Эмоциональный интеллект: для чего так важно понимать себя и других - Exclusive
Поддержать

Эмоциональный интеллект: для чего так важно понимать себя и других

Эмоциональный интеллект намного важнее hard skills (профессиональных навыков) и IQ (коэффициента интеллекта) для успеха в карьере – и не только, считают ученые.

Развивать ЭИ никогда не поздно, но лучше начинать в детстве, тогда даже учеба будет даваться легче. Простой пример: можно месяцами учить предметы, необходимые для сдачи ЕНТ, и… не сдать, если ученик не умеет справляться со страхом, тревогой, раздражением, стрессом. В такие моменты зачастую он также не осознает, как его эмоциональное состояние влияние на его поведенческие особенности и тело. Это малая часть того, что относят к эмоциональному интеллекту.

На другом уровне важно развивать способность распознавать эмоции, чувства, ощущения, намерения, мотивацию, желания – свои и других людей – и управлять ими. Поэтому сегодня очень важно развивать эмоциональную компетентность, – считает Антон Сомов, заместитель директора по развитию музыкального образования, преподаватель музыкально-теоретических дисциплин в авторской школе Жании Аубакировой. Он ведет курс эмоционального интеллекта четвертый год.

– Моя цель – это внедрение предмета «Эмоциональный интеллект» в образовательные учреждения, музыкальные и общеобразовательные, – говорит Антон. – На мой взгляд, эти знания и навыки необходимы, независимо от того, обучается ученик в начальном звене, в среднем или старшем, он студент колледжа или вуза. Распознавание своих эмоций, чувств и ощущений важно в любом возрасте, в любой жизненной ситуации. Несмотря на то, что я веду курс эмоционального интеллекта уже четвертый год, часто сталкиваюсь с тем, что для слушателей курса нет градации между понятиями «эмоция», «чувство», «ощущение». Для многих людей это равные понятия, как показывает практика. Это всего лишь демонстрация того, что на сегодняшний день разум оторван от тела. Ребенок или взрослый могут быть максимально убедительны и рассудительны, описывая то, что они переживают на уровне мысли, но, как только просишь описать ощущения в теле во время переживания печали или радости, – многие впадают в ступор. На невербальном слое всегда кроется важная информация. Язык тела точно скажет, комфортно вам или нет, радостно или же печально.

Здесь мне хотелось бы привести такой пример: теории и исследования Галины Шаталовой, гениальнейшего хирурга, которой в годы войны предвещали невероятную карьеру, но она от неё отказалась, потому что посчитала, что ей нужно уделить внимание поиску «инструментов», которые бы помогли сделать человека всегда здоровым, скажем так. Главная идея ее теории: здоровая личность та, что здорова физически, психологически и духовно. Это три составляющих, которые необходимы, чтобы человек всегда был здоров. Соответственно, если мы игнорируем или не умеем считывать сигналы тела, то значит, физически мы всегда будем склонны к болезням из-за заблокированного ощущения дискомфорта. Далее, думаю, вы понимаете, что это приведет к препятствиям профессионального и личностного развития. Сейчас у меня три группы педагогов, с которыми я занимаюсь по эмоциональному интеллекту. Чтобы педагог мог направлять учеников, он тоже должен быть здоров со всех трех сторон – и физически, и духовно, и эмоционально-психологически. Соответственно, если где-то у него есть какая-то «дыра», то это автоматически будет сказываться на его деятельности и на том, что он будет транслировать миру.

Важно, чтобы эмоциональным интеллектом обладали и ученики. Им нужно давать его основы, но начинать нужно с педагогов, так как именно мы создаем среду, в которой большую часть времени находятся ученики. Поэтому я надеюсь, что в будущем мы с коллегами сможем внедрить «ЭИ» в основу учебного процесса. Мне очень хочется углубиться в основы психологии на научном уровне…

– У вас и так достаточно длинное резюме: магистр искусствоведения, артист симфонического и духового оркестров, редактор научного журнала «Saryn art and science journal», выпускник курсов по «Детской психологии», «Юнгианскому анализу», «Трансактному анализу», обозреватель и музыкальный критик Музыкальной резиденции для современных композиторов «Batyr lab» – этот перечень можно продолжить. И, как вы только что сказали, вы намерены добавить к нему еще и профессиональное психологическое образование.

– Для меня в целом педагогическая деятельность сфера глобальная и весьма ответственная. Причём ответственная со всех сторон: с точки зрения профессионализма – то, что я обучаю истории и анализу музыки, и с точки зрения психологии личностного развития. То, с чем педагог приходит на урок, то автоматически передаётся его ученикам. Если есть какая-то неудовлетворённость теми или иными позициями в его жизни, соответственно, он это же будет транслировать миру и своим ученикам. Если есть какой-то определённый страх – он волей-неволей будет делать акцент на этом страхе и вариантах, как можно его избежать.

Мне самому очень повезло: мой педагог по специальности в детской музыкальной школе и в колледже, Василий Тимофеевич Рользинг, стал для меня ориентиром в педагогике. Он развивал во мне все стороны: учил, как любить музыку и профессию, как разговаривать с одноклассниками и педагогами, и при этом он же учил меня, как правильно заваливать деревья, когда нужно запасаться дровами, топить печь, культивировать землю, мариновать огурцы, солить рыбу, быть наблюдательным и внимательным к природным явлениям и т.д. Он всегда говорил, что в первую очередь нужно быть хорошим человеком. Неважно, музыкант ты, врач, или пойдёшь работать таксистом. Главное, чтобы ты был честным, порядочным, знал, как обустроить свою жизнь, элементарно заниматься своим здоровьем. Тогда ты автоматически будешь реализовываться в той профессии, которую выбрал.

– То есть та же идея, что в теории Галины Шаталовой, к которой вы придете намного позже.

– Да. Потом уже, когда я начал углубленно заниматься психологией, я сам пришёл к этой формуле. Когда ты действительно понимаешь, чего ты хочешь, когда у тебя отсутствуют какие-либо внутренние противоречия, то у тебя все в порядке на работе, ты знаешь, как взаимодействовать с учениками и студентами, тебя обходят стороной острые кризисы и конфликты, а если они происходят, то вновь чему-то учат. Из-за того, что подобное притягивает подобное – ты автоматически притягиваешь извне похожее на то, что находится у тебя внутри. Механизм устройства эмоционального интеллекта тут снова играет ключевую роль… Он же является основой для формирования социального, физического, музыкального и других видов интеллекта.

– А чего вы ждете от своих учеников, приходя на урок?

– В первую очередь я жду максимальной открытости и максимального доверия, чтобы они верно понимали, что мы занимаемся одним общим делом, единственное – у меня в чем-то больше опыта. Я выстраиваю траекторию, а они уже думают, как набирать те или иные инструменты и навыки, чтобы она была более чёткой и интересной. Большое значение занимает выстроенная коммуникация. Вы знаете, что есть скрытые коммуникации, а есть открытые. Так, когда мои ученики или студенты не готовы и без особой причины пропускают занятия, я открыто им объясняю свое настроение, говорю о чувствах, которые переживаю, и как это будет влиять на дальнейший процесс. Такой же открытости учу и их. Когда ученик/студент знает зону ответственности и последствия за нарушения (о которых педагог говорит заранее и следует им), он на 90-100% ощущает безопасность и будет более продуктивным.  

– При этом школа, где вы работаете, она музыкальная.

– Не на 100%. Она общеобразовательная, но с музыкальным уклоном. Первое, что важно отметить: у школы главная цель – выпускать разносторонних людей. Музыка, как инструмент для развития личностных, когнитивных и других навыков. Установка – выпускать исключительно музыкантов – отсутствует.

– То есть даже с самого талантливого музыканта, вундеркинда все равно спрашивают, как с любого ученика.

– Да, это и была главная цель Жании Яхъяевны Аубакировой: чтобы музыканты могли быть всесторонне развитыми. Часто музыканты знают свою область и разбираются в специфике исполнения, а при этом начни говорить про географию… Допустим, я в географии пока не силен, потому что в специализированной музыкальной школе мой учитель географии говорила: «Вы музыканты, вы будете изучать мир на гастролях – это интереснее. Поэтому кто хочет, идёт заниматься, а кто хочет – остается на уроке». Естественно, я уходил, потому что понимал – у меня есть время позаниматься на своем музыкальном инструменте.

– Теперь жалеете?

– Со временем я перестал быть исполнителем и перешел в музыковедение, а это совершенно другое направление в музыкальном мире. Оно теоретическое, углубленно историческое и сильно отличается от практического исполнительства. Когда я начал изучать как музыковед то, что до этого знал как исполнитель, для меня стало определённым открытием, что важно соединять все имеющиеся знание воедино. Это также связано с общеобразовательными предметами – математикой, историей, химией, физикой, географией. Это все нужно знать. То есть это работает на компетентность во всех отношениях.

– Последний вопрос: как вы относитесь к перспективам искусственного интеллекта в вашем деле? Сегодня ИИ уже синтезирует тексты, дизайн, возможно, скоро начнет делать фильмы – а что можно сказать о музыке? Появятся у нас, скажем так, IT-моцарты?

– Они, конечно, могут появиться. Но нам стоит учитывать очень важный факт. Если обращаться, опять же, к психологии, человек развивается только тогда, когда рядом есть другой человек. То есть он может генерировать идеи, но, если нет возможности обсудить их с кем-то другим – они, скорее всего, пропадут. Говоря о творчестве, искусственный интеллект, на мой взгляд, основан на определённых расчётах, то есть у него есть алгоритм, он знает, как создать произведение с точки зрения структуры, чтобы это было красиво, и, может быть, содержательно, и по всем законам формы и так далее… Но бывают случаи, и их очень много, когда композитор сочиняет музыку, все у него вроде бы хорошо. Он говорит: музыкальная форма верная, и слушается приятно, но что-то не то. Где-то на каком-то уровне есть «пустота», не цепляет… И вдруг к нему приходит озарение! Оно может прийти в любой момент, он улавливает, конечно же, его при помощи тела, ощущений – и дополняет шедевр. Очень часто это озарение приходит, когда ты находишься в контакте с другим человеком. Когда на эмоциональном уровне улавливаются связи и приходит понимание, как выбранные средства музыкальной выразительности точно отражают в музыке окружающую действительность.

У меня часто было так, когда я писал диссертацию, статьи, курсы. Вот идея, она в голове сложилась, я уверен в фактической составляющей, теоретически все там закреплено верно – но, общаясь с определёнными людьми, вдруг для себя находишь ещё больше открытий, именно через живое общение, наблюдая за реакцией собеседника и своей. Не через алгоритм. А искусственный интеллект – это все-таки алгоритм. Когда ты общаешься с другим человеком, с другим слушательским опытом, он может дать тебе этот маленький инструмент, маленький ключик, который и подарит тебе озарение.




3 Комментариев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

  1. Здравствуйте, Антон Александрович. ЭИ — основа стрессоустойчивости, с чем сейчас есть проблемы у значительной части и учитилей и учеников. Ваши курсы ЭИ в школе имеют своих слушателей. Читая заметку, «услышала» рациональную идею о внедрении ЭИ в образовательный процесс. Это было бы хорршо.

  2. Тема весьма актуальна. Очень своевременна в наше время жестокости и агрессии даже у школьников, что очень прискорбно! По поводу ИИ. Дети- самый тонкий, самый хрупкий и самый сложный организм. И этот человечек должен видеть, слышать и чувствовать рядом с собой чуткого, грамотного Взрослого. А не » ИИ».