Дорогостоящий анализатор для тестирования на Covid-19 даже бесплатно оказался никому не нужен
Поддержать

Дорогостоящий анализатор для тестирования на Covid-19 даже бесплатно оказался никому не нужен

Павлодарский предприниматель Евгений Больгер направил министру здравоохранения Алексею Цой письмо с предложением принять в безвозмездное пользование иммунохемилюминесцентный анализатор (далее – ИХЛА). Это аппарат, который проводит анализы на определение антител к COVID-19. Дорогостоящее оборудование уже месяц простаивает без дела, потому что диагностику ИХЛА сочли в Прииртышье, цитирую, «недостоверной». А в это время во всем мире этот метод диагностирования на антитела к коронавирусу является самым востребованным.

Компания Евгения Больгера зарегистрировала ИХЛА-реагенты на коронавирус первой в Казахстане. А сам анализатор стоимостью 80 млн тенге предприниматель завез в регион еще в начале года. В июне он решил передать оборудование в безвозмездное пользование любому из государственных медицинских учреждений региона с условием, что компания Евгения будет поставлять реагенты с минимальной наценкой. Диагностика так называемых иммуноглобулинов IgM и IgG к COVID-19 методом иммунохемилюминесценции дает на 99% (согласно изысканиям ученых) достоверные ответы на вопросы: есть ли у человека антитела к КВИ (болел ли человек) и какая концентрация антител сейчас в организме пациента (острая фаза, стадия выздоровления или стадия полного излечения от COVID-19). 

Во всем мире диагностика ИХЛА получила заслуженное признание. Метод достоверный, быстрый (результат известен в течение 15-48 минут), но самое главное, безопасен для лаборантов. Контакт с биоматериалом  минимизирован. Аппарат в автоматизированном режиме сам проводит анализ крови. А после окончания пандемии анализатор может сослужить добрую службу любому медицинскому учреждению, проводя диагностику по 152 видам исследований.

Но прогрессивное диагностическое оборудование, даже бесплатно, оказалось невостребованным в Павлодарской области. Вот что сказал аким Павлодарской области на брифинге:

—  Этот вид исследования является дополнительным, то есть медики-клиницисты лучше в этой вопросе разбираются. Мы им поручили изучить (вопрос), что мы можем сделать. На сегодняшний день соответствующая правовая основа для финансирования этого метода диагностики  буквально недавно решена. Но необходимо приобретение расходных материалов, нужно посмотреть, какой будет тариф на эти виды услуг. Но еще раз подчеркну, что это недостоверный метод диагностики, который является на уровень ниже, чем ПЦР-исследование.  В этой связи, исходя из важности тех задач, которые, в целом, стоят перед здравоохранением, никакие дополнительные меры по приобретению ИХЛА-оборудования за счет бюджетных средств на повестке дня не стоят, — сообщил Абылкаир Скаков, заверив, что «никакого лоббирования» интересов другой компании-поставщика здесь нет.  Таким образом, глава региона дал понять, что анализатор Евгения Больгера не берут только из-за недоверия к этому методу диагностики.

Между тем, как раз в конце июня анализ ИХЛА был включен в лабораторную диагностику десятого клинического протокола республики. И это логично. Во всем остальном мире, в частности, в США иммунохемилюминесцентный анализ используется широко. ПЦР-диагностика в несколько раз дороже диагностики ИХЛА, поэтому в Москве, где карантин практически завершился, совмещали оба метода.

Доктор медицинских наук, член Федерации лабораторной медицины РФ (г. Москва), член американской Ассоциации клинической лабораторной диагностики Марина Егорова в интервью пояснила почему:

— Вирус вызывает иммунный ответ, в результате которого происходит реакция. Определить эти антитела может только ИХЛА. ПЦР нужен для того, чтобы найти сам вирус в организме. Но опять же — если мазок взяли (из носоглотки) неглубоко, ответ получится отрицательным. Поэтому Министерство здравоохранения используют ПЦР и ИХЛА-диагностику совместно.

Например, у человека нет клинических признаков заболевания. Но если помощью ИХЛА взяли кровь и увидели, что в ней есть антитела, этого человека можно еще раз обследовать с помощью метода ПЦР, и  в течение двух-трех дней вы получите подтверждение того, что в организме до сих пор есть вирус.

ПЦР – не такой дешевый метод. Поэтому, собственно, так и происходит, что на ПЦР не хотят лишний раз тратиться. Департамент здравоохранения Москвы внедрил такую технологию: сначала обследуют по крови, выявляют тех, кому нужно провести дополнительную диагностику, контролируют их по концентрации антител и дальше, если это нужно, исследуют  окончательно с помощью реакции ПЦР, — поясняет Марина Олеговна.

Сравнивать ПЦР и ИХЛА, считает доктор медицинских наук, некорректно. Один – показывает наличие вируса, другой – наличие антител и их концентрацию в организме. В паре они работают идеально.  В США, по словам Марины Егоровой, используют, в основном, иммунохемилюминесцентный анализ. Считается, что иммуноферментная диагностика крови (ИФА), которая проводится вручную, опасна для лиц, проводящих анализы, из-за высокого риска заражения. В то время как диагностика ИХЛА  представляет собой закрытую автоматизированную тест-систему, признанную в 32 раза более чувствительной, чем ИФА.

— Он (анализ ИХЛА) вам нужен сейчас, — говорит Марина Егорова, отвечая на вопрос о ситуации в Казахстане, — потому что именно с помощью этого теста вы сможете изолировать больных людей. Возможно, вы еще не видите, что они инфицированы, но после теста вы сможете изолировать эту группу людей, и они не заразят других. Если не будете использовать этот тест для скрининга населения на наличие инфекции, вы дождетесь того, что переболеют все.  А мы видим, какой опасный этот вирус, поэтому ждать и наблюдать, это не совсем, скажем так, правильно.  Раз есть возможность выявить потенциально инфицированных людей без клинических симптомов на ранней стадии заболевания, вероятно, как-то это можно организовать (тестирование) в условиях государства. Государство же заинтересовано, чтобы его население было работоспособным, а  не больным, — считает Марина Егорова.

Однако, основной упор наше государство делает пока только на ПЦР-тестирование. Могу предположить, почему. Во-первых, ПЦР обходится бюджету дороже, чем стоила бы диагностика ИХЛА.

Фонд социального медицинского страхования  региона сообщает, что с марта по июнь выплатил медицинским организациям Прииртышья 88,6 млн тенге на проведение 6,5 тысяч ПЦР-тестирований. Выходит, что один ПЦР-тест стоил бюджету и нам, как плательщикам системы ОСМС, в среднем, 13 630 тенге. Не говоря уже о затратах на приобретение реагентов, которые, к примеру, Национальные центры экспертизы КККБТУ МЗ РК в регионах закупают отдельно на бюджетные средства.  

Всего же на оплату ПЦР-тестирования в стране, как сообщил накануне новоиспеченный ФМС республики Болат Токежанов, было направлено 5,2 млрд тенге.  

Мои близкие сдали ПЦР-тест 29 июня, результата до сих пор нет. Как известно, в самый пик пандемии в павлодарском центре национальной экспертизы произошла вспышка заболевания, а в частных лабораториях закончились реагенты. И так, собственно, почти во всей стране.  Но даже при этом готовый к эксплуатации анализатор ИХЛА Евгения Больгера оставался в Павлодарской области не у дел.

— Я направил письмо министру здравоохранения Алексею Цой с предложением принять в безвозмездное пользование анализатор ИХЛА. Мы готовы передать  анализатор в любую клинику нашей страны, от клиники нужно только — приобретать реагенты на данное оборудование, которые стоят в три раза дешевле, чем анализ ПЦР, — рассказывает предприниматель.

Четыре крупных медицинских учреждения уже заключили контракт с компанией Евгенией Больгера на поставку ИХЛА-оборудования. Среди них, к слову, клиника Медицинского Центра Управления Делами Президента РК. Понимаете, что там обычно сконцентрированы лучшие методики и диагностика.  

А буквально на днях Павлодарский областной центр крови объявил о запуске платного для населения тестирования на оборудовании ИХЛА. Как пояснили в учреждении, анализатор был передан центру в рамках реагентного соглашения. КГП на ПХВ  взамен обязуется приобретать у поставщика реагенты. На бюджетные средства, между прочим. Никакой информации о поставщике центр крови не дает. Вообще логика интересная: реагенты приобретаются на бюджетные средства, но проводятся для населения платно.

Почему месяц назад региональные медучреждения не взяли анализатор у компании Евгения Больгера бесплатно, на таких же условиях – ответа на этот вопрос пока нет.

Вторая возможная причина, по которой диагностику ИХЛА с такой неохотой внедряют в Казахстане, кроме ее дешевизны перед диагностикой ПЦР, — в нежелании увидеть реальную картину распространения COVID-19 в стране. Нет тестов – нет неблаговидной статистики в международных рейтингах.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *