вопрос друг другу и перенаправляют письма на имя главы государства министру торговли и интеграции Арману Шаккалиеву, тому самому, который известен как автор пресловутого Единого часового пояса на территории огромной республики.

Еще один лоббист маркировки, вице-премьер Серик Жумангарин, не допускаюший на совещания по маркировке в правительстве предпринимателей, 21 декабря вдруг стал министром национальной экономики. И теперь предпринимательские круги Казахстана задаются вопросом: как чиновник, который отказывался слушать мнение представителей МСБ, будет, согласно закону (Предпринимательский кодекс и Положение о министерстве национальной экономики), защищать интересы отечественного бизнеса? Подтверждением подобным опасениям является тот факт, что он не успел занять новую должность, как тут же было заявлено о предстоящем поднятий НДС до 20%, и если сегодня порог для постановки на учет по этому налогу составляет 75 млн, то планируется снизить его до 15 млн.

– Это ожидаемо повлечет за собой крах предприятий или их уход в тень, – утверждает Айнур Кайдарова. – То есть бизнес толкают совершать преступления, либо уходить с рынка.

В РФ уже внедрена такая законодательная норма, как конфискация товара без маркировки. Казахстанские чиновники, отстаивая интересы частного бизнеса (в нашем случае – Единого оператора в лице «АО «Казахтелеком», работающего на платформе российского «Честного знака») в своих требованиях пошли еще дальше. Они заставляют предпринимателей строить и оснащать склады для маркировки. Добиваясь этого, министерство промышленности и строительства наделило себя полномочиями по утверждению Перечня складов для маркировки. Однако самого документа до сих пор нет и предприниматели, подавшие заявки на включение в этот Перечень, теперь несут убытки в связи с простоем товара на таможне.

– Это ли не является свидетельством некомпетенности чиновников и деградации госуправления? – задается вопросом Айнур Кайдарова. – Одновременно с этим налицо вмешательство в предпринимательскую деятельность, что регулируется уже Уголовным кодексом. Создается ощущение, что чиновник тем самым провоцируют социальный бунт, хотя все эти действия противоречат поручениям главы государства, заявившем о недопущении вмешательства в предпринимательскую деятельность. Несложно прогнозировать в сложившихся условиях вероятность консолидации сил бизнесменов ЕАЭС против подобных решении чиновников.

Позиция казахстанского бизнес-сообщества была неоднократно озвучена правительственным чиновникам. Среди них и члену коллегии (министр по экономике и финансовой политике ЕАЭС) Бахыту Султанову. На встрече с отечественными бизнесменами в позапрошлом году, он, в ту пору еще вице-премьер правительства РК, обещал, что доведет все чаяния бизнеса до министра национальной экономики Армана Шаккалиева. Затем ушел в ЕАЭС и благополучно забыл об этом.

Мерей Сугирбаева




13 Комментариев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  1. Маркировка нужна государству и покупателям, собираемость налогов возрастет качество товаров будет на уровне.
    Предприниматели всегда против если им увеличиваются затраты, но постепенно все наладится.

  2. 10 минусов и сложностей, связанных с маркировкой и прослеживаемостью товаров в Казахстане:
    1. Высокие затраты на внедрение
    Малый и средний бизнес несет значительные расходы на приобретение оборудования (сканеры, принтеры для маркировки), программного обеспечения и обучение персонала.
    2. Увеличение себестоимости товаров
    Внедрение системы маркировки может повысить себестоимость продукции, что в конечном итоге отразится на розничных ценах и ударит по потребителям.
    3. Сложности для малого бизнеса
    Малые предприниматели испытывают трудности в адаптации к новым требованиям из-за ограниченных финансовых и технических ресурсов. Это может привести к их вытеснению с рынка.
    4. Технические сбои
    Частые сбои в работе системы маркировки, могут приводить к задержкам в поставках и продажах товаров.
    5. Увеличение административной нагрузки
    Для бизнеса маркировка означает дополнительные бюрократические процессы: регистрация товаров в системе, отслеживание данных, отчетность. Это требует больше времени и усилий.
    6. Недостаточная подготовленность инфраструктуры
    В некоторых регионах страны наблюдается нехватка интернета и технической инфраструктуры, необходимой для работы с системой маркировки.
    7. Потеря гибкости на рынке
    Из-за необходимости маркировать даже мелкие партии товаров компании теряют возможность оперативно реагировать на спрос, что сказывается на ассортименте.
    8. Коррупционные риски
    Ужесточение регулирования может способствовать росту коррупции среди проверяющих органов, пытающихся воспользоваться сложностями в адаптации системы.
    9. Негативное влияние на потребителей
    Рост цен, вызванный маркировкой, и возможное сокращение ассортимента (особенно в малых магазинах) негативно сказываются на покупательской способности и удовлетворенности потребителей.
    10. Риск ухода части бизнеса в тень
    Усложнение бизнес-процессов и повышение затрат могут стимулировать предпринимателей уклоняться от маркировки и работать нелегально, что идет вразрез с изначальными целями системы.

  3. Маркировка как она есть сейчас, не подразумевает, под собой, защиту покупателя….продукция может маркироваться,и об этом уже не раз писалось,без каких-либо сопроводительных документов ,так-же она не обеспечивает приток поступлений в бюджет,денежные средства,полученные в результате,уходят не в доход гос-ва,а в личный карман организаторов всей этой довольно сомнительной системы. Увеличение затрат предпренимателей автоматически приведёт к увеличению ценникови соответственно и УВЕЛИЧЕНИЮ МОИХ ,как потребителя,РАСХОДОВ..причём я не оплачиваю товар или услугу а вношу отчисления на счёт какого-то алигарха

  4. Басмач. Собираемость налогов как раз упадет, бизнес не потянет расходы на маркировку и уйдет в тень, этого и хотят коррупционеры. Возврат в 90е, не хочет правительство роста экономики.

  5. Кто сидит на железо бетонном госзаказе им наверное пофиг, государство за счет населения оплатит.
    Аналогия например с животноводами вообще труба, пообещав субсидии и компенсацию в случае чп окольцевали всю живность. Теперь в сараях копят кольца в картонных ящиках , списать их целая проблема автоматически при продаже или для собственного забоя. Получается условный баран будет жить вечно передавая приплоду внаследство.

  6. Всё правильно. Пора наводить порядки. Да здравствует маркировка. Вижу последнее время как заказные статьи на этом ресурсе размещают. самое смешное, что те кто размещают, те же и пишут гневные комментарии. Никто не хочет отбеляться. Время пришло!!!

  7. Маркировка выданная казтелеком это филькина грамота , нам кто это проходит сказки то рассказывать не надо !!! Займитесь таможней , а не убицством белого бизнеса !!!

  8. Мне как покупателю маркировка не нужна, мы и так знаем откуда приходит товар, нас больше интересует цена,а тут и так понятно что подымется, маркировка сама себя маркировать не будет!!!!

  9. Проходили подобное с сертификацией. Одна из параразитокоррупционных структур коих не мало. Ещё не вся родня при деле,в поддержку маркировки они и пишут,пока безработные.