Каких тем боятся казахстанские кинематографисты? - Exclusive
Поддержать

Каких тем боятся казахстанские кинематографисты?

Отечественное кино жанрово однообразно. Почему? Многие жалуются на засилье низкопробных комедий в отечественном кинопрокате. Однако зрители голосуют деньгами и дают понять, что их вполне устраивает то, что показывают в наших кинотеатрах. Так почему новые темы и новые жанры с трудом пробивают дорогу на экран?

Сегодня трудно поверить, однако еще 10-12 лет назад казахстанская кинокомедия как жанр была в большом дефиците. Самыми востребованными в кино были криминальные драмы и боевики. Пример Акана Сатаева и его «Рэкетира», с которого в 2007 году началась новейшая история казахстанского кино, оказался заразительным для многих. Казахстанские режиссеры так или иначе пытались повторить его успех. Можно вспомнить, к примеру, картину «Сказ о розовом зайце», снятом примерно в похожем жанре. Эти картины на рубеже «нулевых» и «десятых» определяли жанровое настроение в казахстанском кино.

Помнится, как на одном из кинофорумов того времени популярный кинокритик Олег Борецкий пожелал зрителю в скором времени увидеть отечественную кинокомедию. Желание Борецкого сбылось. И быстро, и в большом количестве.

В 2010-е годы лидерами комедийного жанра стали Нуртас Адамбай с его франшизой о «Келинке Сабине»; Нурлан Коянбаев с суперуспешным «Бизнесом по-казахски» и его многочисленными производными; Аскар Бисембин, Аскар Узабаев и некоторые другие, менее удачливые их коллеги. Пытаясь повторить их успех, не снимал комедии только ленивый. Получалось далеко не у всех. Тем не менее, сорвать кэш пытались многие продюсеры. Удача иногда в той или иной степени улыбалась им – не заработать, так хотя бы сделать имя.

Даже криминальный жанр в эти годы отошел на второй план.  В нем по-прежнему удачно работает Акан Сатаев, пробовал в нем реализоваться и Нуртас Адамбай с фильмом «Тараз». Однако выйти в лидеры жанра, как на рубеже десятилетий, уже не получалось.

Не приживается на нашей земле жанр триллеров и хорроров. Налицо – дефицит идей и бросающаяся в глаза дешевизна картинки. Что неудивительно: спонсоры боятся вкладываться в непопулярный жанр. Поэтому снимать приходится на те средства, что «наскребли по сусекам». Почему комедии столь популярны, а триллеры и хорроры категорически не приживаются на казахстанском киноэкране, рассказывает кинокритик Карим Кадырбаев:       

– Комедии будут популярны до тех пор, пока страна не достигнет определённого уровня благополучия. Пока люди не будут искать в кино способ отвлечься от повседневной рутины, комедия будет популярной. В развитых странах популярность драм, триллеров обусловлена сравнительно высоким уровнем жизни. Чем он выше, тем люди больше интересуются другими жанрами. Они ищут эмоции, которых в реальной жизни не получают. Поэтому там столь популярны экшены, боевики, триллеры, хорроры – люди таким образом хотят получить эмоциональную встряску, адреналин.

Тем не менее, есть и другая категория фильмов, довольно сложных для восприятия многих зрителей. Они не относятся к какому-то конкретному жанру, скорее, по набору тем. Например, зритель не готов в массе своей смотреть социальные драмы, хотя в этом жанре стремятся работать очень многие режиссеры. Эти фильмы находятся в своеобразном «фестивальном гетто», они ездят на мировые смотры, но дома их не особо берут в прокат. Хотя часто эти картины поднимают довольно скандальные темы, которые жарко обсуждают в СМИ и соцсетях. Это и семейное насилие, и убогая жизнь в провинции посреди воровства и произвола чиновников, и наркомания в среде подростков. Подобные темы нередко поднимают авторские режиссеры Адильхан Ержанов, Эмир Байгазин, Фархат Шарипов. Но почему-то их не осмеливаются брать режиссеры жанровых фильмов. 

Карим Кадырбаев считает, что режиссерам никто не чинит препятствия в осуществлении подобных проектов. Тут скорее самоцензура и нежелание выходить из зоны комфорта. Подобные темы под силу далеко не каждому режиссеру, – говорит кинокритик. – Тем не менее, проблемные темы все равно появляются и на киноэкране, и в веб-сериалах. Можно вспомнить сериал «Мыстан» или фильм «Бахыт» Аскара Узабаева и Баян Алагузовой.

Ультраконсервативные активисты нередко критикуют подобные темы. Мол, такие фильмы побуждают к развалу семей. К слову, скандальных тем в отечественном кино несколько. Среди прочих – тема межнациональных браков. Недавно на экраны вышли кинокартины «Маша и Дударай» и «Моя большая казахская семья». Если первую приняли более лояльно, поскольку героиня была русской девушкой и делала выбор между казахским и русским парнем, то со вторым вышел скандал. В сети поднялась волна хейта в адрес режиссера и продюсеров за пропаганду браков казахских девушек с представителями других национальностей и рас.

По мнению Карима Кадырбаева, опасность этих самых комментаторов и активистов не стоит преувеличивать:

– Подобные негативные высказывания всегда будут делать маргиналы. Более того, мне кажется, мягко может пройти даже тема, когда представитель коренной нации принимает, к примеру, православную веру. Да, повозмущаются радикалы, но широкая аудитория гораздо терпимее и лояльнее к такой тематике. Можно выпускать фильмы про мусульманских и православных святых. Но тут возникает другая проблема – они могут пройти просто незамеченными. Поэтому тут уместно вспомнить правило о том, что любой жанр хорош, кроме скучного.

Подытоживая, можно сказать, что есть отечественные кинофильмы, которые не проходят в силу объективных причин (ужасы, хорроры), а есть те, с которыми многие не хотят связываться, опасаясь травли так называемых активистов и уятменов. Как выяснилось, не так уж это и опасно. Просто нужно делать качественную продукцию.

Фото на обложке из открытых источников.

Константин Козлов




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.