Сможет ли Токаев найти путь от авторитаризма к демократии?
«Вряд ли вы станете в ближайшем будущем полноценной демократией», – сказал в интервью американский философ, политолог, политический экономист Френсис Фукуяма, чрезвычайно расстроив либерально настроенную часть казахстанской аудитории. По мнению эксперта, нашей стране скорее подходит либеральная автократия: «Это, на мой взгляд, очень привлекательная модель, которая дает стабильность – с одной стороны, и, в то же время, дает много возможностей для граждан», – пояснил Фукуяма.
Именно этот вопрос – стабильности – является главным для большинства казахстанцев в сегодняшней ситуации турбулентности (хотя, если судить по выступлениям казахстанских президентов – и первого, и второго, мир всегда находится в ситуации турбулентности, и нашей власти все время приходится справляться с вызовами). Но желание стабильности не означает, что наши граждане готовы отказаться от мечты о демократии. Тем более, что история знает примеры мирной трансформации авторитарных режимов в более демократические, а политическая наука описала два типа такой трансформации. Первый носит название «фактор улицы» – когда народ поднимается против диктатора, а армия и правоохранительные органы не сразу, но переходят на сторону протестующих – и в результате диктатор уходит. И второй – «опрокидывающие выборы»: когда на очередных выборах к власти приходит оппозиция.
Вспомним, какие страны переходили в новое политическое состояние путем переговоров.
Чили: восстановление демократии с помощью «карандаша и бумаги»
Как пишут в своей работе «От авторитарного правления к демократическому управлению: извлечение уроков их опыта политических лидеров» профессор Абрахам Ф. Ловенталь и чилийский экономист и политический деятель Серхио Битар: «Начавшись, переходные процессы развиваются разными темпами, продвигаясь вперед и оступая назад – зачастую зигзаобразно. Неожиданные события могут повлечь за собой серьезные последствия… Неудавшийся заговор левых экстремистов с целью покушения на жизнь Аугусто Пиночета в Чили в 1986 году вынудил демократическую оппозицию окончательно порвать с теми, кто был готов прибегнуть к насилию».
Через два года диктатор Пиночет назначил на октябрь 1988 г. референдум о продлении своих президентских полномочий (знакомая ситуация для жителей многих авторитарных стран). Согласно Конституции Чили, если бы за официальную кандидатуру (Пиночета) отдали бы свои голоса большинство граждан, он бы вступил в должность в марте 1989 года и оставался бы на ней до марта 1997-го. С учетом возраста генерала – 73 года – это означало бы согласие народа на его пожизненное правление.
Чилийская оппозиция, несмотря на все свои противоречия, сформировала совместную коалицию политических партий, призывававших прекратить полномочия Пиночета – у нее было говорящее название «Нет». В августе 1988 г. оппозиционеры подписали документ «Основные принципы демократической институционализации», где говорилось, что с их победы начнется восстановление в Чили подлинно демократического режима.
«Построим свободную, более справедливую и солидарную страны, без привилегий – победим без крови, сказав “нет”», – сказал в своем обращении к избирателям Патрисио Айлвин, председатель Демохристианской партии, ставший неформальным главой и спикером коалиции. Избиратели откликнулись почти стопроцентной явкой: 91% чилийцев с правом голоса зарегистрировались в списках избирателей, и 97,5% из них проголосовали. Такая активность сразу напугала власть, а уже в процессе выборов правительство, поняв, что проигрывает, попыталось максимально затянуть объявление результатов голосования. Но оппозиция тоже вела подсчет голосов, кроме того, на плебисците в Чили работала большая команда международных наблюдателей.
В ночь на шестое октября 1988 г. Аугусто Пиночет созвал правительство и объявил: «Господа, плебисцит проигран. Я хочу, чтобы вы немедленно подали в отставку. Это все».
Рикардо Лагос, один из руководителей коалиции «Нет» и будущий президент Чили (2000-2006 гг.) позже скажет, что демократия в Чили была восстановлена с помощью «карандаша и бумаги».
Польский круглый стол перемен
В конце 1980-х годов в Польше был экономический кризис, в стране шли массовые забастовки и демонстрации. Среди требований были не только экономические, но и, прежде всего, политические. В августе 1988-го министр внутренних дел генерал Чеслав Кищак встречается с лидером движения «Солидарность» Лехом Валенсой – считается, что этот разговор стал точкой отсчета, началом процесса, который привел к смене государственного строя в стране.
Войцех Ярузельский, первый секретарь ЦК ПОРП – Польской объединенной рабочей партии, которая руководила страной, войдет в историю, кроме всего прочего, тем, что первым из глав стран социалистического лагеря сядет за стол переговоров с оппозицией – за «Круглый стол» – его заседание начнется шестого февраля 1989 года. Два месяца руководство ПОРП обсуждало с оппозиционерами (среди них были будущие президенты третьей республики – Лех Валенса, Александр Квасьневский и Лех Качиньский) ситуацию в стране и пути выхода из политического и экономического кризиса.
В результате оппозиция получила доступ к СМИ, было принято решение о проведении первых частично свободных выборов – ПОРП и их союзники получали две трети мест в сейме (нижней палате ), 35% – беспартийные кандидаты (значит, могли бороться и члены «Солидарности»), возрождался Сенат (высшая палата парламента) – и выборы в него объявлялись свободными, вводилась должность президента – его должен был избрать сейм.
На первых частично свободных выборах, которые прошли 4 июня 1989 года, победу одержали кандидаты, что поддерживали «Солидарность». Было создано новое правительство во главе с первым премьер-министром – «не-коммунистом» Тадеушем Мазовецким, которое начало проводить фундаментальные реформы.
Войцех Ярузельский стал беспартийным президентом, но после поражения его партии на выборах ушел в отставку. Его называют «последним польским диктатором и первым президентом свободной Польши».
Испанская демократия как внебрачное дитя фашистской диктатуры
Испанская демократия – это «внебрачный сын фашистской диктатуры», сказал осенью 2022 года в ходе дебатов по законопроекту «О демократической памяти» депутат от политической коалиции «Вместе за Каталонию» Хосеп Пажес. Диктатуры, которая длилась 36 лет – генерал Франко правил страной с 1939 по 1975 гг. После смерти Франко к власти пришел король Хуан Карлос Бурбон – его объявили преемником еще в 1969 году, и многие предполагали, что он станет последователем «великого каудильо».
Но у представителя одной из древнейших королевских династий Европы были другие планы. Позже в научных работах будут цитироваться его слова, сказанные будущим королем его учителю, профессору права Торкуато Фернандесу-Миранде: «Будущая страна совершенно не будет похожа на нынешнюю. Монархия должна быть демократической. Только в таком варианте ее признают Европа и мир, и она сможет существовать».
Но осуществить бескровный транзит от корпоративного государства к парламентской конституционной монархии было непросто: профранкистские чиновники по-прежнему были у власти, в стране долгое время существовал запрет на деятельность политических партий, и главой первого кабинета министров после смерти «каудильо» стал его верный сподвижник Карлос Ариас Наварро.
Демократически настроенная общественность восприняла это как продолжение прежнего режима (опять знакомая ситуация), и в стране начались демонстрации и забастовки, которые продолжались около года. Выдвигались требования политических свобод и улучшения экономического положения.
В июле 1976 года король санкционировал отставку К.Ариаса Наварро и назначил премьер-министром малоизвестного политика Адольфо Суареса: вскоре новый глава правительства пообещает в своем телеобращении к нации «уважать противников и предоставить им возможности для сотрудничества».
Он выполнит свое обещание: в октябре 1977 года было созвано совещание представителей политических партий и профсоюзов, где был подписан пакт Монклоа – ряд соглашений по ключевым вопросам национальной политики. Пакт стал компромиссом: каждая сторона (а в обсуждении участвовали все, от умеренных франкистов до социалистов) согласилась пойти на определенные уступки во имя общей цели – перехода страны к демократии. В политической части документ предусматривал парламентский контроль над СМИ, смягчение уголовного кодекса, либерализацию законодательства о митингах и собраниях, реорганизацию армии и спеслужб. В экономической вводилось прогрессивное налогообложение, уравнивался рост заработной платы и уровень инфляции, упрощался порядок увольнения работников и т.д.
Эти компромиссы помогли стабилизировать политическую и экономическую ситуацию в стране, несмотря на попытку военного переворота в 1981 году. «Согласие стало возможным» – написано на могиле Адольфо Суареса, первого премьер-министра в постфранкистской Испании.
Испанский вариант считается классическим в теории политического транзита. Но, как пишут в уже упомянутом очерке «От авторитарного правления к демократическому управлению: извлечение уроков их опыта политических лидеров» профессор Абрахам Ф. Ловенталь и чилийский экономист и политический деятель Серхио Битар: «Учитывая многообразие обстоятельств и сценариев перехода от авторитарного правления к демократии, «универсальной модели, пригодной для всех случаев», или простого руководства по «передовой практике» для таких преобразований быть не может».
Будем надеяться, что Казахстан в поисках своего пути.
2 Комментария
Чепуха. Абсолютная, несменяемая до гробовой доски, власть убьет последние капли человечности, которые и так на минималке у проженного коммуняки ставшего вдруг Ханом…
Фуфлогон зубы нам заговаривает, наверное из нуротана-аманата