Провинившиеся народы: за что Сталин депортировал вайнахов? - Exclusive
Поддержать

Провинившиеся народы: за что Сталин депортировал вайнахов?

21 февраля 1944 года нарком внутренних дел СССР Лаврентий Берия издал приказ о депортации с Северного Кавказа в Казахстан и Среднюю Азию «провинившихся народов», 23 февраля началась операция «Чечевица», в ходе которой вынуждены были покинуть свои дома почти полмиллиона человек. Все эти годы чеченцы и ингуши не могут понять, за что их выслали с исконных земель, и как они «массово» могли сотрудничать с оккупантами, если их территории не были оккупированы?

Кавказские спецпереселенцы

– Людей арестовывали там, где застали холодным утром 23 февраля 1944 года – на улице, в магазине, в стенах родного дома, – вспоминает доктор философских наук Андарбек Яндаров, ребенком депортированный в Казахстан. – Многие чеченцы и ингуши, не зная русского языка, не понимали, чего от них хотят. Между тем секундное промедление после команды «руки вверх» стоило многим горцам жизни. Дороги, по которым их гнали под конвоем в Грозный, были усеяны трупами…»

Доктор исторических наук, этнограф Ермекбай Жарас Акышулы, изучив материалы российских и казахстанских архивов, и объездив весь Казахстан, посвятил этой теме научную монографию «Чеченцы и ингуши в Казахстане. История и судьбы», где отражены не только прошлое, но и современные этнические процессы, происходящие в среде вайнахов – «одного народа» (так себя стали называть в Казахстане два родственных этноса).

– Появление этой книги было предопределено рядом обстоятельств. Одна из причин – впечатления, полученные мною еще в детстве. Мы имели о переселенцах – чеченцах и ингушах, живших рядом с нами на Кокчетавщине, противоречивые представления. Идеология тех лет обвиняла их в пособничестве оккупантам, их называли коллаборантами и предателями. Но в неофициальных беседах взрослых всегда проскальзывала мысль о несправедливом отношении сталинского руководства к принудительно переселенным в Казахстан народам. Наши родители относились к ним с сочувствием и старались помочь, чем могли.

Вайнахи жили общинами, стараясь «не высовываться», говорить как можно меньше, но дети есть дети. Одноклассники-ингуши говорили о своей исторической родине с восхищением и любовью и всегда мечтали вернуться туда. А я, слушая восторженные рассказы одноклассницы Розы Кокурхоевой, задавался вопросом: почему, если вайнахи так преданно любят свою родину, они оказались в Казахстане? Но ребята, если я пытался их расспрашивать, пугливо замолкали.

Даже окончив университет я не мог целенаправленно заниматься историей депортированных народов: это не приветствовалось. Возможность широко осветить их судьбы появилась лишь после распада Союза, когда открылись засекреченные архивы. Как и всякому исследователю, мне приходилось собирать, систематизировать и анализировать документальные источники. И здесь я столкнулся с немалыми трудностями. Сведения, почерпнутые из общения с представителями партийных и силовых советских структур, не всегда отражали истинные картины из жизни депортированных народов. Предвзятое отношение к ним намертво засело в головах ответственных работников и части населения, одурманенного советской пропагандой.

Это клише – изменники родины – висело на чеченцах и ингушах до самой перестройки и появления гласности, когда стала вестись просветительская работа, открывались воскресные школы по изучению родного языка и культурные центры.

С 1944 года до середины 50-х годов эти люди были ограничены в правовом статусе: они не могли свободно передвигаться по республике, выдвигаться и работать на руководящих должностях. Над чеченцами, ингушами, карачаевцами, балкарцами и кумыками тяготело клеймо – спецпереселенец. Но собранные материалы свидетельствуют, что вайнахи вносили большой трудовой вклад в народное хозяйство Казахстана. География расселения чеченского и ингушского народов в Казахстане в 1944-1945 годах охватила все области за исключением запада республики – Гурьевской (сейчас – Атырауской), где добывалась нефть, и приграничной со Сталинградом Уральской области. Но потом, когда не стало хватать нефтяников, всех вайнахов – мастеров-производственников, техников и инженеров-нефтяников (в СССР, напомню, их готовили только в Москве, Баку и Грозном), отправили в Гурьев, где они работали до 1957 года. В январе того года, напомню, вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР «О восстановлении Чечено-Ингушской АССР в составе РСФСР», и они смогли вернуться домой.

На спецпоселении в Казахстане числилось почти 139 тысяч чеченцев и около 44 тысяч ингушей. Во время депортации в пути от холода, голода и болезней умерла треть вайнахов. Поэтому названные цифры, по словам Ермекбая Жарас Акышулы, можно считать условными.

– В разных архивных источниках численность вайнахов варьируется от 180 до 400 тысяч человек. Здесь следует также учесть 70 тысяч чеченцев и около двух тысяч ингушей, отправленных в Киргизию. Где бы они ни работали – в сельском хозяйстве, промышленности, шахтах, рудниках, учреждениях и на сезонных работах – вайнахи везде пользовались уважением в коллективе. Чабан Ахмет Сапаров из Южно-Казахстанской области был, например, удостоен в 1971 году звания Героя Соцтруда. А строитель Мовлади Хазаев, с которым я встречался при сборе материалов для своей книги, рассказал такую историю.

В конце 60-х в Атбасарском районе Целиноградской области нужно было к зиме срочно отремонтировать базы для зимовки скота. Времени было в обрез – стоял конец октября. Первый секретарь райкома партии клятвенно пообещал Хазаеву, что если возглавляемая им бригада успеет сделать ремонт до снега, то ему выделят вне очереди автомобиль. Строители перекусывали на ходу, спали по очереди по два-три часа в сутки, но 10 баз были отремонтированы к сроку. Бригадир, рассказывая мне это, подчеркнул, что рабочие старались не для того, чтобы он получил машину. Они дали слово, да и погода давала о себе знать – не оставишь ведь беззащитный скот зимовать под открытым небом.

Сегодня в Казахстане проживает около 40-50 тысяч вайнахов (30 тысяч чеченцев и 20 тысяч ингушей). Среди них два академика – Султан Оздоев и Абдрахман Курскеев, доктор геолого-минералогических наук Халит Парагульгов, заслуженный учитель республики Айшат Мальсагова, немало именитых врачей и спортсменов, преуспевающих бизнесменов. Казахстан давно стал для этих людей не второй, а первой родиной. Потомки тех, кто вернулся на Кавказ, тоже помнят о том, как наша земля приютила их дедов и отцов. В городах Чечни есть улицы Абая, Жамбыла, Кунаева.

– Знакомство с поведенческой культурой чеченцев и ингушей вызывает только уважение, – говорит Ермекбай Жарас Акышулы, – Моральный кодекс горцев требует от них неизменно уважительного отношения к старшим и женщинам. Вопреки общепринятому мнению, горянки вовсе не ущемлены в правах, первым обязательно здоровается не только младший по возрасту, но и тот, кто состоятельнее в материальном плане. Отмечу: чеченцы и ингуши – единственные в мире этносы, приветствие которых начинается не с интереса о состоянии здоровья и быта, акцент делается на свободе личности – «Приходи свободным», «Иди свободным». Это отпечаток многовековой борьбы за свободу и независимость страны.

Особенность менталитета чеченцев и ингушей заключается еще и в том, что родители и вообще старшие в семье прилюдно не ласкают своих детей, но это не означает, что они не любят их. Девочки воспитываются как хранительницы очага, а мальчики – мужественными и стойкими. Замечено, что у кавказских народов мальчики рано взрослеют. Одна из причин этого, на мой взгляд, заключается в том, что их всегда называли полными именами. Многих интересует вопрос, почему эти народы не приветствуют межнациональные браки. Жизнь в экстремальных условиях сплачивала людей, заставляя выживать, поэтому они не подвергались аккультурации и ассимиляции, смешанные браки для них исключение.

Проживание при большой плотности населения выработало у кавказских народов особые условия жизни, связанные с климатом, рельефом, культурой и обычаями окружающих их народов. Например, удивительную чистоплотность в быту.

Здоровый образ жизни на Кавказе также испокон веков был в почете. Среди чеченцев и ингушей почти нет пьющих и ведущих аморальный образ жизни. Старшее поколение давно обратило на себя внимание всего мира своим удивительным долголетием. Этому способствуют и горный воздух, и экологически чистое, правильное питание – в пище горцев преобладают свежие мясо-молочные и овощные продукты. Старость у вайнахов очень красивая, среди чеченцев и ингушей, как правило, нет беззубых или сгорбленных людей. Среди прочих причин этому в немалой степени способствовала набожность. Большинство вайнахов в обязательном порядке, где бы они не находились, в гостях или в пути, совершают пятикратный намаз, который мало чем отличается от хорошей гимнастики.

Очень высок моральный дух народа: вайнахи не утратили такого обычая, как поддержка овдовевших женщин, больных и сирот. В Кзыл-Орде я нашел в областном архиве документы сиротского дома, где жили чеченские и ингушские дети, многие из которых не помнили даже своих имен. Но как только это стало возможным, всех детей вайнахи разобрали по семьям. Традиционна в среде этих народов помощь в строительстве дома всем миром и разрешение конфликтных ситуаций – какой вердикт вынесут старейшины, так и будет. Это остатки Адата – кодекса чести горцев.

Многие упрекают вайнахов в воинственности. Но и этому есть объяснение. Благодатный край, где они испокон веков живут, всегда ставил их перед необходимостью защищать свои земли от посягательств внешних врагов. Про сегодняшние события я говорить не буду, но жизнь в царской России и в СССР, как мы знаем, заставляла вайнахов выживать в сложных и даже экстремальных условиях. К сожалению, идеология этих режимов всегда предвзято отражала менталитет этих свободолюбивых, красивых народов.

Сейчас Ермекбай Жарас Акышулы отошел от этой темы – депортация чеченцев и ингушей в Казахстан.

– Я собирал материалы для книги «Чеченцы и ингуши в Казахстане. История и судьбы» пять лет, два года писал ее, а потом уже не захотел возвращаться к этой теме, мне было психологически тяжело, – признался ученый. – Судьба каждого встреченного мною чеченца или ингуша отражала трагедию их народов, а это слезы, рвущие сердце…

Мечты русских правителей

Официальную версию «обоснования» депортации – массовое сотрудничество с фашистской Германией – никто сегодня всерьез не воспринимает. Тогда за что же чеченцы и ингуши были выселены со своих исконных земель? Этим вопросом задаются даже те, кто сотрудничал с оккупантами. Доктор философских наук Андарбек Яндаров излагает свою версию причин тех событий:

– Вторая мировая война была еще в полном разгаре, когда руководители СССР стали задумываться о послевоенном устройстве мира. Они допускали, как говорят об этом некоторые источники, что в будущем может возникнуть традиционный еще с царских времен вопрос о черноморских проливах, принадлежащих Турции. Известно, что Сталин какое-то время зондировал мнение своих союзников по антигитлеровской коалиции о статусе этой вековой мечты русских царей, и поначалу как будто бы встретил готовность и понимание с их стороны. Гипотетически можно предположить, что если бы Сталин решился на меры по усилению роли СССР в регулировании статуса черноморских проливов, то могла бы потребоваться демонстрация силы в виде пограничных военных маневров или понадобился бы безопасный коридор для прохождения войск на юг в сторону мусульманской Турции. Тогда закономерно могла возникнуть и необходимость исключения любого проявления симпатии, солидарности, более того – поддержки со стороны исповедующих ислам чеченцев, ингушей, турок-месхетинцев Грузии, балкарцев, карачаевцев или же крымских татар.

Ситуация с выселением немцев с Поволжья или корейцев с Дальнего Востока более прозрачная и апробированная в практике войн: необходимость депортации народа оправдывалась тем, что есть опасность их использования внешним врагом.

О том, что чеченцы и ингуши умеют воевать в любой ситуации, Сталину было известно еще со времен гражданской войны на Северном Кавказе. В одной из статей того периода он обратил внимание на то, что именно они смогли существенно затормозить наступление Добровольческой армии Деникина на Москву. К тому же на фронтах Второй мировой войны они тоже хорошо воевали. Сталин, как рассказывают современники, обладая феноменальной памятью, понимал, какая непростая ситуация может сложиться на Кавказе в случае конфликта из-за черноморских проливов…

Однако дальнейшее развитие событий в регионе пошло иным путем: союзники дали понять Сталину, что они исключают предполагаемое им развитие ситуации вокруг черноморских проливов. Но он уже успел выселить вышеназванные народы в другие регионы. Все это дает основание предположить, что у Сталина была более весомая причина для депортации народов, чем та, которая была объявлена официально: сотрудничество с фашистской Германией, которого никогда не было.

Из Википедии: «Провинившиеся народы» (также «наказанные народы») – официальная формулировка сталинского периода, применявшаяся по отношению к депортированным народам и народам, подлежащим депортации. В отношении «провинившихся» народов без какого-либо суда или даже попыток его имитации (см. «Московские процессы») карательными органами по указанию Сталина разворачивались «национальные операции» и насильственные переселения, в разное время называвшиеся различными эвфемизмами, которые, по мнению некоторых современных историков и правоведов, были призваны скрыть их преступную сущность в предвоенный период.

«Добровольное переселение», во время войны и в послевоенный период – «депортация возмездия». В годы войны употреблялась формулировка «особо провинившиеся народы». Из представителей «провинившихся» народов комплектовались трудармии.

Иллюстрация на обложке из открытых источников.

Мерей Сугирбаева




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.