У экономики Китая перспективы лучше, чем кажется - Exclusive
Поддержать

У экономики Китая перспективы лучше, чем кажется

Начало 2024 года ознаменовалось волной пессимистических прогнозов по поводу китайской экономики. Хотя правительство Китая сохраняет оптимизм, Международный валютный фонд прогнозирует, что темпы роста ВВП в этом году замедлятся до 4,6%, в то время как в 2023 году они составляли 5,4%. Ожидается также, что спад на фондовом рынке Китая продолжится, несмотря на то, что котировки акций уже упали до низшего за пять лет уровня.

Однако перспективы у китайской экономики лучше, чем может показаться. Хотя правительство ещё не опубликовало прогноз на 2024 год, большинство китайских экономистов полагают, что целевые темпы годового роста будут установлены на уровне 5%. Поскольку в 2023 году экономические показатели Китая оказались лучше ожидавшихся, я уверен, что темпы роста 5% не только необходимы, но и достижимы.

В 2023 году главным мотором китайского экономического роста стало потребление: на его долю пришлось 82,5% общего прироста ВВП. Китайские власти пока не опубликовали окончательную статистику потребления, но в качестве полезного индикатора можно использовать цифры розничных продаж социальных потребительских товаров. Объёмы этих продаж увеличились в прошлом году на 7,2%, что объясняется восстановлением потребительских расходов после резкого спада в 2022 году. Впрочем, маловероятно, что такие темпы сохранятся; многие китайские экономисты ожидают значительного замедления роста потребления в 2024 году.

Из-за ослабления мирового спроса темпы роста чистого экспорта Китая в 2023 году снизились на 1,3% (в юанях). Поскольку в 2024 году перспективы мировой экономики вряд ли улучшатся, резонно ожидать, что вклад чистого экспорта в рост ВВП Китая окажется минимальным. Соответственно, для достижения целевых темпов роста 5% необходимо значительно увеличить инвестиции. Однако в 2023 году инвестиции в основной капитал (влияющие на накопление основного капитала) выросли в Китае лишь на 3%, что ниже 5,1% в 2022 году.

Инвестиции в основной капитал состоят из трёх главных категорий: промышленность, недвижимость и инфраструктура. В промышленном секторе в 2023 году значительный рост наблюдался в целом ряде отраслей: инвестиции в электрические машины и оборудование, инструменты и измерительные приборы, автомобили, высокие технологии подскочили на 34,6%, 21,5%, 17,9% и 10,5% соответственно. Однако общий рост инвестиций в промышленность составил всего 6,3% (в 2022 году – 9,1%). Тем временем инвестиции в недвижимость упали в 2023 году на 9,1%. Ожидается, что, несмотря на признаки улучшений, в этом году они тоже снизятся.

Если не случится значительного роста инвестиций в промышленности и не произойдёт восстановления инвестиций в недвижимость, тогда, как показывают приблизительные расчёты (на основе доступных и отчасти несогласующихся данных), инвестиции в инфраструктуру должны будут увеличиться более чем на 10% для компенсации спада темпов роста потребления. Но в 2023 году инфраструктурные инвестиции увеличились лишь на 5,8%, поэтому достижение двузначных темпов роста представляется сложной задачей.

И всё же тот факт, что китайская экономика вступила в квазидефляционный период (индекс потребительских цен и индекс цен производителей сегодня оказались на отрицательной территории), позволяет властям заняться значительным бюджетным стимулированием для повышения темпов роста экономики. При этом они могут не тревожиться по поводу инфляции – по крайней мере, в краткосрочной перспективе.

В условиях дефляционного давления Народному банку Китая (НБК) следует смягчить монетарную политику и установить целевой уровень инфляции на уровне 3-4%. Признав эндогенность денежной массы, НБК следует сделать акцент на процентных ставках как краткосрочном макроэкономическом инструменте, а не на привлечении финансовых ресурсов в конкретные отрасли и компании.

Для властей инфраструктурные инвестиции остаются наиболее эффективным инструментом стимулирования экономики в условиях ослабления спроса. Если правительство столкнётся с трудностями при финансировании инфраструктурных инвестиций за счёт эмиссии гособлигаций, тогда НБК мог бы начать реализацию своего варианта программы количественного смягчения, покупая госдолг на открытом рынке.

Вопреки утверждениям некоторых экономистов, у Китая нет проблемы избытка инфраструктурных инвестиций. Напротив, в стране до сих пор наблюдается значительный дефицит инфраструктуры, который нужно ликвидировать, особенно в таких критически важных сферах, как здравоохранение, уход за пожилыми людьми, образование, научные исследования, городское развитие, транспорт. Государственная инфраструктура не достигает уровня инфраструктуры в развитых странах и даже в некоторых развивающихся странах.

Да, инфраструктурные инвестиции обычно не приносят прибыли и не генерируют значительных денежных потоков. Именно поэтому эти инвестиции надо финансировать напрямую из государственного бюджета. Однако для удовлетворения инфраструктурных нужд страны власти обязаны вкладывать средства в эффективные, высококачественные проекты.

Принятое Китаем в 2023 году решение провести дополнительную эмиссию гособлигаций на сумму 1 трлн юаней ($137 млрд) знаменовало собой существенный сдвиг в политике. Допустив рост соотношения бюджетного дефицита к ВВП с 3% до 3,8%, китайские власти сигнализировали, что они, вероятно, больше не будут ограничивать размеры годового бюджетного дефицита и госдолга уровнем 3% и 60% ВВП соответственно (в соответствии с моделью Маастрихтского договора Евросоюза).

Главным приоритетом правительства в 2024 году является повышение темпов роста экономики и восстановление экономической уверенности. Однако одновременно Китай обязан решать проблемы с высокой задолженностью местных органов власти и продолжающимся кризисом ликвидности в секторе недвижимости. Если оставить эти проблемы без внимания, они могут перерасти в полномасштабный долговой кризис.

К счастью, у китайских властей имеются финансовые ресурсы, необходимые для безотлагательного решения этих задач. Благодаря экспансионистской бюджетной и монетарной политике, а также значимым реформам, Китай будет хорошо позиционирован для того, чтобы уже в 2024 году развернуть вспять замедление темпов роста экономики, длящееся уже десятилетие, а также поддерживать уверенный экономический рост в последующие годы.

Copyright: Project Syndicate, 2024. www.project-syndicate.org

Юй Юндин

Бывший президент Китайского общества мировой экономики, бывший директор Института мировой экономики и политики при Китайской академии общественных наук, член Комитета по монетарной политике в Народном банке Китая в 2004-2006 годах.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.