Центрально-азиатские встречи: пора переходить от деклараций к принципам
9 августа ожидается консультативная встреча глав государств Центральной Азии. Пока это действительно только консультации. Для того, чтобы их реализовать, необходимо создание постоянно действующего межгосударственного органа, наподобие Еврокомиссии.
На Пятой консультативной встрече глав государств Центральной Азии, прошедшей 14 сентября 2023 года в Душанбе, обсуждались ключевые вопросы регионального сотрудничества и укрепления дружеских отношений между странами региона.
Тогда лидеры стран Центральной Азии подтвердили значимость таких встреч для укрепления дружественных отношений и сотрудничества в регионе, «выразив готовность совместно работать над обеспечением мира, стабильности и прогресса в Центральной Азии». Пожалуй, более или менее заметным можно назвать соглашение об укреплении солидарности наземного транспорта для улучшения транспортной инфраструктуры и логистики.
Остальные документы носили скорее декларативный и общий характер. Например, региональные лидеры договорились уделять «особое внимание развитию молодежи, ее роли в экономическом, социальном и политическом развитии региона, а также вопросам образования и занятости». Тогда же обговорили дорожную карту в поддержку здоровья и благополучия в Центральной Азии на 2022-2025 годы, разработанную совместно с ВОЗ.
Тем временем, по крайней мере, вне официальной повестки остались несколько ключевых вопросов, которые действительно ждут своего решения как можно скорее. Например, те же региональные споры и конфликты. Вопросы, касающиеся пограничных споров и конфликтов между некоторыми странами региона все еще не урегулированы. Особенно это касается споров между Таджикистаном и Кыргызстаном, которые продолжаются на протяжении многих лет.
Несмотря на обсуждение мер по укреплению экономического сотрудничества, конкретные шаги по созданию зон свободной торговли или таможенного союза не были детализированы. Отсутствие четких планов по экономической интеграции ограничивает потенциал для развития торговли и инвестиций в регионе.
Кроме того, не были окончательно согласованы планы по реализации крупных инфраструктурных проектов, таких как транспортные коридоры и энергетические сети, что замедляет развитие региональной инфраструктуры и логистики.
Впрочем, далеко не все ясно и с гуманитарным сотрудничеством. Обсуждение мер по укреплению культурных и образовательных связей не вылилось в утверждение конкретных программ и инициатив. Это касается, например, создания совместных образовательных учреждений или программ обмена.
Вопросы, касающиеся экологической устойчивости и борьбы с изменением климата, требующие совместных усилий и координации, тоже пока не более, чем декларации, хотя для стран региона это далеко не абстрактная проблема.
Понятно, что сам факт проведения таких регулярных консультативных встреч – уже результат. По крайней мере, это демонстрация внешним силам, что центрально-азиатский союз все меньше перестает быть фикцией. К тому же, они свидетельство растущего доверия между лидерами региона. Это дает понять и заявленный амбициозный план по укреплению регионального сотрудничества, в том числе в сфере безопасности, изложено общее видение противодействия угрозам.
Пока же по справедливому мнению некоторых экспертов, региональный процесс остается ограниченным и неспешным, главным образом на уровне высокой политики, без существенного участия институтов гражданского общества, экспертного сообщества и даже бизнеса.
Поэтому на предстоящую встречу в Астане возлагаются большие надежды. Ожидается завершение подписания и вступление в силу Договора о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве, который направлен на углубление кооперации в области безопасности, экономики и культуры. Кроме того, планируется принятие Стратегии развития кооперации “Центральная Азия — 2040”, которая должна укрепить международную субъектность региона.
Также будет рассматриваться сотрудничество по вопросам изменения климата. Главы государств намерены усилить совместные усилия по адаптации к изменениям климата и смягчению их последствий.
Планируется продолжение работы по развитию культурных и научных связей, а также поддержка заявок на включение объектов в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
И все же, как следует из названия, консультация – это форма аформальных консультаций, а не постоянный орган, призванный регулировать и направлять региональное сотрудничество и интеграцию в максимально возможной степени. Как заявил в интервью https://exclusive.kz/o-chem-dolzhny-dogovoritsya-prezidenty-czentralnoj-azii-v-avguste/ Айдар Амребаев, необходимо создание постоянно действующего офиса по типу Еврокомиссии, который бы взял на себя реализацию всех этих договоренностей. Иначе процесс региональной интеграции будет протекать в таком же неспешном и консервативном стиле. Скорость геополитических и геоэкономических изменений слишком высока, чтобы ограничиваться заявлениями о сотрудничестве и сплоченности вместо определения интеграционных принципов.
Комментариев пока нет