Россия начала блокаду казахстанского нефтяного экспорта. Что дальше?
Реакция на комментарии президента Токаева по поводу украинского конфликта была незамедлительной как в Казахстане, так и в России. И если дома это были продолжительные овации, то в Москве, похоже, решили напомнить Нур-Султану о том, насколько он зависим от соседа.
Черноморский терминал Каспийского Трубопроводного Консорциума приостановил работу двух из трех выносных причальных устройств для ремонтных работ и поиска боеприпасов на дне. Министр энергетики РК Болат Акчулаков заявил, что эти работы никак не связаны с заявлением Токаева и закончатся к 25 июня, никак не повлияв на график отгрузки казахстанской нефти.
Однако министерство энергетики РФ заявило, что работы продлятся до 5 июля, а 28 июня администрация Новороссийска сообщила, что в акватории причалов морского терминала КТК обнаружен взрывоопасный предмет времен Второй мировой войны, который будет уничтожен на месте. Для этого на территории Новороссийска до окончания разминирования будет действовать режим чрезвычайной ситуации.
Хотя КТК сообщил в тот же день, что ВПУ-3 – единственный работающий на данный момент причал — находится за пределами вводимой зоны ЧС и будет работать в штатном режиме, последовательность событий уж больно напоминает недвусмысленное предупреждение: причина вновь перекрыть экспорт найдется всегда.
Казахстан, в свою очередь, напомнил уже на катарском экономическом форуме о планах создания транспортного маршрута, который соединит Азию с Европой в обход России. Председатель Агентства по стратегическому планированию и реформам республики Асет Иргалиев заявил в Дохе, что Казахстан готов соединить транзитные маршруты с TEN-T — Трансъевропейской транспортной сетью — для интеграции наземной торговли между Востоком и Западом.
Иргалиев отдельно подчеркнул, что «для Казахстана важно дальнейшее укрепление связей с Европейским союзом, в том числе в свете новых геополитических реалий».
На этой неделе Главы МИД и министерств транспорта Азербайджана, Турции и Казахстана в Баку впервые в трехстороннем формате обсудили развитие Транскаспийского международного транспортного маршрута, который пролегает через Китай, Казахстан, акваторию Каспийского моря, Азербайджан, Грузию и далее в страны Европы.
Транскаспийский международный транспортный маршрут уже заинтересовал Европейский банк реконструкции и развития, который пообещал, что будет финансировать ключевую инфраструктуру, включая автомобильные и железные дороги, и помогать в развитии альтернативных транспортных маршрутов в рамках инициативы EU Global Gateway.
Примечательно, что на фоне заявлений Нур-Султана о сближении с Брюсселем министр иностранных дел РФ Сергей Лавров на прошлой неделе вновь напомнил, с какой скоростью ОДКБ отреагировал в январе на просьбу Казахстана, и заявил, что «эмиссары из ЕС, когда ездят по Центральной Азии, добиваются от Казахстана объяснений, что произошло и почему он применил такие меры по подавлению народных демонстраций».
А генеральный прокурор РФ Игорь Краснов вообще заявил на встрече с казахским коллегой Бериком Асыловым, что в Казахстане при поддержке украинских неправительственных организаций разворачивается «русофобская деятельность». Краснов сказал, что уже в июле в Казахстан прибудут российские специалисты для обмена опытом противодействия экстремизму и терроризму – надо полагать, будут учить казахских коллег.
Об открытой конфронтации, конечно же, речь пока не идет – министр обороны РФ Сергей Шойгу в очередной раз назвал Казахстан ключевым партнером и союзником России, а Токаев на катарском форуме и саммите БРИКС продолжил примирительную риторику о необходимости урегулирования украинского конфликта путем переговоров и о желании Казахстана выступать в качестве «буферного рынка» между Востоком и Западом.
Кроме того, совет Евразийской экономической комиссии одобрил предложения Казахстана о продлении для республики квоты на беспошлинный импорт белого сахара и сахара-сырца, а также о приостановлении до 1 февраля 2023 года требования установки кнопки SOS на ввозимые автомобили.
Очевидно, что эффективного ответа на возможную блокаду нефтяного экспорта у Казахстана пока нет, не говоря уже об угрозе более широкого, выступающего за экономические рамки, конфликта. Поэтому вполне возможно, что аплодисменты от казахстанцев выступлению Токаева в Санкт-Петербурге были прежде всего «за смелость».
2 Комментария
А что тут думать. Через каспий срочно проложить маршрут и не один и не только по нефти. G7 решила прокладывать свой шёлковый путь. Вот пусть это будет первый проект, в том числе по расширению.А чтобы за то время пока будут прокладывать маршруты не протянуть ноги, надо взыскивать активы и деньги с виновника, который за 30 лет не смог эти маршруты довести до ума, зато набил карманы совместно с россией, которая теперь блокирует. И это не последняя пакость которую можно от нее ожидать. Все это время Россия замыкала на себе всё. Предвидела. А наши? Карман набил и больше ничего не надо.
Не вдаваясь в ПОЛИТИКУ! Если Я был бы на месте Путина В.В.Я молча решил бы вопрос вокруг КТК,не напрягая своё ОКРУЖЕНИЕ.Токаев искринне выразил от имени себя и своего НАРОДА цель встречи и видимо Путин не конца понял о чём намекал Токаев на переговорах.Путину нужно осмыслить мысли сказанные Токаевым.