Сегодня для обучения детей нужны новые инструменты – и это не о рояле - Exclusive
Поддержать

Сегодня для обучения детей нужны новые инструменты – и это не о рояле

Сольфеджио может быть инновационным – считают в авторской школе Жании Аубакировой, и это не «разрушение основ» классического музыкального образования, наоборот: это возможность по-настоящему качественно обучить музыке современных детей – тех, кому сложно «просто слушать» урок. Значит, нужны новые инструменты – и речь не о пианино, скрипке или трубе, а о современных мультимедийных средствах, что активно используются сейчас не только на уроках сольфеджио, но во время всего процесса обучения в школе Жании Аубакировой, где с первых дней работы (школа открылась еще в 1990-х) были готовы к экспериментам. О том, почему сегодня для успешного обучения детей важно сочетать учебную, познавательную и игровую формы – Мария Игнатенко, преподаватель музыкально-теоретических дисциплин в школе Жании Аубакировой и автор программы «Инновационное сольфеджио».

Из «досье» Exclusive.kz

Мария Игнатенко, выпускница Алматинского музыкального коледжа имени П.И.Чайковского, победитель международного конкурса «Лидер XXI века: Лучший студент», организованного национальным инновационным научно-исследовательским центром «BILIM-ORKENIETI» и «Академия лучших студентов Республики Казахстан» в честь 30-летия СНГ. Лауреат межуднародного конкурса молодых музыкантов «STUDYING OF MUSICAL LITERATURE OF DIFFERENT COUNTRIES» (г.Баку). Награждена нагрудным знаком «За свои лидерские качества и талант, вносящий вклад в развитие молодежной политики среди СНГ».

Завоевала 1 место в номинации «Педагоги дополнительного образования» регионального этапа Республиканского конкурса «Панорама Педагогических идей» от АО «Национальный центр повышения квалификации “Орлеу”».

Лектор курсов повышения квалификации «IT технологияларды балаларға қосымша музыкалық білімге кіріктіру» в РГКП «Республиканский учебно-методический центр дополнительного образования» Министерства образования и науки РК.

– Несмотря на то, что основной формой в школе всегда является учебная, но все-таки, как я убедилась на собственном опыте, не стоит пренебрегать игрой, – рассказывает Мария. – Дидактические игры – частые «гости» на моих занятиях. Это могут быть какие-то интерактивные игры, игры на закрепление материала, могут быть игры, что я сама разрабатываю – распечатываю задания, ламинирую их и затем раздаю детям. Порой такие игровые задания формируются с учетом индивидуальности ребенка или же для определенной группы детей. Все это делается для закрепления знаний, для выработки того или иного практического навыка. Использую игры с психологическим подтекстом – на развитие межполушарных связей, на развитие чувства ритма, на развитие слуха и воображения. Игра занимает очень важное место в психологическом самосознании ребенка, да и взрослого, любого человека. Поэтому ее нужно обязательно использовать в обучении, как один из эффективных инструментов познания.

– Едва ли не главная проблема учителей, что существует, наверное, с первых дней возникновения школы – это то, что разные ученики воспринимают учебный материал по-разному.

– Именно поэтому я использую во время занятий индивидуальный подход. Да, дети все разные, у каждого свой темперамент, скорость психологических реакций, свой индивидуальный психологический портрет. И свой уровень знаний, свое эмоциональное состояние во время урока – конечно, индивидуальный подход необходим. Поэтому я подбираю для учеников разноуровневые задания. Конечно, это занимает больше времени и от учителя требует больших усилий, однако все окупается лучшим усвоением учебного материала каждым ребенком, его активной включенностью в процесс урока.

Главная задача педагога, по мнению Марии (и это заложено в самой миссии школы Жании Аубакировой) – как выявить такие индивидуальные особенности и таланты? У Марии имеется свой метод.

– Когда в начале учебного года я только знакомлюсь с классом, я начинаю «мониторить» его, присматриваюсь к каждому ученику, стараюсь в ходе уроков определить какие-то особенности их поведения, восприятия, их психологические реакции на разные ситуации в учебном процесса, – рассказывает она. – И как бы составляю особый психологический профиль на каждого ученика. Это делается порой почти бессознательно, в ходе уроков, в ходе общения. И тогда я лучше понимаю, какие формы и методы обучения я смогу использовать в дальнейшем.

Одновременно я часто использую и групповые методы обучения. В таком случае сочетаю соревновательный и творческий «моторы» в процессах.

Класс, к примеру, делится на две группы, каждая получает свое задание и роли. Нужно за определенный период его решить. И ребята, в ходе обсуждения, столкновения разных точек зрения, ищут ответ, стремясь опередить своих соперников. Дети учатся налаживать коммуникации друг с другом, обсуждают вместе вопросы, предлагают свои решения, создают проекты. Это зачастую помогает им усваивать учебный материал, одновременно давая им выявить их собственные, индивидуальные качества.

Группы могут быть разной величины. Например, я даю одно задание на парту, то есть на двух человек, и они совместно решают его. В процессе работы этой команды происходит взаимообогащение знаниями двух учеников, а поиск решения укрепляет межличностные связи.

Самый рабочий инструмент для подачи ученикам материала – это метод «от простого к сложному», им пользуются все педагоги, – говорит Мария Игнатенко. – Это проявляется во всех аспектах построения урока, даже при выборе слов, с которыми я обращаюсь к ученикам. Простые, доходчивые объяснения учебного материала, постепенно, шаг за шагом, усложняющиеся от урока к уроку – весь этот путь и учитель, и ученик должны пройти вместе, от начала и до конца.

Во время пандемии Мария вела педагогическую практику.

– Я тогда еще училась в музыкальном колледже и пришла преподавать в музыкальную школу. Уже тогда мне казалось, что сама методика преподавания нуждается в обогащении и дополнении. В это время я попала на республиканской конкурс, где представила свой проект обновленного метода обучения детей сольфеджио. И заняла там, кстати, первое место. Мои идеи оказались востребованы! Это стало для меня отличной мотивацией для продолжения работы в этом направлении. В дальнейшем меня пригласили для чтения лекций в Институт повышения квалификации педагогов в Караганде, где моя уверенность в том, что я действую в правильном направлении, только укрепилась. Там я провела семинары по использованию новых технологий при онлайн-обучении музыке и увидела, с каким интересом эти идеи воспринимали другие педагоги, участники наших обсуждений. Принести на уроки музыки, сольфеджио онлайн-ресурсы, облачные технологии – тогда это казалось фантастичным.

А в феврале 2022 года Марию пригласили работать в авторскую школу Жании Аубакировой – и оказалось, что фантастика может стать реальностью.

– В то время случился карантин в школе, вспоминает Мария Игнатенко, – и нам пришлось налаживать учебный процесс «по удаленке». Поначалу это было непросто, но от урока к уроку я старалась применять новые формы подачи материала детям, которые оказались в непривычной обстановке, одни, дома, перед монитором… Самым важным здесь было найти контакт с детьми, которые неожиданно попали из шумной атмосферы класса в онлайн. Многие просто не представляли, как учиться в таких условиях. А учителя на понимали, как учить. А я еще преподавала сольфеджио, тот предмет, где важны и теория, и практика. И вот тогда мне на помощь пришли всевозможные онлайн-ресурсы, начиная от различных музыкальных сайтов, до музыкальных онлайн-тренажеров, позволяющих учащимся закреплять полученные навыки. Это потребовало много дополнительного времени, труда и усилий, но я на своем опыте убедилась, что такая система обучения действует. Музыке можно обучить онлайн! Если построить правильную структуру обучающего процесса, подобрать нужные методики и формы подачи материала и, конечно, получить адекватный ответ от обучаемого. Потому что в онлайн-обучении музыке заинтересованность ученика в результатах должна быть не меньше, чем учителя.

Кстати, когда карантин кончился и дети вернулись в школу, учителя заметили, что им труднее стало удерживать внимание детей на уроке. Потому что за этот период онлайн-обучения дети уже привыкли получать информацию из гаджетов, у них уже сформировалась даже некая потребность в их использовании при обучении. Это говорит о том, насколько пластична человеческая психика и познавательные ресурсы человека, которые в любой ситуации могут приспособиться для получения знаний. И здесь у меня родилась идея создать программу инновационного обучения сольфеджио. Мне хотелось масштабировать тот опыт, который я получила во время карантина, обогатив его новой методологией и инструментами.

То, что на уроках стало трудно удерживать внимание детей, стало для Марии мотивом для создания программы «Инновационное сольфеджио». В ее трактовке это соединение классической программы обучения сольфеджио с современными мультимедийными инструментами, для восприятия этого учебного предмета детьми нового поколения.

Их часто называют поколениями «альфа и бета», но это факт – сегодняшние дети очень отличаются даже от своих родителей, уверена Мария.

Для этого поколения характерны такие особенности, как скорость восприятия информации, способность быстро воспринимать текстовой и графический контент, у них повышенная социальная мобильность, то есть жизнь идет как бы в нескольких измерениях, они сильно зависят от современных технологий…

– Сама программа обучения основана на игровой форме, подстраивающейся под возраст и развитие ребенка. Каждый образовательный модуль программы оснащен игровыми модулями, способствующими усвоению учащимся тем и усилению внимания ребенка к предмету. – говорит Мария Игнатенко.

Программа также включает в себя различные онлайн-тренажеры – для обучения и закрепления навыков. Методика обучения использует приемы ассоциативного мышления и различные аспекты неформального образования. Все это понадобится ученикам не только во время обучения, но и позже, во взрослой жизни, – убеждены в школе Жании Аубакировой.

Каким Мария Игнатенко видит своего ученика после выпуска? На этот вопрос у молодого педагога есть ответ. Это образованный, адаптированный к быстро меняющейся ситуации человек, способный раскрывать свой творческий потенциал, ставящий высокие гуманные цели. Современный человек должен уметь работать с информацией, правильно оценивать ее, анализировать, делать выводы, на основе гуманных принципов, которые школа стремится у него воспитать.

Дмитрий Слинько




2 Комментария

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.