Когда государство вдохновляет протесты - Exclusive
Поддержать

Когда государство вдохновляет протесты

Казахстанская галерея современного искусства Artmeken открыла в Праге (Чешская Республика) выставку «Дурные шутки».

И это уже третий город в «биографии» выставки: в первый раз ее показали в Алматы в декабре 2018 года, во второй – в Астане в феврале 2019-го. Тогда название было длиннее – «Дурные шутки. К 70-летию Всеобщей декларации прав человека» и не оставляло сомнений: выставка – как раз о нарушениях этих прав. Причем во всем их казахстанском многообразии: от ставших привычными блокировок интернета до полицейского произвола и насилия над детьми. И в разнообразии техник: оказалось, что о проблемах с правами человека в нашей стране можно рассказать как средствами и формами современного искусства – в видео или инсталляции, так и вполне себе классическими живописью, скульптурой, графикой и керамикой. Тем более, когда государство весь год (все работы были созданы в 2018-м) дает повод для вдохновения.

«Большинство выставленных работ констатируют факты, – написала куратор выставки, искусствовед Валерия Ибраева, – что само по себе является первым шагом к сопротивлению, поскольку благостные трудовые успехи на фоне идиллических пейзажей давно считаются глубокой архаикой. Современные художники часто используют нарративы почти журналистского звучания: запреты на свободу собраний, насилие над женщинами, детьми, изнурительные условия труда, культ личности президента».

Сауле Дюсенбина. «Всегда есть надежда»

Работа Сауле Дюсенбиной «Всегда есть надежда» – это почти прямая цитата картины Бэнкси «Девочка с воздушным шаром». Художница воспроизвела даже знаменитую акцию уличного художника, когда после продажи картины на аукционе Sotheby’s встроенный в нее шредер разрезал полотно на мелкие полоски. Вот только у Бэнкси девочка то ли отпускает, то ли тянется за красным шаром в форме сердца. У Дюсенбиной девочка тянется за шаром голубым – и зритель понимает, что его отбирают полицейские, как это было во время Наурыза в Астане. Вдруг ребенок этим голубым шаром поддерживает Мухтара Аблязова.

Ербосын Мельдибеков. «Пол Пот»

Ербосын Мельдибеков создал цикл «Пол Пот» еще в 2000-2001 гг., исследуя природу насилия. Фотографии людей, по шею закопанных в землю или придавленных камнями, были плодом фантазии художника. Но в 2018 году Ербосын увидел в новостях снимки, которые напомнили ему его цикл: людей, которые, по мнению «хозяев», не выполнили свою работу, наказали, заставив, кого-то – поднимать и долго удерживать в руках огромные камни, кого-то – стоять неподвижно в оросительном канале по колено в воде. Так появилась работа «Вторжение», где были объединены фотографии художника и документальные снимки.

«Покорность народа поистине безгранична», – написала Валерия Ибраева.   

Зоя Фалькова. «Сама виновата»

Зоя Фалькова своей керамической работой тоже цитирует – древнегреческую вазу-амфору, украшенную росписью. Древние греки изображали на таких вазах эпизоды спортивных игр, у современной казахстанской художницы толпа разгоряченных мужчин преследует женщину. Работа называется «Сама виновата» – эти слова в нашей стране слышит каждая жертва насилия. В 2018 году, по данным ranking.kz, в Казахстане было зарегистрировано 24,8 тысяч случаев домашнего насилия. В 2021 году их число увеличилось до 29 тысяч. 

Ерден Зикибай. «Адас» («Тезки»)

Ерден Зикибай в своей работе «Адас» («Тезки») тоже говорит о насилии. И если зарубежному зрителю потребуется объяснение, то казахстанцы сразу вспомнят самое громкое дело 2018 года. На картине изображен маленький мальчик между двумя памятниками. Слева – Абай, справа – Нурсултан Назарбаев. А прямо – группа подростков на фоне старой сельской школы. Это школа в селе Абай, где старшеклассники насиловали семилетнего мальчишку.

Ерден Зикибай. «Гүлің болып егілемін» («Я вырасту цветами на твоих полях»)

На выставке есть еще одна работа Ердена Зикибая, которую не узнать невозможно. Вернее, ее основу – фотографию, сделанную в декабре 1986 года на Новой площади Алматы. Молодые люди, плечом к плечу. Вот только в версии Ердена Зикибая за ними – горы и маки. «Гүлің болып егілемін» («Я вырасту цветами на твоих полях») – так назвал свою работу молодой художник.

«За пять минут до расстрела». Автор: Тимур Нусимбеков

Через четыре года после выставки «Дурные шутки. К 70-летию Всеобщей декларации прав человека» в Алматы ровесник Ердена Зикибая Тимур Нусимбеков сделает новый снимок на той же площади. Снова – зима, но уже не декабрь, а январь. Снова люди на площади, плечом к плечу. И в руках у них огромный плакат: «Біз бейбіт халықпыз!!! Қарапайым халықпыз. Біз – террорист емеспіз!!!». Эту фотографию Тимур сделал на мобильник вечером 6 января, и скоро ее опубликовали несколько десятков казахстанских и зарубежных СМИ, она разошлась по соцсетям, без имени автора, без истории, без названия. Историю автор расскажет сам на своей странице в Фейсбуке 31 января, а название сегодня можно прочесть на выставке в пражской галерее Artivist Lab – «За пять минут до расстрела». Это единственная новая работа в экспозиции.

По словам директора казахстанской галереи Artmeken Гаухар Сатпаевой, за прошедшие после первого показа четыре года выставка не просто не потеряла актуальности – скорее, обрела новую.

«Сегодня ситуация стала еще острее, и не только в Казахстане, но и во многих других странах. Поэтому наша выставка – она не только про нашу страну, она уже практически про весь мир».

Кроме уже названных, в выставке участвуют работы казахстанских художников Романа Захарова, Зои Фальковой, Саида Атабекова, Сауле Сулейменовой.

Гульнар Танкаева

Выставка в галерее Artivist Lab в Праге продлится до 28 февраля 2023 года.




1 Комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

  1. Жарайсыздар! Биліктің заңсыз әрекетін шығармашылық өнер арқылы паш еткендеріңіз үшін. Халықты атқан Тоқаев бастаған қанішер топ өз жазасын тезірек алуына үміттімін. Шындық еш жасырылмайды. Өкініштісі: көтеріліске шыққандарды атуға пәрмен берген Тоқаевтың іс-әрекетін халық тез ұмытып кетті. көптеген отбасы ұлдарынан айырылды, қайғы қасіретке ұшырады. Билік әділ болғанда біздің жастар осылай көтеріліске шықпас та еді….