Как застроить город так, чтобы максимально усложнить жизнь горожанам? - Exclusive
Поддержать

Как застроить город так, чтобы максимально усложнить жизнь горожанам?

«Сейчас все, что связано с архитектурным обликом и комплексной застройкой городов, взяли на себя люди, имеющие весьма опосредованное отношение к этому. В итоге города и близлежащие к ним территории быстро застраиваются, жилье скупается, а инженерная и социальная инфраструктура отстают от темпов строительства», – говорит архитектор с более чем 50-летним стажем Аркинжан Маметов.

Земли проданы

В Алматы утвержден второй за годы независимости Генеральный план сроком до 2040 года, который, как утверждают специалисты, существенно отличается от предыдущего, разработанного в 2000 году.

Как сообщил Аркинжан Маметов (руководитель проектной фирмы «ГРАДО», член правления Союза архитекторов республики, основной автор генплана от 2000 года), разработка второго генплана осуществлялась с учетом новых реалий в застройке города, уточнений по сейсмическим и экологическим условиям, а также мнения общественности. Время его действия рассчитано на 15-20 лет.

– Тот, что был от 2000 года, на мой взгляд, максимально учитывал проблемы города, считает архитектор. – Это – вопросы, связанные с плохой экологией, слабым проветриванием территории, улучшением улично-дорожной сети, реконструкцией старой застройки, сохранением исторических объектов и т.д. То есть вопреки распространенному сейчас мнению был правильным, но реализован был не так, как хотелось бы. Чтобы, например, улучшить проветривание города, в нем закладывались «зеленые полосы» вдоль горных рек. Когда же дошло до реализации, то руководством Алматы того периода в последний момент было принято решение начать высотное жилищное строительство вдоль рек, тем самым каналы проветривания в городе были перегорожены. И тем не менее по генплану от 2000 года было реализовано много основных градостроительных проектных решений. Это, к примеру, формирование транспортной инфраструктуры – строительство новых развязок на общегородских магистральных улицах, восточной объездной магистрали, пробивка магистралей на улицах Абая, Толе би и Рыскулова.

– А чем существенно отличается новый генплан от предыдущего?

– В новом предусмотрена реконструкция и возведение ряда многоэтажных микрорайонов севернее проспекта Райымбека, а в первом их не было. Они там не предусматривались, так как на названном участке не очень благоприятные грунты. Особенностью предыдущего генплана было также то, что в нем была заложена возможность поэтапного территориального роста за пределы существующей границы города – в западном, северном и восточном направлениях. В нем, в частности, была запланирована строительная площадка, которая в проекте была названа Первомайской. Однако в последующие годы акимы прилегающих к Алматы сельских районов начали раздавать земельные участки под индивидуальное жилищное строительство на резервных территориях, предназначенных соответствующим постановлением правительства под дальнейшее территориальное развитие города.

Сегодня мы также не имеем таких территорий, поэтому взят курс на более плотную застройку. Этот момент очень сильно повлиял на новый генплан Алматы – в нем сделана ставка на реконструкцию морально устаревшего и физически изношенного жилья. В основном это малоэтажные застройки в частном секторе.

То, что за тот период, что прошел с момента разработки первого генплана, ряд промышленных предприятий города потерял свою актуальность для дальнейшего развития, также является существенным отличием нового плана. Занимаемые машиностроительным заводом имени Кирова, АЗТМ (Алматинский завод тяжелого машиностроения), АХБК и т.д. корпуса и здания постепенно превратились в мощные многофункциональные торговые центры. В принципе это нормальный процесс, потому что промышленное производство требует новых подходов и технологий, а старые заводы уже не могут модернизироваться в теле города.

Еще одно отличие старого генплана от нового – из-за того, что КазНИИ сейсмологии создал новые карты микросейсморайонирования, КАЗНИИ строительства и архитектуры разработал новые конструктивные элементы среднеэтажных жилых домов в зонах, имеющих сейсмичность выше 9 баллов.

Манипуляция общественным мнением

– Коренные алматинцы считают, что город за предыдущие 20 лет стал хуже, потому что потерял свою индивидуальность.

– Так говорить нельзя. Единственным минусом последних лет является то, что у нас очень активно ведется жилищное строительство. Компании, которые могут строить в Алматы и Астане, поставили перед собой задачу – более интенсивно решать вопросы с обеспечением населения новым жилищным фондом. Поэтому те территории, которые были заняты у нас малоэтажной застройкой, шли на реконструкцию с последующим возведением на их месте высотных домов.

Но порой это приводило к тому, что инвесторы начинали заниматься высокой и плотной застройкой без всяких регламентов и согласований со специалистами. Прецеденты, связанные с так называемой «точечной» застройкой, как раз и являются итогом такого подхода. Это, негативно повлияв на организацию жизненного пространства, сказалось на вопросах продуваемости города и, само собой разумеется, создало много неудобств для горожан.

– Получается, руководство города шло на поводу у инвесторов?

– Согласно государственной программе жилищного строительства, область или город должны возвести определенный объем жилфонда для ускоренного обеспечения казахстанцев жильем. Это в свою очередь создает условия для активизации работы инвесторам. Сегодня многие из них вполне могут вынуждать строительные компании осваивать под строительство любые свободные территории, потому что руководство города, которому надо выполнять план по жилой застройке, идет им навстречу. Мы с этим столкнулись в Наурызбайском районе Алматы, который застроен с нарушением всех нормативных требований. Резервные территории под детские сады и школы ушли под жилые комплексы, под них же пошли и санитарно-защитные (от промышленности) зоны.

– Не это ли является причиной того, что часть алматинских детей обречена учиться в три смены?

– Дело в том, что в данном случае мы столкнулись с манипулированием цифрами. Проектировщики, которые наняты заказчиками, дают руководству города совершенно иные цифры по плотности населения. Если верить им, то получается, что в застраиваемом районе проживает совсем немного людей, соответственно, и детей там поменьше. После этого начинаются разговоры о том, что там не нужно столько школ, можно поучиться и в две смены, хотя, согласно санитарно-гигиенических нормам, все школы должны быть односменными.

Кроме того, отдельные проектировщики и руководители крупных городов Казахстана очень полюбили «игры» с так называемыми встроенными и пристроенными детскими садами. Якобы есть зарубежная практика – небольшие детские сады внутри жилых домов и т д.

Идея, на которую ссылаются манипуляторы общественным мнением, идет из Европы, где все давным-давно застроено и молодых семей, особенно в ее старинных частях, очень мало. Сейчас это, кстати, становится характерным и для Алматы тоже. Население в центральной части города стареет, соответственно, детей там становится меньше. А вот такие районы, как Наурызбайский и Алатауский, заселяются в основном молодыми семьями, где растет по двое, трое, четверо детей. Они все ходят или будут ходить в детские сады и школы. Однако эти моменты при строительстве на новых территориях не учитываются.

Нарушаются также требования по плотности застройки. Во дворах в сейсмической зоне нужно оставлять больше пространства, чтобы минимизировать потери в случае землетрясения. Однако на деле все происходит с точностью наоборот.

Сегодня руководство страны поставило жесткий заслон точечным застройкам, однако инвесторы все равно умудряются находить где-то свободные территории. Самое печальное заключается в том, что у нас все земельные участки, за исключением улиц и дорог, которые отнесены к землям общего пользования, находятся в частной собственности. Инвесторы, выкупив их у владельцев, ставят руководство городов перед фактом – они хотят там построить жилищный комплекс, аргументируя это тем, что население нужно обеспечить жильем. Это, конечно, благое дело, но решение этого вопроса должно быть комплексным – кроме объектов социального назначения, нужны хороший двор с площадками для отдыха и скверы, где люди могут прогуливаться пешком. Но инвесторы видят свою основную цель только в получении доходов от продажи квартир, а вовсе не в обеспечении людей нормальным жизненным пространством.

«Строители»-дилетанты

– А то, что столица в начале лета осталась совсем без воды – это не результат ли такой застройки, где погоду делают инвесторы?

– О причинах того, что случилось в Астане, я не могу ничего сказать, потому что не владею ситуацией. Могу лишь еще раз повторить: в градостроительстве существует такое правило – в первую очередь возводится инженерная (прокладка сетей) и транспортная инфраструктура (дороги). Но, к сожалению, у нас из-за того, что нет комплексного подхода к строительству, инвестор строит только жилые дома, а все остальное, включая социальные объекты (школы, детсады, больницы), должен строить город. Однако эти вопросы, благодаря активности инвесторов, отстают от объемов строящегося жилья.

Выход из такой «ситуации несоответствия» я лично вижу в том, чтобы не выдавать АПЗ (архитектурно-планировочные задания), пока к застраиваемому участку или территории не подведут необходимые инженерные сети.

– Но в Алматы, где многие арыки почему-то забетонированы, вы же владеете ситуацией?

– Могу сказать так: в генеральном плане и проектах детальной планировки есть так называемые схемы вертикальной планировки. Она именно для того и делается в обязательном порядке, чтобы решать отвод поверхностных вод. То, что сегодня у нас происходит, говорит об отсутствии комплексного подхода. То есть у нас каждый участок делается фрагментарно, а вот чтобы целостно решить вопрос – этого нет, отсюда и подтопления отдельных участков города во время дождей.

Всем этим должно заниматься руководство города, которое составляет плановое выполнение работ по всем аспектам – ремонту старых и строительству новых дорог, прокладке и ремонту инженерных коммуникаций, отводу поверхностных вод и т.д. Но где-то не хватает средств, а где-то что-то упускается по халатности, хотя любой прецедент, связанный с затоплением, должен наводить на мысль о том, что нужно быстро решать вопрос со строительством специальных трубопроводов для отвода поверхностной воды. Нет, эти работы, конечно, делаются (в прошлом году было, например, сделано по ряду участков на проспекте Райымбека), но с опозданием.

– Это говорит о халатности, некомпетентности, коррумпированности или все вместе?

– Мне трудно говорить об этом, могу лишь, опираясь на свой опыт (более полувека работаю в области проектирования, в том числе и в управлении архитектуры и градостроительства города Алматы), сказать об одном аспекте. Раньше все вопросы, которые касались архитектуры, благоустройства и т.д., обсуждались на соответствующих рабочих совещаниях с участием компетентных в своей отрасли специалистов. Большую роль в тот период и играло управление архитектуры и градостроительства города (любого, не только Алматы), которое отвечало в комплексе за многие вопросы. В его составе были подразделения госархстройконтроля и экспертизы и архитектурно-градостроительный совет, куда входили самые опытные профильные специалисты. Они, эти архитекторы и проектировщики, отвечали за архитектурный облик и комплексную застройку городов. Сейчас эти вопросы полностью взяли на себя руководители городов и люди, бизнесмены и застройщики, имеющие очень опосредованное отношение к вопросам комплексного подхода к архитектуре и строительству. Процесс безвозмездного предоставления земельных участков и отсутствие научно обоснованного подхода к этим вопросам создал большие проблемы для дальнейшего развития городов. И сейчас мы столкнулись с фактором «ложной» урбанизации. Города и близлежащие к ним территории быстро застраиваются, жилье скупается, а инженерная инфраструктура отстает.

Отмечу: многие жилые дома пустуют, потому что люди приобретают по несколько квартир и земельных участков в разных городах. Поэтому, на мой взгляд, одним из важных инструментов рыночного подхода к вопросам жилищного строительства должен стать налог на недвижимость, который у нас плохо работает. А самое главное – под любой стройкой должно быть научное обоснование. Если будет именно так, то очень быстро выяснится, что Алматы не нуждается в больших объемах жилищного строительства.

– И последний вопрос: как вы прокомментируете задержание по подозрению в коррупции бывшего главного архитектора Алматы Алмасхана Ахмеджанова?

– Никак. Пусть с этим разбирается следствие.




1 Комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.