S&P: пора отвыкать поддерживать крупные банки - Exclusive
Поддержать

S&P: пора отвыкать поддерживать крупные банки

Авторитетный холдинг S&P Global Ratings, оказывающий финансовые и бизнес-услуги, опубликовал недавно доклад об основных факторах, определяющих риски банковского сектора Казахстана.

В качестве основных факторов, позитивно влияющих на эти риски, авторы доклада видят сильные бюджетные показатели страны и ее положение как внешнего нетто-кредитора, позволяющие правительству оказывать поддержку банковскому сектору. Также о меньшей зависимости от внешнего финансирования говорит высокий запас ликвидности у банков и профиль фондирования, преимущественно сформированный за счет депозитов клиентов. Благоприятен также относительно невысокий уровень задолженности домохозяйств в глобальном контексте.

Но есть и негативные факторы. Это сложные условия операционной деятельности для банков на фоне возросших геополитических и макроэкономических рисков. Это недостаточно эффективный, хотя и улучшающийся режим регулирования и надзора. Не добавляет оптимизма меньшая диверсификация и глубина финансового рынка, чем в странах с развитой экономикой.

Докладчики отнесли банковский сектор Казахстана (ВВВ-/Негативный/А-3) по уровню отраслевых и страновых рисков (Banking Industry Country Risk Assessment – BICRA), к группе, в которой состоят банковские системы Вьетнама, Камбоджи, Азербайджанской Республики, Египта, Кении и Турции.

Экономические риски в Казахстане остаются высокими. Наблюдается усиление давления на экономические показатели, усугубляемое более высокими геополитическими рисками, связанными с конфликтом в Украине и резким повышением темпов инфляции во всем мире, а также динамикой процентных ставок. Несмотря на то, что объем проблемных кредитов в казахстанском банковском секторе существенно сократился за последние два года, средний показатель по сектору остается высоким – около 9% совокупных кредитных портфелей. Ожидается, что расходы банков на формирование резервов на возможные потери по кредитам останутся на уровне до 2,0% в ближайшие 18 месяцев. Это может быть следствием, в частности, возможного признания проблемными новых кредитов, а также растущей склонности банков к увеличению кредитных портфелей.

В периоды кризисов банковский регулятор в Казахстане не действовал проактивно, но демонстрировал готовность принимать ответные меры для решения уже возникших проблем. Он также применял более мягкие требования к формированию дополнительных резервов на возможные потери по кредитам. Казахстан в целом смог решить проблемы, связанные с прерыванием деятельности российских банков, с помощью рыночных решений и при поддержке со стороны регулирующих органов. В результате сокращения операций российских банков банковский сектор в Казахстане стал еще более концентрированным. Это может усилить поляризацию банковского сектора, и более сильные игроки расширят присутствие на рынке.

Тенденция развития экономического риска для банковской системы стабильная, что главным образом отражает в целом сбалансированные риски в ближайшие 12-18 месяцев. Докладчики ожидают, что власти страны по-прежнему будут ориентироваться на обеспечение макроэкономической стабильности, в том числе на управление бюджетными средствами. При этом финансовая система остается относительно слабой и по-прежнему находится в фазе коррекции, что оказывает сильное влияние на сектор. Об этом свидетельствуют по-прежнему повышенные расходы на формирование резервов и объем проблемных кредитов на балансах банков.

Темпы роста кредитования останутся на уровне 10-12% в 2022 г., в основном вследствие роста ипотечного кредитования. Скорее всего, в этом году доля проблемных кредитов может стабилизироваться и составить около 9% совокупного кредитного портфеля банков.

Число банков в Казахстане значительно снизилось в последние годы, в ближайшей перспективе оно останется в целом стабильным. При этом финансово-технологические компании или другие нелицензированные провайдеры финансовых услуг не будут оказывать существенное давление на рыночные позиции местных банков. Показатели прибыльности сектора при этом будут оставаться сильными – показатели прибыльности оставались стабильными, а рентабельность собственного капитала (return on equity – ROE) в 2018-2021 гг. составляла около 24%.

По показателю экономической устойчивости прогнозируется высокий риск, вследствие низкого уровня благосостояния и подверженности экономики страны рискам, связанным с волатильностью цен на нефть. Темпы экономического роста замедлятся с 4,1% в 2021 г. до 3% в этом году, в основном из-за стагнации добычи нефти и влияния высокой инфляции на потребление. Рост экономики составил примерно 3,3% в годовом исчислении за январь-июль 2021 г., чему способствовал сильный рост в строительстве, коммуникациях, торговле, транспортном и ИТ-секторах, а также обрабатывающей промышленности. Государственные меры стимулирования экономического роста продолжают реализовываться с 2019 г. и включают увеличение расходов на проекты развития, оборону, заработную плату, социальное обеспечение и образование. Ожидается, что в течение следующих трех лет рост экономики будет составлять чуть менее 4% в год. Ключевым фактором, поддерживающим этот рост, станет расширение Тенгизского месторождения.

Влияние российско-украинского конфликта на темпы экономического роста в Казахстане и его банковский сектор пока что было умеренным. Однако Россия является крупнейшим торговым партнером Казахстана и основным поставщиком товаров и услуг в страну. На долю российского импорта приходилось около 35% общего объема импорта Казахстана в первом квартале 2022 г., а экспорт в Россию составляет около 9% совокупного объема экспорта. Запреты на экспорт сахара и зерна, введенные Россией, и снижение курса тенге по отношению к рублю привели к резкому повышению цен на продукты питания в Казахстане, что обусловило инфляцию на уровне 15% по состоянию на июль (в годовом исчислении). Вторичное влияние санкций, введенных в отношении России, также может создать трудности для местных торговых компаний.

Банковский сектор Казахстана по-прежнему находится в длительной фазе коррекции, хотя процесс абсорбирования и урегулирования проблемных активов, сформировавшихся в прошлые годы, подходит к концу. Уровень потерь по кредитам банковского сектора в 2022-2023 гг. останется высоким, и будет составлять 1,7-2,0%, хотя он существенно ниже максимального значения 8,9%, отмечавшегося в 2017 г., когда было проведено оздоровление одного из крупнейших банков страны.

Вследствие затянувшегося российско-украинского конфликта рост ВВП может быть ниже, а темпы инфляции – выше предыдущих прогнозов. Как следствие, перспективы роста и операционная среда для банков станут менее благоприятными. Скорее всего, в 2022 году инфляция составит около 13%.

В этом году более высокие цены на нефть должны обусловить профицит счета текущих операций (СТО) впервые с 2014 г. Сильные показатели платежного баланса будут частично нивелированы чистым оттоком по счету первичных доходов, вызванным репатриацией прибыли от прямых иностранных инвестиций, связанных с нефтедобычей. Снижение цен на нефть и рост импорта обусловят возвращение к дефициту СТО в среднем на уровне чуть менее 2% ВВП в 2023–2025 гг. Казахстан занимает сильные позиции как внешний нетто-кредитор, и совокупные потребности во внешнем финансировании будут оставаться ниже 100% поступлений по СТО и ЗВР. Страна не слишком зависит от притока капитала от нерезидентов для финансирования экономического роста. Ожидается, что к концу 2022 г. чистый внешний долг может составить -27% ВВП.

Объем резервных активов Национального банка Казахстана (НБК) немного уменьшился с 34 млрд долл. в конце 2021 г. до около 33 млрд долл. в июле 2022 г. Около двух третей резервов составляет золото. По прогнозам, объем совокупного госдолга увеличится с 22% ВВП по данным на конец 2019 г. до 31% ВВП к концу 2022 г. в связи с увеличением потребностей в финансировании и ослаблением тенге. Около 40% госдолга представлено внешними обязательствами, номинированными в иностранной валюте, около 60% из них являются коммерческими, а остальные в основном приходятся на международные кредитные организации.

Сложная ситуация обусловила снижение способности некоторых корпоративных заемщиков, малого и среднего бизнеса и физлиц обслуживать долг. С учетом проблем, возникших в течение последних шести месяцев, а также мер банков по активному наращиванию резервов и списанию проблемной задолженности в течение предыдущих нескольких лет, предполагается, что доля проблемных кредитов может стабилизироваться на уровне около 9% в 2022 г. по сравнению с 18% в 2020 г.

Уровень задолженности юридических и физических лиц в Казахстане является относительно низким в международном контексте. Вместе с тем уровень благосостояния остается низким, а различие в уровне доходов – значительным. Темпы роста корпоративного кредитования, вероятно, будут выражаться однозначной величиной на фоне сложных операционных условий. Отношение «долг домохозяйств/ВВП» (нетто) немного повысился и составил около 12% к концу 2021 г., главным образом вследствие увеличения объема ипотечных и необеспеченных розничных кредитов, что обусловлено отложенным спросом на фоне пандемии.

Согласно прогнозу, темпы роста розничного кредитования составят около 20-25% в номинальном выражении в 2022 г., в основном за счет выдачи субсидируемых государством ипотечных кредитов. Розничное кредитование вот-вот достигнет пика. Качество активов в розничных портфелях банков в значительной степени поддерживается более высокой долей ипотечных кредитов (в этом сегменте доля проблемных кредитов составляет всего около 1,3%). Доля ипотечных кредитов постепенно росла и в настоящее время составляет примерно 33% портфеля (27% в 2019 г.). В ближайшие несколько лет ипотечное кредитование останется наиболее устойчивым сегментом рынка розничного кредитования и будет привлекательным для банков с точки зрения баланса расходов на резервы и маржи.

При этом отмечается, что платежная культура и соблюдение принципа верховенства закона остаются относительно слабыми, существуют недостатки в нормативной базе и судебной системе вследствие неопределенности относительно прав собственности и сложностей при истребовании залога. Низка эффективность судебной системы, решения которой носят произвольный характер. По индексу восприятия коррупции Transparency International, Казахстан занимает низкое место. Платежная культура также остается одним из основных недостатков, оказывающих негативное влияние на показатели кредитного риска.

Органы регулирования приняли несколько мер по повышению качества банковского надзора. Однако на основании данных за прошлые периоды можно сказать, что регулятор обычно решает проблемы не в совокупности, а индивидуально. Орган регулирования банковского сектора недостаточно независим, и всегда существует возможность политического вмешательства в его деятельность со стороны правительства, госкомпаний и собственников банков. Система банковского надзора традиционно в большей степени ориентирована на решение возникающих проблем, а не на их предупреждение, что обусловило принятие казахстанскими банками значительных рисков, слабые стандарты андеррайтинга и дефолт нескольких финансовых организаций (в том числе системно-значимых банков) в прошлые десять лет. Оценка качества активов (asset quality review) банковского сектора, проведенная в 2019 г. (когда регулятор оценил фактический уровень проблемных кредитов и достаточность резервов каждого банка), стала важным шагом в длительном процессе «расчистки» сектора.

Регулятор поддерживает достаточный уровень доверия вкладчиков к банковской системе с помощью различных мер, включая использование деривативов, которые предоставляются банкам для целей хеджирования несовпадения валютных активов и обязательств по срокам востребования и погашения, а также механизм страхования вкладов. Ситуация с ликвидностью в секторе существенно улучшилась, и банковская система стала вполне самодостаточной. При этом правительство страны имеет возможность и готовность оказывать поддержку банкам, имеющим «высокую» и «умеренную» системную значимость.

Что неоднократно происходило и ранее.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.