За закрытыми дверями: Казахстан оспаривает сделки с нефтяными гигантами
Казахстан оспаривает десятилетние сделки, предъявляя иск на сумму против крупных нефтяных компаний на сумму 160 миллиардов долларов. Как ожидается, процесс продлится до 2028 года.
По данным международного консорциума журналистов-расследователей, Казахстан утверждает, что группа международных нефтяных компаний забирает себе ошеломляющую сумму в 98% доходов от продажи нефти (после скромных платежей роялти) с огромного нефтяного месторождения Кашаган. По мнению Казахстана, неравномерное распределение доходов обусловлено соглашением о разделе продукции по разработке невероятно сложного месторождения нефти и природного газа Кашаган, подписанного в 1997 году между крупными нефтяными компаниями и молодым казахстанским государством. И хотя в 2008 году сделка была пересмотрена, поскольку считалась несправедливой, повышение роялти увеличило долю Казахстана всего на 1%.
Ошеломляющее заявление правительства Казахстана упоминается вскользь в промежуточном постановлении арбитража, копия которого оказалась доступна ICIJ. Постановление касается не связанного с этим экологического штрафа, наложенного на консорциум нефтяных компаний North Caspian Operating Company (NCOC).
Постановление является первым документом, опубликованным в рамках сверхсекретного арбитражного дела, возбужденного в 2023 году. На сегодняшний день оно представляет собой наиболее подробный взгляд на мега-иск, поданный Казахстаном против NCOC, акционерами которой являются Shell, ExxonMobil, Eni, TotalEnergies, China National Petroleum Company, японская Inpex и казахстанская государственная энергетическая компания «КазМунайГаз».
Казахстан утверждает, что управление NCOC изначально проблемным проектом Кашаган, запущенным в октябре 2016 года, привело к многомиллиардным убыткам из-за упущенной выгоды, коррупции и нарушений природоохранного законодательства, сообщают СМИ. Кашаган фигурировал в расследовании ICIJ 2024 года «Каспийские интриги» как одно из трех нефтяных месторождений, снабжающих Каспийский трубопроводный консорциум (КТК).
Постановление от января 2025 года касается узкого иска, включающего просьбу NCOC приостановить исполнение штрафа в размере 5 миллиардов долларов, наложенного казахстанскими регуляторами за предполагаемые нарушения экологии на Кашагане. Однако 39 страниц постановления намекают на широкомасштабный и болезненный спор, в котором цифра дохода в 98% выглядит лишь как одно из множества встречных требований.
Акционеры NCOC, Total и Eni публично отклонили арбитражный иск Казахстана, заявив, что он не имеет «достоверной основы» и что они «объединены», чтобы «бороться» с ним. Другие акционеры пока не давали публичных комментариев. В предварительном постановлении NCOC называет экологический штраф в размере 5 миллиардов долларов «выкачиванием денег».
Знаменательный арбитражный спор знаменует собой новый, решительный подход администрации президента Токаева к работе с NCOC после многих лет напряженного конфликта между нефтяными гигантами и администрацией Нурсултана Назарбаева из-за многолетних задержек на Кашагане. Месторождение, расположенное в Каспийском море, когда-то было воспринято как крупнейшее открытие со времен огромного Прудхо-Бей на Аляске, крупнейшего нефтяного месторождения в Северной Америке.
В январе президент Токаев поручил правительству Казахстана добиваться продления действующих соглашений о разделе продукции с международными энергетическими компаниями, но на «лучших условиях».
В рамках этих контрактов международные компании выделяют деньги и экспертизу для разработки зачастую сложных минеральных запасов, прежде чем возместить затраты в течение начального периода добычи, а затем, наконец, разделить прибыль с принимающим государством. Разработка Кашагана, известного своими сложными условиями эксплуатации, высоким пластовым давлением и высоким содержанием серы, обошелся крупным нефтяным компаниям по меньшей мере в 60 миллиардов долларов.
Претензия о 98% доходах может указывать на суть арбитражного спора: условия первоначального соглашения о разделе продукции по Кашагану 1997 года, подписанного во время правления бывшего президента Назарбаева, уже давно считаются благоприятными для нефтяных компаний, даже после изменений, внесенных в 2008 году.
Хотя Соглашение никогда не публиковалось, аналитическая компания Energy Insight & Analytics (EXia), работающая в сфере нефтяной промышленности, в своем прошлогоднем отчете подсчитала, что в период с 2016 по 2023 год Казахстан получил 1,1 млрд долларов США через механизм распределения прибыли по соглашению о Кашагане.
В целом, по данным EXia, Казахстан получил более 5,4 млрд долларов США, включая продажу нефти, налоги, роялти и другие платежи от Кашагана за этот период. По их подсчетам, за этот период NCOC продала нефти на сумму около 55 миллиардов долларов, отметив, что разработка и эксплуатация Кашагана обошлись международным нефтяным компаниям примерно в 86 миллиардов долларов.
«Процент, выплачиваемый NCOC от добычи нефти, выглядит огромным, но он соответствует контракту, который подписал Казахстан», – сказал Паоло Сорбелло. «Мы не должны забывать, что государственная нефтегазовая компания «КазМунайГаз» является значительным акционером NCOC и, следовательно, также получает доходы».
Сорбелло добавил, что, добиваясь арбитража по Кашагану, Казахстан рискует оттолкнуть «некоторых из своих самых надежных международных корпоративных партнеров».
«Подавая такой огромный иск, несмотря на четкие условия контракта, правительство Казахстана может превратить нефтяное месторождение в бесконечную судебную тяжбу», – сказал Сорбелло ICIJ. «С другой стороны, акционеры NCOC должны сесть за стол переговоров, если они хотят сохранить отношения, а не предлагать единовременные выплаты в сотни раз меньше, чем просит правительство».
Международный арбитраж – система частных судов, которая появилась на свет благодаря ряду соглашений в 1960-х и 1970-х годах – является широко используемым средством урегулирования деликатных коммерческих споров на развивающихся рынках, часто между иностранными инвесторами и принимающими государствами. Подробности разбирательств, проводимых трибуналами, чьи окончательные решения регулярно оцениваются в миллиарды долларов, окутаны тайной, как и место проведения арбитража. Решения по этим делам не разглашаются, если обе стороны не согласны.
Иск Казахстана был зарегистрирован в Постоянной палате третейского суда, основанной в 1899 году в Гааге, и рассматривается арбитражным судом в Женеве. Слушания продлятся как минимум до 2028 года.
Глава созданного правительством органа, представляющего Казахстан в арбитраже, известного как PSA, заявил казахским СМИ в 2024 году, что иск касается «спорных вопросов, которые накопились с течением времени», и что их разрешение «внесет ясность в будущее освоение» Кашагана.
В марте 2025 года PSA подала гражданский иск в Швейцарии, утверждая, что предполагаемые схемы хищения на Кашагане и Карачаганаке использовались для «подкупа должностных лиц в Казахстане» и «вознаграждения определенных руководителей Eni» и их посредников в период с 2006 по 2011 год, согласно судебным документам США. Иск направлен против предполагаемых посредников в схеме, и ни Eni, ни NCOC не названы в качестве ответчиков. Eni не ответила на запрос о комментарии.
Каспийские заговорщики: основные выводы
Расследование «Каспийских заговорщиков» показывает, как западные нефтяные компании – включая Chevron Corp., ExxonMobil Corp., Shell PLC и итальянскую Eni SpA – игнорировали риски взяточничества и огромные перерасходы средств, чтобы обеспечить свою долю в критическом трубопроводе Казахстан-Россия, только чтобы быть отстраненными Кремлем. Вот основные выводы из расследования:
1. Западные компании во главе с Chevron Corp. поставили прибыль превыше всего, поскольку они подписались под якобы завышенными бюджетами, сфальсифицированными торгами и выплатами субподрядчикам, которые не выполнили работу. В частности, они санкционировали авансовый платеж в размере 48 миллионов долларов за работу, включая строительство линий электропередач к новой насосной станции на юге России, которая так и не была выполнена.
2. Западные нефтяные компании – филиалы Chevron, ExxonMobil Corp., итальянской Eni SpA и Shell PLC – стремились заслужить расположение союзников Путина и политически влиятельной казахской элиты, предоставляя им выгодные контракты на сотни миллионов долларов.
3. КТК сэкономил на безопасности и преуменьшил серьезность разлива нефти 2021 года, значительно занизив потерянные объемы. В конечном итоге консорциум проиграл российское судебное дело и заплатил штраф в размере 98,7 млн долларов за ущерб окружающей среде.
4. Российская государственная компания «Транснефть», партнер западных нефтяных компаний в КТК, организовала захват власти для контроля над трубопроводом в 2020 году, фактически оттеснив западное влияние на операции. После этого дочерняя компания «Транснефти» получила ключевой контракт КТК на сумму дополнительно 1 миллион долларов в месяц. Она также заплатила не менее 18,9 миллионов долларов компании, которой принадлежит дворец Путина, за аренду недвижимости.
5. После начала выплаты дивидендов КТК осуществила не менее 1,4 млрд долларов таких выплат российскому государству через акционеров КТК «Транснефть» и «Роснефть», крупнейшую российскую нефтяную компанию. С начала войны России в Украине этим компаниям было выплачено не менее 816 млн долларов.
6. С тех пор, как в 2022 году началось вторжение Путина на Украину, КТК столкнулась как минимум с 20 сбоями в работе или приостановками поставок нефти. А в одном случае администрация Путина якобы пыталась манипулировать информацией, чтобы напугать Запад и подчеркнуть свою власть над рынком нефти.
7. Хотя российское правительство фактически контролирует трубопровод, с начала войны на Украине Казахстан нанял американскую лоббистскую фирму по контракту стоимостью почти 4 миллиона долларов, чтобы помочь не допустить санкций к трубопроводу и обеспечить бесперебойную поставку нефти.
8. В 2022 году КТК выплатила российским властям около 321 миллиона долларов в виде налогов, в том числе 96 миллионов долларов федеральному правительству России. Этой суммы хватило бы на закупку около 70 новых российских танков.
Спор о запасах серы
Недавнее временное постановление касается просьбы NCOC приостановить исполнение штрафа в размере 5 миллиардов долларов, наложенного в 2022 году казахстанскими регулирующими органами за предполагаемые нарушения разрешений на добычу серы на месторождении Кашаган, где запасы нефти имеют высокое содержание серы.
Казахстан уже давно установил, что сера, потенциально опасный побочный продукт переработки нефти и газа и ключевой компонент удобрений, не должна храниться в больших хранилищах на открытом воздухе. Вместо этого акционеры проекта Кашаган должны вывозить свою долю побочного продукта – серы с месторождения для продажи на мировом рынке.
NCOC оспорила штраф за серу в казахских судах, выиграв апелляцию, которая впоследствии была отменена в пользу регулирующих органов. Ожидается, что Верховный суд Казахстана вынесет окончательное решение в этом году о том, превысил ли консорциум свои полномочия.
Министерство экологии Казахстана заявило, что ежегодные разрешения применяются к уже существующим запасам серы, тогда как NCOC утверждает, что разрешения должны применяться только к сере, произведенной в год их выдачи. Согласно временному постановлению, NCOC также заявила, что власти Казахстана никогда не предлагали рассматривать ежегодное разрешение как ограничение на количество серы, находящейся в хранилище.
Тем не менее, внутренние документы итальянского энергетического гиганта Eni, владеющего 16,81% акций Кашагана, свидетельствуют о том, что компания могла ранее согласиться с интерпретацией регулятора. Презентация Eni, с которой ознакомился ICIJ по «логистике серы» на Кашагане в начале 2017 года, показывает, что компания рассчитала потенциальные штрафы, если NCOC увеличит существующие запасы серы с 2016 года и нарушит ежегодные разрешения на серу.
«Если сера не будет удалена с месторождения Кашаган в течение 2017 и 2018 годов, – говорится в презентации Eni, – то к концу 2018 года разрешение на выбросы будет превышено на 1,4 [миллиона] тонн, и [власти] введут строгие штрафы».
В директиве компании Eni от 2021 года также, по-видимому, признается, что разрешения были предназначены для «продолжения хранения… комовой серы».
В директиве говорилось о «срочной необходимости» экспортировать запасы серы компании, поскольку существует «растущий риск» экологических штрафов в свете шагов по ужесточению правил выдачи разрешений на серу в том году. Eni отказалась от комментариев, когда с ней связался ICIJ.
Согласно промежуточному решению арбитража, NCOC заявила, что накоплению серы на Кашагане способствовали два ключевых фактора: задержка в завершении строительства важнейшего железнодорожного экспортного маршрута для транспортировки серы и предполагаемые действия регулирующих органов по «намеренному» блокированию экспорта серы до августа 2022 года. Ни Министерство экологии Казахстана, ни PSA не ответили на запрос о комментариях.
«Казахстанское общество определенно недовольно тем, что соглашение по Кашагану, а также контракты по Тенгизу и Карачаганаку не являются публичными», – журналист и эксперт по казахстанской нефти Паоло Сорбелло.
NCOC сообщила ICIJ, что ее акционеры «считают, что действовали в соответствии с [соглашением о разделе продукции по Кашагану], законами [Республики Казахстан] и применимыми стандартами и передовой практикой». Компания заявила, что не может предоставить более подробную информацию «из-за конфиденциального характера [арбитражного] разбирательства». Inpex, Shell и TotalEnergies отказались от комментариев, когда с ними связался ICIJ. CNPC, ExxonMobil и KazMunayGas не ответили на запросы о комментариях.
Компания NCOC сообщила арбитражному суду, что с 2022 года она сократила объемы складированной серы вдвое и ожидает, что «подавляющее большинство будет ликвидировано к следующему году».
Временное постановление предписывало Казахстану «принять все необходимые меры для предотвращения принудительного взыскания» штрафа за выбросы серы против NCOC и рекомендовало сторонам воздержаться от действий, которые могут «усугубить спор» в ходе текущего арбитражного разбирательства.
Отставка президента Назарбаева в 2019 году после почти 30 лет у власти открыла новую главу в отношениях правительства Казахстана с западными нефтяными компаниями – не только по Кашагану, но и по другим крупным нефтегазовым месторождениям Казахстана – Тенгизу и Карачаганаку.
Источник: Международный консорциум журналистов-расследователей (ICIJ)
7 Комментариев
Посадить его
Назарбаев что ты наделал, ты превратил Казахстан в товарищество с ограниченной ответственностью! Зачем тебе столько денег? Целый народ в нищету ввергнул! Надо опубликовать условия договора со всеми инвесторами, и многие расторгнуть и вернуть народу Казахстана
Ну смотрите НурБоты, с чем оставил Казахстан ваша светлость! НИ С ЧЕМ!!!
Этот опус кто состряпал?
Чушь
8.3трлн тенге отняли и вот почему мы в нишите и в кредите и живем в своей земле на квартире и аренде в долгах без работы мне плакать хочется
[…] Как мы уже писали, Казахстан оспаривает десятилетние сделки, предъявляя иск на сумму против крупных нефтяных компаний на сумму около 160 миллиардов долларов. Но поводом для иска является нарушение экологических норм. […]