Реализует ли Макрон мечту Токаева о «среднем государстве» - Exclusive
Поддержать

Реализует ли Макрон мечту Токаева о «среднем государстве»

Визит Эммануэля Макрона президент Казахстана назвал «историческим». Это дежурная фраза, пронизанная дипломатическим этикетом, может показаться слегка гиперболизированной. Однако, его точно можно назвать значительным событием регионального значения. Вопрос, как обычно, в реализации и как это отразится на обозримом будущем.

От Миттерана до Макрона

Стопа французского президента не впервые вступает на казахскую землю. Первым сюда с официальным визитом прибыл легендарный Франсуа Миттеран – еще в достопамятном 1993 году. Потом настала затяжная пауза в 16 лет – в 2009-ом в Астану приезжал Николя Саркози, а еще через пять лет наведывался другой Франсуа – Олланд. Таким образом, со времени последнего визита главы Пятой республики прошло почти десятилетие. Зато Нурсултан Назарбаев мотался во Францию шесть раз, начиная с 1992-го по 2015-ый включительно.

Необходимо признать, что отношения между Астаной и Парижем все это время, говоря официальным языком, развивались в поступательно ритме. Хотя, после того, как Назарбаев уже определился со своим статусом диктатора, французская общественность стала каждый раз напоминать об этом, когда общение происходило на высшем уровне. Кстати, не только в казахстанском, но и во французском сегменте социальных сетей стали появляться различные мемы, основой для которых был подарок Назарбаева Олланду в виде зимнего варианта шапана и бөріка.

Но больше всего по понятным причинам под шквал критики попал «Сарко» (Николя Саркози), когда возникли подозрения его причастности к коррупционному скандалу, связанному с продажей вертолетов Казахстану, который вполне тянул на «Казахгейт-2». Но потом французское правосудие переключилось на другие вещи, и Саркози стал первым президентом, осужденным за коррупционные преступления.

В общем, длительная пауза общения на высшем уровне, ограничиваясь существующими рамками. Акорда и Елисейский дворец прямо не общались по политическим мотивам, в том числе из-за того, что казахский диктатор становился токсичным, да и ситуация вокруг невыдачи Мухтара Аблязова добавляла негативные оттенки.

И это было до тех пор, пока в конце ноября прошлого года, практически сразу после вступления во второй президентский срок Касым-Жомарт Токаев не направился в Париж. Да, полетел он туда через Москву, но визит в Россию был скорее данью традиции. Что касается нынешнего приезда Эммануэля Макрона в Астану, то его можно назвать своеобразным политическим алаверды – ответным визитом.

Что хотел-то?

Анонсируя поездку своего президента в страны Центральной Азии, французские СМИ прежде всего отмечали экономический интерес Парижа к региону. Но при этом в качестве дежурного напоминания говорилось об авторитарности Казахстана и Узбекистана, подчеркивая их статус «постсоветских республик». В свою очередь ряд мировых и европейских информационных агентств, включая Bloomberg и AFN, больший упор делали на необходимости увода Астаны и Ташкента от российской зависимости. Первый, вообще, прямо написал, что «Макрон приземлился на задворках России».

Но энергетические интересы Франции – факт неоспоримый. Казахский уран в зарубежных публикациях ставился на приоритетный уровень, хотя Узбекистан, кстати, тоже является поставщиком топлива для французских атомных станций. Поэтому, если добавить сюда потребность Пятой республики в сырой нефти, то можно сказать, что интерес у Парижа к переговорам с казахами (как и узбеками) был высок.

Но нельзя игнорировать и политический аспект. Во-первых, именно из-за «непростой геополитической обстановки» Франция вынуждена искать новых поставщиков в сфере энергетики (санкицонное противостояние с Россией, переворот в Нигере, Карабахский конфликт и теперь еще палестино-израильская война). Во-вторых, Париж вынужден учитывать общие интересы Евросоюза. А в-третьих, самому Эммануэлю Макрону нужно было восстановить свое реноме, как оппонента Владимира Путина, а не его товарища или посредника.

В целом же эта «поездка с сильным экономическим акцентом» (по выражению французской прессы) для Макрона была неким «три в одном» – решить энергетические проблемы своей страны, заявить себя причастной к влиянию на центрально-азиатский регион и показать, что союзник России может быть другом Франции (Европы). Судя по официальным релизам, это у него получилось.

Кстати, официальный Кремль дал понять, что ничего не имеет против встречи Макрона с Токаевым (или Токаева с Макроном). Мол, Казахстан – это все-таки независимая страна и сама решает, с кем общаться, но при этом «между строк» читалось, что Москва чуть ли не с барского плеча позволяет «младшему брату» решать, что ему на дискотеку надеть.

Приятное с полезным

Именно так, на наш взгляд, можно охарактеризовать интересы Акорды и Казахстана. Токаев уверенно набрал очки, даже несмотря на ляпы его Администрации. Например, в официальные сообщения можно было добавить немного креатива (это французы любят), а в речи шефа – хотя бы чуть-чуть импровизации. Желательно было бы устроить нормальную пресс-конференцию по итогам встречи – пусть с заготовленными, но хотя бы слегка «коварными» вопросами.

Что касается «плюсов», то на этот раз казахский президент разговаривал на государственном языке (пусть даже по бумажке) и заканчивая действительно перспективными проектами и соглашениями. Правда, мы среди них (пока) не увидели какой-либо конкретики по теме строительства АЭС (опять-таки французские СМИ об этом писали наперебой накануне визита, каждый раз подчеркивая предстоящий референдум). Видимо, что-то решалось в кулуарах и пока не закончилось договором о намерениях – но не зря же вместе Макроном приезжали руководители энергетических компаний Франции. Скорее всего, просто была подана заявка на строительство, а посредничество в этом процессе самого французского президента резко повышает вероятность выигрыша в тендере. Теоретически.

Отдельно стоит обратить внимание на транспортно-логистическую сферу, о чем упоминали оба президента и по результатам переговоров, и на прошедшем после этого казахско-французском бизнес-форуме. Это своеобразный конек Токаева, на который он садится при всяком удобном или даже неудобном случаях. Ведь не секрете, что тот самый «средний коридор» в случае его задействования в том виде, о котором все говорят, сулит Казахстану выгоды примерно такие же, которые протоказахи получали от «нефритового», а затем и «шелкового пути».

Кроме этого Акорда получает конкретные идеологические дивиденды сразу на трех уровнях – внутристрановом, региональном и международном уровнях. Это примерно то же самое, о чем Токаев говорил на международном саммите в Астане в июне, с трибуны ООН в сентябре и на Пекинском форуме в октябре. Речь о так называемых «средних государствах», значение которых, по мнению президента одного из них (Казахстана) должно возрасти и на мировом уровне, и в рамках Совбеза ООН. Тем более, сам французский гость без устали говорил о равном партнерстве и уставе ООН. Коротко говоря, Макрон с Токаевым на этот раз действительно дополнили и помогли друг другу в обоюдном поднятии собственного имиджа и помощи своим странам.

И что?

В общем, внешне все выглядело вполне респектабельно. Но, учитывая наш менталитет и хроническое недоверие в обществе, возникает логичный вопрос – а в чем подвох? Действительно, не может быть все так идеально.

Можно предположить, что Акорда заранее поставила Кремль в известность, поклявшись на договоре о ЕАЭС (о ОДКБ), что не будет ругать северного союзника. Да и Эммануэль Макрон, судя по всему, особо не настаивал на этом. Хотя официальные релизы говорили, что на переговорах стороны «обменялись мнениями по актуальным вопросам международной и региональной повестки дня», никакой конкретики мы не увидели. Видимо, энергетические и экономические вопросы все-таки перевесили все остальные.

Так что, можно сказать, что Макрон свою часть обязательств перед Францией выполнил – обеспечил энергоносителями. Теперь вопрос за реализацией все подписанного. В первую очередь, возникают определенные риски с этим самым «Средним коридором». Учитывая, растущий в плане напряженности и географии конфликт на Ближнем Востоке, а также позицию Анкары, транскаспийский маршрут может резко сократиться, даже еще не начав по сути работать.

Отсюда возникают определенные опасности с взаимными поставками всего того, о чем были достигнуты соглашения между правительственными делегациями Франции и Казахстана. Кроме этого, нужно учитывать, что уран, в соответствии с международными договорами, может перевозиться только сухим путем, но каким именно он доставляется в Европу, доподлинно неизвестно.

Кое-что в этом плане может решиться уже сегодня – в ходе встречи президента Казахстана с премьер-министром Венгрии Виктором Орбаном, а также завтра – на саммите Организации тюркских государств. На него, кроме прочего, приедут главы Турции, Азербайджана, Узбекистана и Туркмении (она в ОТГ представлена в качестве наблюдателя, как и Венгрия), и будет хороший повод обсудить новые транспортные маршруты. Но одно дело в теории, а как будет реализовываться на практике – никто не знает.

Подвоха можно ожидать и со стороны России. Не прямого, а косвенного, в том числе – через прокремлевские пропагандистские СМИ, а также через пророссийское лобби в самом Казахстане (на уровне правительства, парламента и местных властей). Как именно – это отдельный разговор, но срыв некоторых контрактов, в том числе, потенциальная возможность участия французского EDF в строительстве АЭС в РК, вполне возможен. Но главный риск, как нам кажется – это то, что нам не подвластно – ни Казахстану, как «среднему государству», ни Токаеву, как президенту-дипломату. Это резкое ухудшение геополитической обстановки, которая и так меняется быстрее, чем вступают в силу двусторонние и межгосударственные договоры, а сейчас еще и грозит накалом вооруженного противостояния.

Иллюстрация на обложке из открытых источников.

Максат Нурпеисов




1 Комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.