Жасарал Куанышалин VS Нурсултан Назарбаев: два ПТУ-шника - Exclusive
Поддержать

Жасарал Куанышалин VS Нурсултан Назарбаев: два ПТУ-шника

К нашему очередному герою можно относиться по-разному – говорить, что он являлся марионеткой Аблязова, поссорился со всеми оппозиционерами, удивляться, как ему все сходило с рук или же называть «последним из могикан» и уважать за многолетнею принципиальность. Но одно можно сказать точно: Жасарал Куанышалин был тем, кто в отношении первого диктатора всегда называл вещи своими именами.

Многогранный Куанышалин

Родился Жасарал Куанышалин в 1949 году в небольшом селе Карабутакского района (ныне Айтекебийского) Актюбинской области. Сначала он пошел по «пролетарской линии», окончив в 1967 году ПТУ в Актюбинске, выучившись на машиниста автокрана, но отслужив в армии, он меняет направление деятельности – становится инструктором Карабутакского райисполкома. Должность не весть какая, но перспективная. Параллельно он учится в КазГУ на филологическом факультете, закончив который тоже становится инструктором, но уже в Казахстанском добровольном обществе книголюбов.

Некоторые связывали такую должность «на общественных началах» с негласным сотрудничеством с КГБ, но никаких подтверждений тому так и не появилось. В любом случае, уже тогда коллеги и близкие Куанышалина говорили о его принципиальности и талантах публициста. Видимо поэтому следующие несколько лет, вплоть до Декабрьских событий, он проработал в многотиражке «Педагог» Казахского пединститута в Алматы. Одновременно он преподавал там казахскую литературу.

Желтоксан оказал большое влияние на политическую ориентацию Жасарал-ага, но некоторое время он продолжал работать на госслужбе. В 1990 году он становится одним из организаторов гражданского движения Казахстана «Азат». В то время он становится радикальным сторонником полной независимости, а летом 1991-го выходит на голодовку против подписания «Союзного договора». Власти республики не посмели тогда ему мешать, хотя были зафиксированы и провокации. В 1994 году Кунашалин избирается в последний созыв Верховного совета, являясь там членом Комитета по конституционному законодательству и правам человека.

После разгона парламента Куанышалин продолжает общественно-политическую деятельность, но вскоре возвращается в родную Актюбинскую область – на госслужбу. С 1998 по 2003 годы он работает замначальника управления по демографии, директором областного архива, а затем – руководителем Актюбинского областного управления информации и общественного согласия. На последней должности, как тогда говорили местные журналисты, он отметился тем, что продвигал политику власти по гонениям независимой прессы. Впрочем, если даже это было так, то дальнейшие действия Куанышалина его реабилитировали.

Возглавив колонну

Говоря о Жасарале Минажадиновиче нельзя не упомянуть о событиях сентября 1991 года в Уральске. Об этом, по-хорошему, следовало бы рассказать (а кому-то просто напомнить) отдельным материалом, но сейчас ограничимся тем, что тогда в этом городе вдруг возродившиеся из комсомольского актива казаки собирались пышно и нагло отпраздновать 400-летие служения казачества белому царю. В принципе, ничего плохого не было – особенно, если учитывать апогей демократического подъема, свободы слова, «исторической справедливости» и так далее, а заодно и вспомнить, что не прошло и месяца после путча ГКЧП и то, что сам СССР трещал по швам. Однако был нюанс – даже сами казаки, в том числе, с приграничных российских областей, говорили о намерении создать так называемую «Уральскую Народную Республику», в которую бы вошли также Гурьевская область и часть Калмыкии.

Если еще короче, то это была большая провокация для того, чтобы, во-первых, показать себя хозяевами, а во-вторых, напоровшись на сопротивление казахов, закричать «русских бьют!». В общем, все провести по «приднестровскому сценарию», который в то время уже бушевал. По некоторым данным, у границ республики стояли танковые подразделения генерала Макашова, готовые «прийти на помощь». Что касается президента Каз.ССР Назарбаева, то, несмотря на то, что после провалившегося путча он набрал популярность, но все же не смог перечить старшему коллеге Михаилу Горбачеву, который запретил мероприятие. Поэтому за дело взялись общественники, причем, при теневой поддержке части правоохранительных и исполнительных органов власти. Среди первых как раз был и Жасарал Куанышалин, который не только стал одним из лидеров протеста, но и сумел не допустить кровопролития.

Это, наверное, было в душе Жасарал-ага – при всей его эмоциональности, он чаще всего рассуждал здраво и взвешенно. Именно поэтому он мог быстро сплотить вокруг себя людей, а для журналистов он был настоящим кладом – каждое интервью или даже короткий его комментарий становился изюминкой любой публикации или сюжета. Правда, с годами его риторика становилась все жестче и жестче, пока не привела его на скамью подсудимых.

К этому времени он ушел с госслужбы, причем, ушел, громко хлопнув дверью и власти, наверное, сто раз пожалели, что из чиновника среднего ранга получили ярого и порой радикального политика. Он недолго проработал главным редактором газеты «Апта.кз», состоял в ДПК «Ак жол», но после раскола в партии и противостояния с некоторыми ее сопредседателями, ушел оттуда.

Иду на ты!

В 2006 году Жасарал Куанышалин становится инициатором иска против президента Нурсултана Назарбаева, которого он обвинил чуть ли не в государственной измене. Не успели журналисты и оппозиционно настроенные граждане как следует обрадоваться и продвинуть эту тему, как главный надзорный орган быстренько перевернул это дело в обратную сторону, сделав из истца ответчика, а точнее – преступника. В итоге он был осужден на два года тюрьмы по обвинению в посягательстве на честь и достоинство президента РК. Но закрывать в тюрьму 57-летнего политического деятеля режим не стал – к нему применили акт президентской амнистии и освободили в зале суда. Вот такая противоречивая ситуация.

Да, в то время для Куанышалина существовали определенные ограничения, как и самоцензура, но просто так сидеть он, похоже, не мог. Он активно занимался общественной деятельностью, публиковался, выступал инициатором различных проектов. На суде по «Шаныракским событиям» Жасарал Минажадинович стал общественным защитником (пригодилось юридическое образование, которое он заочно получил еще в 1998 году), чем очень нервировал не только суд и сторону обвинения, но и весь режим.

В дальнейшем Куанышалин стал ужесточать свою риторику и оценку происходящего в стране. Особенно это стало проявляться в процессе многомесячной забастовки нефтяников в Жанаозене, расстрела мирных жителей городка и сближения с партией «Алга!» Аблязова, который к тому времени успел покинуть пределы страны. После того, как посадили лидера этой незарегистрированной партии Владимира Козлова Жасарал-ага становится неким рупором Мухтара Кабуловича, с удовольствием комментируя те или иные события. В основном – очередные внеочередные президентские и парламентские выборы.

И главным объектом его критики становится первый президент. Впрочем, он не считал его таковым, заверяя что первыми лидерами независимого Казахстана являются руководители партии «Алаш» сто лет назад, а именно – Алихан Букейханов. Кстати, свой срок за оскорбление президента он получил за возмущение словами Назарбаева о том, что раньше у Казахстана не было границ.

Продолжал критику Назарбаева он и после того, как тот покинул свой пост, искренне считая, что все это инсценировка. После Кантарских событий и объявления Токаевым нового курса с намеком на то, что политическое поле будет расширяться, Жасарал Куанышалин инициирует создание партии «Алга, Казахстан!», но каждый раз наталкивается на отказы или игнорирование. Также, несмотря на то, что ранее он всегда высказывался о том, что любые выборы в нашей стране – это фикция, осенью прошлого года Куанышалин заявляет о намерении баллотироваться в президенты. Но…не нашлось республиканской организации, которая выдвинула бы его в кандидаты. Впрочем, складывалось впечатление, что все это – регистрация партии, кандидатство в президенты и кое-что другое – является средством показать, что ни то, ни другое, ни третье у нас в стране невозможно без отмашки сверху. Хотя, честно говоря, об этом и так все знают.

18 мая 2023 года пришла скорбная весть о кончине Жасарала Куанышалина. Об этом сообщили практически все СМИ – даже те, кто показательно игнорировал его существование все эти годы. Но факт остается фактом – уход из жизни Жасарал-ага это тоже политическое событие, так как оппозиция нашей страны потеряла многое только в одном его лице.

Также вы можете прочитать материалы по теме:
Каришал Асанов: жертва плохой привычки думать вслух
Арон Атабек: не верь улыбке президента
Госперевороты в Казахстане: стабильность по-казахски
Были ли шансы силового устранения Назарбаева?
Почему никто не смог убрать Назарбаева?
Мухтар Аблязов – человек, которого ненавидел Назарбаев
Аскар и Тимур Кулибаевы: когда сын за отца ответил
Как у Рахата Алиева не получилось «свергнуть» Нурсултана Назарбаева
Еркин Ауельбеков: тот, кто первым поднял проблему Арала
Почему Нурсултан Назарбаев так боялся Заманбека Нуркадилова?
Аркен Уак призывал привлечь первого президента к уголовной ответственности
Узбекали Джанибеков продвигал Нурсултана Назарбаева – и что получил в ответ?
Нурбулат Масанов – промелькнувший метеор казахстанской политики
Серикболсын Абдильдин VS Нурсултан Назарбаев: хроника противостояния двух коммунистов
Каратай Турысов: расплата за собственную позицию
Марат Оспанов: загадочная смерть реального конкурента Назарбаева
Ерик Асанбаев: тот, кто привел к власти Назарбаева, оставаясь у него в тени
Как Назарбаев устранил Сулейменова не огнем и водой, но медными трубами
Как Назарбаев избавлялся от политических конкурентов.

Максат Нурпеисов




2 Комментария

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *