Зачем Китаю объединять Центральную Азию? - Exclusive
Поддержать

Зачем Китаю объединять Центральную Азию?

В рамках доктрины «Мирное развитие Китая» Пекин создал новый мир в Центральной Азии. Именно так появилась формула «Центральная –Азия-5+. Все прочие заявились, когда формат сотрудничества был уже готов …

Свою внешнеполитическую аморфность мы унаследовали от СССР. В Советском союзе международная политика нас не то чтобы обходила, она нас вовсе не касалась. Нашего мнения никто не спрашивал, поэтому все республиканские МИДы имели бутафорский характер. Они всего лишь выполняли поручения КПСС и правительства.

Кремль вполне сам по себе без нас вершил мировую политику где-то там в Европах и Африках. А для нас все эти события происходили в каком-то недосягаемом для нас внешнем мире. Мы были даже ментально отдалены от него и впервые узнали о нем только тогда, когда в школы вдруг стали привозить гробы с выпускниками, погибшими в Афганистане.

Затем СССР рухнул. В мире появилась новая постсоветская реальность, но новая геополитика нас поначалу и не коснулась. Мы жили все в том же советском миропорядке, которое лишь изредка прерывался какими-то далекими от нас событиями. Да и остальному миру до нас не было особого дела. Он просто не знал о нас. Для мира мы были какой-то Азией, вернее всё той же советской Азией и довольно долго мы воспринимались как провинция пост-СССР, с центром всё в том же в Кремле. Наше взаимодействие с внешним миром долгие годы ограничивалось потоком наших туристов, жадно впитывавших запах «гниющего капитализма».

И все же, пусть и медленно, мы начали осознать, что во всем мире живут такие же люди, как и мы. Ничем не хуже и не лучше нас. Разница была только в системе, которую мы попытались неумело копировать, но получалось все время нечто другое по сути, хоть и похожее по содержанию.

Впрочем, большой мир тоже перестает быть к нам снисходительным. Мировой истеблишмент глобальной власти в принципе не гостеприимен к новичкам. Нам пришлось отстаивать свое право сесть за общий стол, даже если нас по-прежнему смотрели как на отросток Кремля.

Но война в Украине вдруг всё изменила. Мир обнаружил, что мы не просто подбрюшье России, но почти самостоятельные страны. Но, что более важно, наши страны переформатировали свою мировую «презентацию». Передоговорившись между собой, власти Центральной Азии решили пробиваться вместе. Огромную роль в этом сыграл Китай.

Тюрки и Китай до нашей эры

Китай со времен империй Хань и Тан пробивался на запад. К слову, будет ошибкой объединять под одним китайским именем ханьцев и танцев. Действительно, и те, и другие правили Китаем, но это были не нынешние китайцы, а конгломераты разных этносов.

А вот что исторически объединяет именно их для Казахстана, так это то, что их войска в исторической последовательности являлись на реку Талас.

Первыми в 36 году до н.э. прибыли ханьцы. Их миссией была месть за имперского посла. Посол вслед за хуннами прибыл на Талас к шаньюю Чжичжи. До этого он проиграл и ханьцам и в междоусобице, но в отличие от других несгибаемый не сдался. Разбитый и низложенный Чжичжи ушел к Таласу. Здесь он построил город своего имени – Чжичжи-чэн. Ханьцы прислали ему посла, а шаньюй взял, да и казнил парламентера. В связи с этим в 36 году до н.э. на Талас прибыли войска мстительной империи.

Произошло Первое Таласское сражение, ханьцы взяли штурмом и разрушили Чжичжи-чэн. Это был первый достоверно тюркский (а точнее, протюркский) город на территории будущего Казахстана. В нем они убили всех хуннов, а голову шаньюя увезли с собой. Этот день следует занести в нашу историческую летопись как печальный, ведь, по сути, Чжичжи был первым шаньюем Казахстана. Кроме того, необходимо сделать исторический вывод о том, что послы великого Китая достойны приема.

Вторыми в июле 751 года на Талас прибыли войска империи Танской династии (с тюркской кровной составляющей, кстати). И состоялась Вторая Таласская битва. Некоторые называют ее Атлахской битвой, но ее точное место не установлено. Только предполагается, что она состоялась то ли у города Тараза, то ли у города Атлаха. Более определенно известно, что она произошла на реке Талас. А если к этому учесть то, что и греки около 400 года называли город «Толоса», а Сюаньцзан в 485 году – «Та-ло-сеи», то становится очевидным, что река назвала город, а не наоборот.

Так что, эту битву следует называть Таласская битва – Вторая Таласская битва.

Вторая Таласская битва

В общественном сознании эта битва рассматривается как лобовое столкновение двух империй на тюркских землях. Из тюрков в битве упоминаются только карлуки, решившие исход боя. И за кадром остаётся вопрос: а где были остальные тюрки?

В ответе на него таится огромный исторический урок. Тюрки, а вернее, их местнические вожди были погружены в усобицы. И эти вожди как марионетки в опытных руках империй были по обе стороны конфликта. И вот в таких «политических комбинациях» местнические тюркские вожди растрачивали энергию своих народов и утрачивали будущее.

К примеру, в 715 году арабские и тибетские солдаты свергли ихшида Ферганской долины Арслан-тархана и возвели на трон своего ставленника Алутара. Свергнутый ихшид убежал к своим покровителям. Танские имперцы отправили 10 тысяч солдат, которые восстановили Арслан-тархана на троне Ферганы. В отместку арабы в 717 году попытались взять Уч-Турфан и Аксу в Таримской котловине, где арабов поддержали тибетцы. Арабы хотели отрезать целиком Мавераннахр от Китая.

И империи впервые встретились в лобовую 15 августа 717 года. Арабы были разбиты танскими войсками. И опять же тюрки были по обе стороны битвы: тюргеши были разбиты в составе арабских войск, а карлуки во главе с князем Арсила Сианем разгромили их вместе с танцами.

Такие патрон-клиентские «комбинации» продолжались до 750 года, в котором состоялась развязка. И опять обе империи встретились не «по своим делам». Они столкнулись как военные «крыши», решая дела своих царственных клиентов из Ташкента и Ферганы.

Про-танская Фергана враждовала с про-арабским Ташкентом и танский генерал Гао Сяньчжи по наущению ферганского ихшида захватил Ташкент. Аббасидский наместник Зияд ибн Салих убежал из Ташкента в Самарканд, собрал войска и пошел на битву. Карлуки были наняты генералом Гао Сяньчжи, но ударили ему в спину. После такого о дальнейшей дружбе с китайцами можно было и не помышлять и карлуки стали принимать Ислам.

Вот так и выглядит древнейшая история наших отношений с великим Китаем, какая бы династия его не возглавляла. Игры местных царей с великой империей были безнадежны, но сами вожди этого не понимали. В 1757-1758 году войска маньчжурской династии Цинь уничтожили Джунгарию, 90 % ее населения было истреблено, малая часть успела убежать на Волгу, в Бадахшан и Афганистан. Имея целью захватить нойона Амурсану, маньчжуро-китайские войска вторглись в Казахское ханство. Абылай-султан отказался выдать своего друга. Народу помогла Степная война.
Тем временем казахские роды заняли свои древние земли, некогда захваченные джунгарами. И степные тюрки опять оказались между двумя империями и снова стали призом-мишенью в их большой игре. И на этом фоне самым удивительным образом завершилась военная история степняков и Китая.

В 1840 году «… китайцы … потерпели горестное и плачевное поражение от здешних чапраштов при урочище Тирен-Узек. Отряд состоял из трёх тысяч китайцев и, собирая ясак, намеревался пробраться к ташкентскому аксакалу для переговоров. Ещё и до сих пор китайцы не могут забыть этого поражения и с глубоким негодованием отзываются о всяком кайсаке чапраштинского поколения». (Чокан Валиханов, «О киргиз-кайсацкой Большой орде»).

Таким получилось последнее в истории военное столкновение Туранской цивилизации и цивилизации иероглифов. Надеемся, что этим символическим событием была подведена черта в конфликте двух цивилизаций. Ибо для нас начался новый век – Независимость. И для Китая началось новое тысячелетие, которое в программных документах КНР именуется «Мирный подъем Китая».

Китайское руководство после падения Советского Союза провело анализ причин катастрофы. В комплексе внутренних объективных социально-экономических, субъективных идеологических и номенклатурных, внешнеполитических и множества прочих в рамках нашего рассмотрения выделим одну. В этом ракурсе причиной катастрофы стала чрезмерная милитаризация экономики.

И во избежание такого финала Китай решил идти мирным путем. Он даже изменил название своей стратегии «Мирный подъем Китая» на «Мирное развитие Китая». В 2003-2004 годах китайское руководство на Боаоских Азиатских форумах вполне официально обосновало новую стратегию тем, что желает устранить опасность миру, поскольку в мировой истории появление в геополитике новой сверхдержавы приводило к войне. При этом было вполне прагматично пояснено, что сила страны – не в растрате ресурсов на конфронтацию с соседями, а в хороших торговых отношениях с ними.

Кроме того, в рамках этой доктрины Китай создал новый мир в Центральной Азии, по сути был создав консорциум пяти стран. Именно Китай, а не кто-либо иной создал формулу «Центральная –Азия-5+. Все прочие заявились, когда формат сотрудничества был уже готов …

Вы также можете прочитать:
Қазақстан на периферии исторических процессов: плюсы и минусы
Завершился ли внешний контроль над нашей страной?
Как ак-кудаи спасают Кок-Арал вопреки всему
Почему Казахстану необходима транзитная железная дорога с евро-китайской колеёй?

Марлен Зиманов




4 Комментариев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

  1. Хорошая статья, небольшой ракурс в историю прошлого и суть настоящего времени. Раньше боялся Китая, сейчас нет этого страха. Его заменил страх от северного соседа. Правильно Китай расставил акценты во внешней политике, мягкая сила и мирные инициативы это верное направление. Война это разрушение не только экономики.