Кому выгоден слабый, деградирующий Казахстан?
«Если Минобороны и МЧС сложно было экстренно развернуть свои госпитали во время летней вспышки коронавируса, то в случае тяжелой природной катастрофы трудно даже представить, чем это закончится».
Запротоколированная медицина
Если беспристрастно оценить хронологию событий в Казахстане, связанных с карантином, то поначалу все пошло достаточно хорошо: вовремя закрыли страну на карантин, появился вдохновляющий слоган «Біз біргеміз», постановление о серьезных надбавках к зарплатам медиков, работающих в «красной зоне». И как итог — из режима ЧП и карантина вышли с минимальными потерями, но потом, удивив весь мир, снова ушли на карантин. Почему?
На этот и другие вопросы Exclusive.kz отвечает Президент ОФ «Казахстанское общество по изучению диабета», главный врач Центра Диабета МК «ААА», к.м.н. Жанай Аканов. В той сфере медицины, где он работает, не все благополучно: диабетики относятся к основной группе риска, смертельные исходы, спровоцированных коронавирусом, еще предстоит подсчитать, количество впервые выявленного диабета тоже еще анализируется. Но это будет непросто сделать, так как внедренная с прошлого года медицинская информационная система (МИС), как мы уже писали, не работает, и поэтому медицинскую статистику у нас делают «от фонаря».
— Страна, действительно, в первые месяцы пандемии действовала правильно, — говорит доктор. — Во всяком случае, со стороны так казалось. Карантин ввели вовремя, население приняло его здраво, ВОЗ активно поддерживала отраслевого министра, доклады минздрава в первые недели внушали оптимизм. Правда, настораживало отсутствие вертикали прямого управления (региональные управления здравоохранения находятся в подчинении акиматов), откровенный непрофессионализм некоторых региональных департаментов Комитета контроля качества и безопасности товаров и услуг (КККБТиУ), слабый региональный лабораторный потенциал (хотя во главу диагностики сразу поставили ПЦР на РНК-вирус), не позволяющий проводить исследования на местах, неготовность бюджетов, необъяснимая расслабленность «СК- Фармация», слабая работа с населением об основных принципах противодействия эпидемии — масках, дистанциях, введении запретов на массовые мероприятия…
Наверное, думали, что пронесет. Не пронесло, хотя время поправить положение было — с января по май. Не было только авторитетных эпидемиологов, знающих ситуацию не понаслышке, умеющих анализировать и готовых возразить. Почему их не было? Потому, что СЭС уже нет, санитарно-гигиенических факультетов – тоже, все живут по протоколам… Да и врачи-лечебники тоже были не готовы. Причем, не только у нас. Подход к лечению КВИ в мире менялся три раза. Международные протоколы раз восемь, наши – одиннадцать. Заседания объединенных комиссий по качеству Минздрава были активными и продуктивными, коллеги-инфекционисты держали руку на пульсе и старались не пропустить ни одной стоящей разработки.
А потом случилось, то, что случилось… В середине мая население массово ринулось работать, общаться, отдыхать — и едва тлевший фитилек вспыхнул! Первый удар приняли на себя не чиновники, которые бойко рапортовали о готовности, не акимы округов и районов, не аналитики со статистиками, не разработчики МИС. Удар приняли на себя медики. Именно поэтому среди них так много было потерь. Огромная вирусная нагрузка плюс психо-эмоциональный и физический стресс — тяжелое течение и гибель. Очень многие врачи просто выгорели. И если всё-таки вторая волна будет, то многие просто не выйдут. Особенно те, кто отработал разгар, тяжело переболел, потерял близких, не получил компенсацию. Разочарованием веет от разговоров с ними. И вновь появились разговоры об отъезде из страны.
Когда в конце июня — начале июля ситуация из-под контроля вышла окончательно, население запаниковало, бросилось скупать все, что есть в аптеках. Панику усиливали блогеры, хайперы и отдельные недобросовестные журналисты, распространяющие недостоверную информацию. Ряд региональных управлений здравоохранения (например, Нур-Султан, Алматы, ВКО) смогли экстренно организовать дополнительные койки, подвести кислород и найти лекарственное обеспечение, а другие этого не сделали. Трудно сказать — не смогли или не умели. В этом плане показателен пример Жамбылской области – их врачи начали первыми заражаться и первыми возмущаться еще весной. Но пока они спорили со своими управлениями здравоохранения, наступил коллапс.
— Будет ли все-таки вторая волна?
— Мое личное мнение — скорее всего, не будет, разве что отдельными вспышками. И народ не тот, что в марте, и готовность к борьбе с вирусом совсем другая. Трагические события июня — июля ещё свежи в памяти. Плюс то, что переболели (по моим ощущениям) до 1/7 населения. Цепочки передачи будут часто прерываться.
Биртанову Назарбаев не указ
— Имя экс-министра Елжана Биртанова стало символом дилетантского подхода к проблеме, но только ли он один виноват в случившемся параличе системы здравоохранения?
— Не знаю, что и сказать. С одной стороны, как первый руководитель, он должен ответить — на что потрачено время и деньги с января по май? С другой — мне вообще непонятна роль правительства в этой ситуации. В стране объявили режим ЧС, но где все это время были МО, МЧС (включая государственный материальный резерв), МИиОР, МИИР? Если МО и МЧС сложно было экстренно развернуть свои госпиталя в регионах во время вспышки в июле, то в случае тяжелой природной катастрофы боюсь даже представить, что будет…
— Лекарства, СИЗ, ИВЛ — неужели всего этого не было в госматрезерве?
— Говорят, что там все старое, еще советское. Тогда зачем такой резерв нужен? Кто за это ответит? Почему Министерство информации не могло взять в свои руки жесткую, пусть навязчивую, но наглядную пропаганду профилактики инфекции? От МЧС, кроме объявлений откровенно устрашающего характера, я лично ничего больше не увидел и не услышал. И еще ролики про врачей на посту и молодежь, заражающую старших. Все это было в карантине. Только во время вспышки появились плакаты с девушкой в маске… МИИР мог решить проблему с масками и СИЗ еще в январе — разместить срочный заказ на их пошив, да не одному предприятию, а всей текстильной промышленности. Хотя, я, наверное, говорю абсурд. У нас все из КНР, а немногочисленные частники о госзаказах тогда только мечтали. Это сейчас уже заводики начали строить. В общем — вышло так: во время вспышки МЗ РК и МВД бились почти одни. Поэтому сложно сказать, насколько именно один Елжан Биртанов виноват в провале борьбы с коронавиурсом. Самое обидное – в марте я писал об этом в соцсетях, но меня не услышали. А на все вопросы, которые я задал выше, можно найти ответы. Если постараться.
Но вы знаете, чему я поразился во время КВИ? Народу нашей страны! Нашлись и силы, и желание помогать соотечественникам, попавшим в беду. Волонтеры (по печальной иронии именно в год Волонтера) встали плечом к плечу с врачами и полицейскими, гвардией и армией. Они собирали и находили лекарства, привозили и кормили, доставляли и дежурили. Обрадовало, что МСБ не остался в стороне. Нашему Центру Диабета очень помогли: от оксигенаторов и концентраторов для пациентов до специальной косметики, предупреждающей мацерацию и повреждение кожи персонала под СИЗ.
Что касается «СК – Фармация», то еще Нурсултан Назарбаев поручал разобраться с ним. В 2017-м (!). Причем, должен был сделать это именно министр Елжан Биртанов. Не сделал. Почему? Без комментариев. Честно. Не понимаю. И, судя по награждениям в конце августа, там немногое изменилось. Только народ разозлили.
Относительно медицинской информационной системы (МИС). Эта идея была очень здравая (получить виртуальный образ пациента со всеми его «болячками», чтобы можно было оказать помощь в любой точке нашей большой страны). Но мы ее решили по-своему, с национальным казахским колоритом. На эти вопросы теперь отвечает вице-министр Олжас Абишев. Без комментариев. Подождем ответов от следствия.
— Как медицинское сообщество восприняло принятие Кодекса «О здоровье»?
— Я советую всем прочитать или перечитать эту толстую книгу. Внимательно. А потом ответить самим себе — есть логика в нем? Я для себя ответил — да, есть, хотя оппоненты готовы назвать меня извращенцем, согласным продавать органы земляков иностранцам. Причем информацию об этих органах я собираю путем скринингов, а еще я готов торговать некачественными вакцинами.
А если серьезно, то это тема для отдельного разговора. Удивлен, что еще никто аргументировано и убедительно не разъяснил населению некоторые статьи этого Кодекса. Единственно, что радует – антипривочники несколько поутихли. Они теперь ловят хайп только на том, чью вакцину от COVID-19 купит страна. Видимо, отечественная и соседские их не устраивают априори, что, впрочем, их красноречиво характеризует.
Неча на зеркало пенять
— Откуда у наших отраслевых министров такой зуд новаторства и оптимизации, чтобы, разрушив все, строить на развалинах свое, новое? Также, как и в медицине, у нас была проведена «реформа» образования.
— Теория заговора о специально проваливаемом здравоохранении и образовании тоже имеет место быть. Я не разделяю её, но есть очень много вопросов. С точки зрения медицины: с одной стороны — Беларусь все сохранила от СССР. Развития немного, но все стабильно. С другой стороны — мы. Яркий взлет в некоторых областях и откровенный провал в других.
Кому выгоден слабый, деградирующий Казахстан? Не думаю, что соседям. В России свои проблемы по стабильному развитию, КНР занята мировым господством через производство и торговлю. Тогда — кому? Далекой заокеанской стране? Но скорее всего — «разруха в головах». Тотальную коррупцию мы развели сами — начиная от взятки инспектору ДП, заканчивая откатом от научного гранта. Поэтому — кого винить? В зеркало почаще надо смотреться. И так во всем. Неудивительно, что покинуть эту страну желает все больше здравомыслящего населения. И покидают. Что касается реформ — несколько раз слышал расхожее мнение: реформы нужны для упрощения воровства. Не знаю. Не сталкивался. Есть соответствующие структуры, пусть они и расследуют каждые нововведения.
— Как вы думаете, почему так непоследовательно вела себя ВОЗ?
— ВОЗ должна была проявить себя как высокопрофессиональная организация с жесткой позицией и мнением. Но в этой пандемии она, действительно, дискредитировала себя. Имея огромный штат экспертов, свое официальное мнение даже по поводу ношения масок она меняла 6 (!) раз. Параллельно с этим — метание по поводу препарата хлорохин. В результате, он дважды попадал в международные протоколы и дважды оттуда вылетал. Дексаметазон еще в начале февраля не рекомендовали, а в мае он стал «прорывом» года. Спекуляции по поводу противовирусной стратегии вообще критики не выдерживают. А это, на секундочку, огромные деньги, ведь страны в панике скупали все, что рекомендовали. Совсем, как наши граждане в июле, когда скупали лекарства про запас, как тушенку. Даже президент США выразил свое недоверие этой организации. Мое мнение, ВОЗ должна измениться, иначе ее перестанут воспринимать.
— Почему Вьетнам, к примеру, справился, а вот США, хотя нас некорректно сравнивать, также, как и мы, — нет?
— Я знаком со многими вьетнамскими коллегами. Я вижу их преобразования, хотя всего 45 лет назад страна лежала в руинах после войны. Почему они справились с КВИ? Потому что в 2003 году Вьетнам уже получил опыт противодействия вспышке атипичной пневмонии SARS-COV. И меры защиты они уже тогда разработали. Плюс высокая дисциплина и уровень социальной ответственности. Вьетнамец немедленно сообщит в полицию, если увидит нарушение режима. И никто его «стукачом» за это не назовет, потому что он позаботился о благополучии остальных граждан. А у нас — подпольный той в гараже, про который узнали постфактум из паблика… Почему США не справились? Личное мое мнение — всему виной медицинская страховка, вернее — ее цена. Не менее 300 долларов в месяц. Многие американцы попросту не могут себе ее позволить. Соответственно, не имея страховки, поход к врачу может закончиться банкротством. Население лечится дома, заражают целыми кварталами друг друга, там же некоторые и умирают. В основном цветное население. Вот тебе и Black Lives Matter. Вообще же, США должны были справиться еще раньше. С другой стороны, может, кое-кому выгодна первая позиция США в этом списке, но это опять-таки домыслы.
— Преподаватель КазНМУ им. Асфедиярова Айман Садвакас написала на днях открытое письмо Президенту Казахстана, где истинными хозяевами казахстанской медицины назвала семью Шармановых, известного академика и сына – гражданина США, а также экс-министра Биртанова. Можете прокомментировать это письмо?
— Печально. Знаю Айман Садвакас как настоящего ученого, чьи научные идеи действительно интересны. С другой стороны – увлеченные наукой люди часто легко ранимы и обидчивы. Многие исследователи из НИИ, НЦ всего мира страдают этим. Знаю, сталкивался. Однако, это не означает, что они неадекватны.
Другой вопрос – если столько обвинений в адрес известных людей, то пусть в этом разбираются соответствующие организации, комиссии или департаменты. Что же касается экс-министра, то только время даст полную и беспристрастную оценку его деятельности.
Комментариев пока нет