В Казахстан хлынул поток контрафактной продукции
Рост контрафактной и запрещенной для реализации продукции приобретает невиданные масштабы. За период с 2018 по 2021 годы в страну было завезено контрафактной продукции на 30 миллиардов тенге. И этот объем увеличивается ежегодно на 10%.
Об этом заявили на пресс-конференции в Алматы лидеры Национальной Ассоциации «Денсаулык» и «Национальной Лиги потребителей». В рамках коммерческого проекта «Report Kontrafakt» они провели обзорный анализ отечественного рынка на предмет присутствия контрафактной продукции.
– Поступление подделок на рынок идет настоящим потоком, – заявила Светлана Романовская, президент РОО «Национальная Лига потребителей». – И что самое тревожное – этому никто не противостоит. Исполнительная власть, министерства и ведомства самоустранились от контроля. Вся контрафактная продукция, которую мы выявили в ходе анализа рынка, имеет неизвестное происхождение, не соответствует требованиям по маркировке, на упаковках отсутствует информация о производителе, нет описания состава продукта.
Выявлением контрафакта никто не занимается. И одна из главных причин – это мораторий на проверку бизнеса. Запрет поставил честных производителей и нарушителей законов в равные, но несправедливые условия. Предприниматели, выпускающие качественную и полезную продукцию, более дорогую по себестоимости, проигрывают нечистым на руку дельцам, которые стараются снизить затраты на производство и заработать больше, предлагая некачественный и даже опасный для жизни товар, – отметила спикер.
Пищевые продукты и напитки в больших количествах попадают на наши рынки из соседнего Узбекистана и чаще всего нелегально, и при этом их никак не проверяют, не исследуют. В одном из таких напитков, заявленном производителем как «чайный напиток со вкусом персика» (с трубочкой внутри бутылки), в ходе исследования обнаружены бактерии группы кишечной палочки (БГКП). Употребление такого напитка может вызвать пищевые отравления.
Среди казахстанских производителей, как сказали спикеры, также есть те, кого не беспокоит качество их продукции. К примеру, в продаже был найден один интересный экземпляр – лимонад «Буратино» в бутылках из-под пива «Кружка свежего». Данные бутылки имеют характерные особенности, которые вряд ли бы стали подделывать нерадивые предприниматели, поэтому остается один вариант – пустые бутылки были специально собраны, возможно, даже на мусорных полигонах. Крышки – также вторичного использования. В качестве производителя указан некий Бурненский завод безалкогольных напитков, которого в природе не существует…
На пресс-конференции «в широком ассортименте» также были представлены конфеты, имитирующие известные бренды. При этом в названии изменены одна или несколько букв, что вполне достаточно, чтобы покупатель в спешке не заметил разницы. К примеру, были сданы в лабораторию образцы конфет Fiberello, в которых также обнаружены бактерии группы кишечной палочки (БГКП, колиформы) и превышены допустимые нормы дрожжей, что свидетельствует о нарушении правил изготовления и хранения. Присутствие дрожжей в пищевом продукте свыше нормы может способствовать накоплению в организме токсичных веществ и вызвать дисбактериоз, нарушение обмена веществ, расстройство функций желудочно-кишечного тракта.
Адреса компаний-производителей, указанные на упаковках таких продуктов, часто «родом» из Узбекистана, но по этим адресам нет никаких производств. Следовательно, такие конфеты производятся кустарным способом. Встретить подобные конфеты можно на продуктовых рынках и в торговых центрах крупных городов страны, в том числе крупных – например, рынки Асыл и ТД Олжа (Павлодар) и рынки Смокк, Жансая, Мереке+ и Аксункар (Семей).
Широко подделываются на рынке и никотинсодержащие изделия. Некурительные табачные изделия «снюс» официально запрещены для ввоза, производства, реализации и распространения на территории Казахстана постановлением Главного санитарного врача Комитета контроля качества и безопасности товаров и услуг Минздрава РК от 12 декабря 2019 года. Но, несмотря на это, снюсы реализуются через мессенджер Telegram. Было выявлено более 60 предложений по продаже снюсов: обычно продавцы предлагали отправить товар через курьеров или такси. Также снюсы можно приобрести и на рынках, в специализированных магазинах и «магазинах у дома». В Алматы, Шымкенте и Семее были выявлены торговые точки, в которых снюсы не были выставлены в открытую продажу, но по отдельному запросу продавцы вытаскивали их из-под прилавка.
Одноразовые вейпы – очень популярный товар среди молодежи и школьников Казахстана. Помимо специализированных магазинов, их можно приобрести чуть ли не в любом «магазине у дома». Товар не прячут, он стоит на прилавках в открытом доступе. Хотя вейпы уже в 2020 году были приравнены к сигаретам и на них распространяются все ограничительные меры (запрет на выкладку, запрет на продажу лицам до 21 года, соответствующая упаковка), исполнение закона остается неудовлетворительным. Помимо этого, отсутствие технического регламента осложняет проверку данной продукции на безопасность и другие технические параметры.
– Также на рынке появились так называемые «витаминные» вейпы. Они представляют собой одноразовые вейпы, где вместо никотина добавляется жидкость с витаминами и другими так называемыми «полезными веществами», как заявляют производители, – рассказала Светлана Романовская. – И якобы при постоянном использовании этих вейпов можно получить гораздо большую дозу того или иного витамина и быстро восполнить его дефицит. В продаже имеются различные варианты: с витаминами C, B12, с мелатонином для быстрого засыпания, с кофеином для повышения энергии и др. Но, как выяснилось, достоверных заключений уполномоченных государственных органов и научных организаций о пользе подобных устройств нет.
При такой ситуации с вейпами нужно жестко контролировать поступление в страну импортной никотинсодержащей продукции, запрещать продажу товаров без соответствующих документов, подтверждающих качество товаров. А также необходимо ускорить разработку технического регламента на альтернативную никотинсодержащую продукцию и наконец-то навести порядок с вейпами в стране. Никто этим сейчас не занимается, подчеркнули выступавшие.
Однако самым привлекательным полем деятельности для специалистов по подделкам остается, как всегда, алкогольная продукция. Поддельный алкоголь в Казахстане свободно реализуется через интернет-магазины и «магазины у дома». Чаще всего применяют кустарный способ, когда в качестве тары используются оригинальные бутылки, уже бывшие в употреблении. После розлива неизвестной жидкости на бутылки наклеивают поддельные акцизные марки. Обычно пустые бутылки выкупаются из ресторанов и кафе, и также высока вероятность того, что данные бутылки могут собирать на крупных свалках и мусорных полигонах.
К примеру, сотрудники мусорного полигона в селе Ават Алматинской области сообщили, что занимаются сбором стеклянных бутылок из-под алкогольной продукции известных брендов для последующей перепродажи. На момент визита экспертов они подготавливали тару из-под алкоголя брендов Qulan, Родная степь, Absolut, коньяк «Казахстан» и др.
Согласно результатам лабораторных исследований, подавляющее большинство поддельного алкоголя не соответствует установленным нормам и требованиям.
Летальных исходов, связанных с употреблением некачественного алкоголя, с каждым годом становится все больше. В связи с удорожанием спиртных напитков спрос на контрафакт в стране только растет. В Казахстане после отравления алкоголем и тяжелейших интоксикаций каждый месяц умирает до 30 человек.
– Это лишь малая часть того, что нам удалось проанализировать, – подчеркнула Светлана Романовская – Но на рынке еще много продуктов и товаров сомнительного характера. Проблема усугубляется тем, что если где-то лаборатории отказываются принимать продукты на проверку из-за невозможности их идентификации и отсутствия стандартов, то где-то не выполняются требования закона (снюсы и др.) и нет государственного регулирования товаров (например, регламент на никотинсодержащие изделия). Не стоит забывать, что без регулирования контрафакта угроза здоровью населения будет только расти. Поэтому формирование здорового образа жизни, усиление пропаганды потребления здоровых продуктов питания, профилактика поведенческих факторов риска (табакокурение, алкоголь, малоподвижный образ жизни) через концепцию снижения вреда, улучшение репродуктивного здоровья населения, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия будут способствовать укреплению здоровья нации.
По данным Национальной палаты предпринимателей Казахстана, в период с 2018 по 2021 годы в страну было завезено контрафактной продукции на 30 миллиардов тенге. И этот объем увеличивается ежегодно на 10%.
– Рост спроса на контрафакт обусловлен низкой ценой. Второй фактор – невежество потребителей, ведущихся на агрессивную рекламу, – считает Бахыт Туменова, врач и глава Национальной Ассоциации «Денсаулык». – Подделки лекарственных средств и контрацептивов также приняли массовый характер. На рынке лекарств и медицинских изделий все чаще появляется продукция, которая проходит мимо надзора государственных органов. Это лекарственные средства из Китая, которые продаются не в аптеках, а в китайских лавках, торговых центрах, интернет-магазинах и на базарах. В каждом городе Казахстана есть десятки точек продаж подобной продукции. К примеру, только на Зеленом базаре города Алматы есть четыре торговые точки по продаже китайских лекарственных средств. А если говорить о более крупных рынках, таких как Ялян, Байсат и Алтын Орда, то в оптовые дни там появляются от 5 до 10 мобильных торговых точек. Но проблема состоит в том, что определить качество и безопасность попавших в страну нелегальным путем препаратов невозможно, поскольку потребитель не может напрямую обратиться в специализированные лаборатории и органы СЭС, так как, согласно действующим правилам, госорган может отреагировать только по факту отравления или побочных действий препарата. Для этого потребитель должен обратиться в больницу и получить «желтую карточку».
– Барьерные контрацептивы или презервативы — это не только противозачаточные средства, но и основной метод защиты от заболеваний, передаваемых половым путем, – напомнила на брифинге Бахыт Туменова. – Средняя цена презервативов таких брендов, как Durex и Contex, составляет 1500 и 900 тенге за упаковку, соответственно. Однако на рынках и в «магазинах у дома» их можно приобрести по ценам гораздо ниже оригинальных, за 250–400 тенге за упаковку – конечно, поддельную. Такие презервативы реализуются во всех регионах Казахстана. В Алматы их продают на трех рынках – Ялян, Барыс и Байсат, в нескольких торговых точках на каждом, где активно предлагают презервативы оптом мелким предпринимателям, которые, в свою очередь, продают их в «магазинах у дома».
– Насколько они безопасны для использования? Чтобы ответить на данный вопрос, мы отобрали и сдали на исследование в аккредитованную лабораторию следующие контрацептивы: Durex (три образца), Contex (один образец), Гусарские (один образец), а также три образца презервативов малоизвестных производителей. Испытания проводились на соответствие показателей: условная прочность при растяжении, относительное удлинение при разрыве, герметичность. Все образцы не соответствовали нормам. – рассказала Бахыт Туменова.
По данным Казахстанской ассоциации репродуктивной медицины, в стране 15% супружеских пар бездетны. Поэтому многие вынуждены обращаться в центры ЭКО. Одной из главных причин бесплодия являются инфекции, передаваемые половым путем, и последствия абортов (абортом заканчивается каждая шестая беременность в стране). Основная причина нежелательной беременности заключается в использовании неэффективных средств контрацепции.
– При такой ситуации с репродуктивным здоровьем, у нас рынки полны контрацептивов без сертификатов соответствия международным стандартам и качеству, – заявила Бахыт Туменова. – Также остро стоит вопрос об осведомленности молодежи о методах контрацепции и последствиях болезней, передаваемых половым путем. Пропаганда и агитация за здоровый образ жизни сегодня полностью игнорируются государством.
Известный поэт-сатирик прошлого века Саша Черный в одном из стихов ядовито высказался о соотечественниках, «объедающихся трухой в изобилии», и уже отвыкших от подлинного культурного контекста. В Казахстане этот тезис воплотился в материальной, потребительской сфере, угрожая теперь не духовному, а банально – физическому здоровью людей. И все это – при полном попустительстве государства, которое сняло с себя заботу о контроле за качеством товаров и услуг. А как же иначе – мораторий на проверку бизнеса действует уже много лет, а это дело святое! Давно известно, куда ведет дорожка, вымощенная благими намерениями… И мы уже недалеко от конца этого невеселого пути.
Комментариев пока нет