Епископ Пимен: расстрелян в роще Баума - Exclusive
Поддержать

Епископ Пимен: расстрелян в роще Баума

16 сентября 1918 года был расстрелян верненский епископ Пимен Белоликов. Этот год, увы, в историю города Алматы, Семиречья, да и всего Казахстана, вписан кровавыми нитями.

Шло – с большими усилиями, неровно и агрессивно, — установление советской власти. И если в некоторых регионах – в Букеевской Орде, к примеру, и в Акмолинской области, Советы быстро прибрали все к рукам, то Семиречье яростно сопротивлялось. Это в свою очередь вызывало усиливающиеся террор и насилие со стороны советской власти. По сути, методы «борьбы», устрашения и подавления и у «красных», и у «белых» были одинаковыми: невероятная жестокость и к противнику, и к местному населению, беззаконие и безвластие.

В декабре 1917 в Верном было совершено убийство большевиков Александра Березовского и Карпа Овчарова. После ареста их из Малой станицы (и ныне существующий район города) под казачьим конвоем отправили в Софийскую станицу (сейчас город Талгар). По дороге конвой большевиков убил. Это событие всколыхнуло город, потребовали провести расследование…

В середине февраля 18-го года большевики предприняли первую попытку взять власть в свои руки. По всему городу расклеили листовки с приглашением на митинги. Они прошли в разных районах города, наиболее масштабный – на улице Старо-кладбищенской. Участники, местная беднота и казаки, приняли резолюцию об аресте Ореста Шкапского, политического деятеля, этнографа, историка. В марте 1917 ему, вместе с А. Н. Букейхановым и М. Тынышпаевым, были поручены Временным правительством «вопросы устроения Семиречья и вопросы киргизского быта в крае». Шкапский призвал не исполнять распоряжений большевиков, но Войсковое правительство разогнало митинг и арестовала часть их организаторов. Позже были арестованы два урядника и два писаря войскового правления, которых обвинили в передаче сведений большевикам.

2-го марта 1918 года 2-й Семиреченский полк в Верном встал под красные знамена. Что послужило этому причиной, историки спорят до сих пор: некоторые пишут, что в этом полку большевиками велась активная агитационная работа и вот этот мятеж стал ее результатом. Другие предполагают, что казаки выбрали власть Советов как более сильную.

В ночь на 3 марта 1918 года в Верном (сейчас Алматы) произошло городское восстание, в результате которого город стал «красным». Руководил восстанием Семиреченский военный революционный комитет. И начались перемены, к которым верненцы не были готовы. Кто-то занял позицию молчаливого стороннего наблюдателя, а кто-то противостоял новым декретам советской власти. Одним из таких людей, активно отстаивающим свою позицию, был епископ Пимен. Особенно твердой была позиция Белоликова по отношению к тем законам Советской власти, которые касались вопросов церкви.

Пимен осудил декрет о гражданском браке и боролся с ним своими средствами – рассылал по приходам Семиречья указания по Таинству брака. Он добивался сохранения преподавания в школах Закона Божия, организовал детский духовный кружок. Летом 1918 года всячески препятствовал изъятию церковных ценностей из кафедрального собора, осудил расстрел царской семьи.

В ответ на это ревтрибунал начал расследование: Пимену было предъявлено обвинение в противостоянии декретам Советской власти.

Пимена это не остановило: он был человеком смелым и решительным. К тому же, блестяще образованным: знал шесть языков, был педагогом, дипломатом, миссионером, написал большое количество педагогических и богословских трудов. Знания и вера помогали ему в борьбе. Да и прибыл он в Семиречье в самое тяжелое для региона время. Всего за год до этого — 3 июля 1917 года — он был назначен на кафедру епископа Семиреченского и Верненского, викария Туркестанской епархии.

В своих проповедях епископ Пимен призывал людей молиться «об избавлении от супостата», разоблачал демагогию и казуистику большевистских воззваний, призывал противостоять безбожной власти. Он проводил воскресные дневные чтения для народа, на которых, по воспоминаниям очевидцев, ярко описывал картину бедствий, в которую впала страна. И этим доказывал со всей очевидностью: следование духу и слову Евангелия несовместимо с революционным началом. Он пользовался огромным уважением горожан. Эти его проповеди потом были использованы против него самого: в деле они названы «контрреволюционные речи с амвона». И – без всякого преувеличения! – новая власть его влияния опасалась…

А 16 сентября в городе Верном (сейчас Алматы) он был расстрелян. В этот день его арестовали бойцы отряда Мамонтова, вызванного специально из района Сарканда.

Чуть позже в тот же день его тело было найдено в 8 верстах от Верного – в роще Баума. Но большевики боялись признаться в содеянном. В «Вестнике Семиреченского трудового народа» на следующий день был напечатан приказ облисполкома с ложной информацией: «За контрреволюционные выступления против Советской власти и как враг трудового народа и крестьянской бедноты архиерей Пимен подлежит высылке из пределов Семиреченской области, что 16 сентября и исполнено. Все сторонники, защитники и приспешники высланного контрреволюционного архиерея Пимена объявляются контрреволюционерами и будут наказываться с применением мер военного времени»…

Позже писатель Дмитрий Фурманов, именем которого до недавнего времени назывался один из крупнейших проспектов Алматы, описал зверское убийство священника в своем романе «Мятеж». Но и там он описывает сомнительную версию произошедших трагических событий, сваливая ответственность за случившее на анархию отдельных личностей: «Хулиганство мамонтовского отряда дошло, например, до того, что из домашней церкви пьяной ватагой был выхвачен архиерей и за городом расстрелян без суда, без предъявления должных обвинений».

Многие историки считают, что расстрел, точнее – убийство, Пимена было совершено по тайному распоряжению Верненского исполкома.

Где захоронен священник – неизвестно до сих пор. На месте его гибели сейчас стоит обелиск. А в день архиепископа Пимена гибели обязательно собираются люди, которые помнят подвиг священнослужителя.

В августе 2000 года Пимен Белоликов был причислен к лику святых новомучеников и исповедников.

Фото автора

Асыл Аязбаева




1 Комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

  1. Что тут скажешь, большевизм зарожден в больном воображении кремлёвского мечтателя, внедрён фанатиками обделёнными властью и имуществом, из-за собственной лени не могли содержать семью. А тут можно отречься от бога и творить беспредел.