Выравнивание финансового игрового поля для Африки - Exclusive
Поддержать

Выравнивание финансового игрового поля для Африки

Африка практически не несет ответственности за выбросы парниковых газов, вызывавших климатический кризис. Она также не несет ответственности за конфликты или сбои в цепочке поставок, которые привели к глобальной инфляции. Также не она спровоцировала распространение COVID-19, не говоря уже об экономических последствиях пандемии. И вместе с тем, долгосрочные последствия этих трех кризисов ощущаются в Африке, пожалуй, острее, чем где бы то ни было.

По оценкам Международного валютного фонда, потребности Африки в дополнительном финансировании в результате пандемии составят 285 миллиардов долларов в течение четырех лет, до конца 2025 года. Но с инфляцией, давлением обменного курса и неуправляемым уровнем долга, подрывающим и без того ограниченные возможности правительств по осуществлению необходимых краткосрочных и долгосрочных инвестиций, реальные потребности Африки, вероятно, намного выше.

Несмотря на удивительную устойчивость, которую продемонстрировал континент, проблему усугубляет вялый экономический рост. В 2020 году страны Черной Африки впервые за 25 лет пережили рецессию. И, по данным Африканского банка развития (АфБР), годовой темп роста региона упал с 4,5% в 2021 году до 3,5% в 2022 году. Ожидается, что в этом году он составит всего 3,8%.

За этими цифрами стоит бесчисленное количество загубленных жизней. Согласно данным экономической комиссии Организации Объединенных Наций для Африки, в прошлом году за чертой бедности оказались еще 18 миллионов африканцев. Достигнутый с таким трудом прогресс в реализации Целей устойчивого развития ООН был обращен вспять. Конфликты и стихийные бедствия, связанные с климатом, такие как затяжные засухи, сильные дожди и наводнения, способствуют обострению самого острого за последние десятилетия кризиса голода в Восточной Африке. Человеческие потери ужасают: по прогнозам, в результате только этого кризиса каждые 28 секунд от голода будет умирать один человек.

У международного сообщества это должно вызвать беспокойство – и не только по гуманитарным причинам. Мир нуждается в Африке. Нет пути к зеленому, справедливому и процветающему общему будущему, в центре которого не было бы Африки. Таким образом, в собственных интересах остального мира поддерживать континент не посредством благотворительности или подачек, а путем поддержки возглавляемых африканцами решений, особенно тех, что направлены на выравнивание игрового поля, которое в настоящее время смещено в невыгодную для континента сторону.

Примером этой проблемы является распределение специальных прав заимствования (СПЗ, резервный актив МВФ). МВФ создал СПЗ для пополнения валютных резервов правительств. Однако, поскольку СПЗ выпускаются пропорционально квотам стран в МВФ, более бедные страны получают наименьшие ассигнования несмотря на то, что они в них больше всего в них нуждаются. Более богатые страны, которые имеют гораздо меньшую потребность (или вообще не нуждаются в ней), получают наибольшие доли.

В 2021 году страны G20 пообещали направить в Африку не менее 20% своих СПЗ. Но их обещания еще не выполнены в полном объеме. Более быстрый прогресс в этом направлении мог бы значительно помочь правительствам африканских стран в краткосрочной перспективе, особенно если переработанные СПЗ будут направляться через многосторонние банки развития, такие как АфБР. Эти институты могли бы затем использовать свои собственные рейтинги AAA для увеличения привлеченного капитала в три-четыре раза, превратив, скажем, 20 миллиардов долларов проектов, финансируемых за счет СПЗ, в 60-80 миллиардов долларов на значительно лучших условиях, чем те, которые предлагаются на коммерческих рынках.

Безусловно, более динамичный и расширяющийся частный сектор обеспечил бы более долгосрочное решение. Однако в нынешнем виде африканские правительства находятся в крайне невыгодном положении на частных рынках, где они сталкиваются с более высокой стоимостью капитала, не в последнюю очередь из-за субъективных, дискриминационных соображений. Сравнивая рисковые премии африканских и неафриканских государств с аналогичными кредитными рейтингами, можно обнаружить различия в пределах от 150 базисных пунктов до более чем 650 базисных пунктов, что иногда отражает отсутствие знаний на местах и субъективные суждения.

Необходимо срочно провести конференцию рейтинговых агентств, инвесторов и правительств африканских стран с тем, чтобы раз и навсегда покончить с проблемой недопустимой дискриминации, которая равносильна мощному тормозу прогресса. Опять же, это не было бы благотворительностью или особым отношением; скорее, это было бы шагом к выравниванию игрового поля, с тем чтобы решения, принимаемые африканцами, могли быть успешными. Отмена “надбавки за риск для Африки” разблокирует столь необходимый капитал для инвестиций в “зеленое” развитие, включая переход к использованию экологически чистой энергии.

Альянс за зеленую инфраструктуру в Африке является одной из возглавляемых африканскими странами инициатив, которая будет способствовать достижению этой цели. Представленный АфБР, Африканским союзом, Africa50 и другими партнерами на конференции ООН по изменению климата в Египте (COP27) в ноябре прошлого года, AGIA стремится привлечь 500 миллионов долларов в виде грантов, льготных ресурсов, а также смешанного и коммерческого финансирования по обеспечению капитала для подготовки проектов и развития зеленых инициатив на ранних этапах. Благодаря смягчению высоких процентных ставок и отсутствию склонности Африки к риску, это приведет к быстрому созданию мощного портфеля прибыльных для банков “зеленых” проектов. AGIA стремится разблокировать не менее 10 миллиардов долларов инвестиций в зеленую инфраструктуру.

Аналогичные усилия предпринимаются и в других странах. Одним из ярких примеров является амбициозная Бриджтаунская инициатива, запущенная Премьер-Министром Барбадоса Мией Амор Моттли в целях создания дополнительных финансовых возможностей для развития, а также смягчения последствий изменения климата, адаптации, потерям и ущербу. Другим примером является группа V20 развивающихся стран, уязвимых к изменению климата, которую в настоящее время возглавляет министр финансов Ганы Кен Офори-Атта.

Ближайшие месяцы открывают несколько возможностей для прорывов. Недавно завершившиеся встречи АфБР в Шарм-эль-Шейхе на прошлой неделе стали важной отправной точкой. В следующем месяце состоится Саммит по Новому глобальному пакту о финансировании, крупная международная конференция по финансированию развития и “зеленым” инвестициям. А в сентябре состоится саммит лидеров G20 в Нью-Дели, событие, на которое Африка все еще рассчитывает на приглашение, хотя ее экономический и демографический вес дает ей право на постоянное членство (сегодня представлена председателями Африканского союза и Комиссии Африканского союза, а также Европейского Союза).

Эти встречи могут вывести Африку на новый курс. Международная поддержка имеет решающее значение, однако этот курс должен быть намечен и проводиться самим континентом.

Copyright: Project Syndicate, 2023. www.project-syndicate.org

Амаду Хотт

Специальный посланник Президента Африканского банка развития в Альянсе за зеленую инфраструктуру в Африке. Марк Мэллок-Браун, бывший заместитель Генерального секретаря ООН и сопредседатель Фонда ООН, является президентом фондов “Открытое общество”.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.