«Координирующее государство» среди стран-изгоев - Exclusive
Поддержать

«Координирующее государство» среди стран-изгоев

На прошлой неделе сравнительно быстро и без особого шума мажилис ратифицировал ряд поправок и соглашений в рамках ОДКБ. Можно ожидать, что новый состав парламента более грамотный и патриотичный, поэтому ожидать подвохов или непродуманных решений от него не стоит. Однако есть некоторые нюансы, в том числе, строящиеся на бессимптомном недоверии к власти и «побочных эффектах» многовекторности. Другими словами, рисков для Казахстана в этом плане хватает. Каких именно?

«Осадок остался»

В первые месяцы после полномасштабного российского вторжения в Украину на разных уровнях обсуждалась возможность участия казахсанских военных в этой войне. Отечественные чиновники отрицали такой вариант, но без особого энтузиазма и конкретных аргументов – мол, это у нас не обсуждается. Тут, конечно, можно привести пример, что и ввод «миротворческого контингента» ОДКБ в Казахстан в январе 2022 года тоже особо не обсуждался – все было сделано быстро, но нужно обратить внимание на некоторые нормы самого Договора.

Чтобы не утомлять читателя сухим военно-бюрократическим языком, отметим, что военная и другая помощь сторонами может быть оказана лишь в том случае, если на какую-нибудь из них напали извне. Тут понятно, что акт агрессии совершила сама Россия, хоть и продолжает называть это «СВО». Загвоздка могла произойти после вхождения «ЛДНР» и временно оккупированных частей Украины в состав Российской Федерации, но президент Казахстана еще в июне прошлого года дал понять, что мы не признаем «квазигосударственные образования». Не осуждаем, но и не признаем. Вряд ли многовекторное мнение Акорды изменилось и после проведения псевдореферендумов и официального включения юго-восточной части Незалежной в РФ.

В общем, попереживали и забыли. Но тут участились вылазки ДРГ (диверссионно-разведывательных групп) в приграничные районы «настоящей» России – в частности, в Белгородскую область. Формально – это нападение извне, хотя «диверсанты», если верить сообщениям, являются россиянами по гражданству, хоть и принадлежат к запрещенным в стране организациям.

Кстати, пару дней назад один из осужденных экс-председателей КНБ РК Альнур Мусаев поделился своим «инсадйом» — мол, «Путин в закрытом режиме, по дипломатическим каналам и через спецслужбы давит на Токаева, требуя прислать казахский военный контингент в Белгородскую и Курскую области для защиты РФ от 20000 «террористов» Русского добровольческого корпуса и Легиона «Свобода России». Ну, что сказать? Изначально веры в такие вбросы нет, как и в регулярные сообщения «некоторых СМИ», которые в любом передвижении военной техники в Казахстане видят переброску ее в Россию.

Однако нужно помнить, что, во-первых, ситуация может поменяться кардинально в считанные дни, учитывая тот момент, что российское вторжение до утра 24 февраля тоже далеко немногие верили. Во-вторых, есть другие нюансы, о которых не следует забывать.

Тас уполномочен заявить

Мимо внимания казахстанской прессы, а вместе с ней и нашего общества прошла новость о заседании Парламентской ассамблеи Организации Договора о Коллективной Безопасности в Минске. Мероприятие прошло 18 мая – аккурат тогда, когда Касым-Жомарт Токаев второй день налаживал торгово-политические связи в Поднебесной. Может быть, это действительно незначительное событие, пусть даже с участием спикера мажилиса РК Ерлана Кошанова, но мы обратим взор на другое.

С приветственным словом к собравшимся главам парламентов выступил генеральный секретарь ОДКБ Имангали Тасмагамбетов, до сих пор считающийся в некоторых кругах «настоящим патриотом». Говоря о новых вызовах «в зоне ответственности Организации», он, в первую очередь, обратил внимание на «западное направление». «Наращивается военная инфраструктура НАТО. Повышается интенсивность разведывательной деятельности Североатлантического Альянса. Очевидно, что состояние безопасности Восточной Европы в целом будет определяться результатами Специальной военной операции на Украине и последующими мирными договоренностями», — бескомпромиссно заявил Имангали Нургалиевич.

Оставим эти высказывания без комментариев – и так, наверное, все понятно, а перейдем к другой части его выступления. Оно касалось именно высоких представителей ПА ОДКБ, и в частности – Казахстана. Генсек стал много говорить о необходимости наращивания совместных усилий по коллективной безопасности, совместному развитию безопасности информационной, «урегулированию кризисных ситуаций в зоне ответственности ОДКБ» и так далее. В общем, все сводилось к тому, что мы в одной лодке, а вокруг враги, хотя упоминалось о сотрудничестве с ОБСЕ и ООН.

А потом Тасмагамбетов плавно перешел к «совершенствованию нормативно-правовой базы ОДКБ и национальных правовых актов, обеспечивающих оперативное принятие решений на применение силы, упрощенную процедуру транзита контингентов с вооружениями и техникой через территории государств-членов». Как выяснилось, Казахстан и Армения не ратифицировали ряд документов, принятых в ноябре прошлого года, включая «Соглашение о совместном материально-техническом и медицинском обеспечении войск ОДКБ», «Соглашение по вопросам юрисдикции и оказания правовой помощи по делам, связанным с временным пребыванием формирований, сил и средств в системе коллективной безопасности на территориях государств-членов ОДКБ».

Отдельно оратор остановился на Протоколе «о внесении изменений в Соглашение о миротворческой деятельности ОДКБ, которым предусматривается учреждение института «координирующего государства» в Организации, уполномоченного выступать от имени союзников в контактах с Секретариатом ООН по миротворчеству». То есть, это все те документы, которые удалось уже через пару недель после заседания в Минске по-быстрому провести через нижнюю палату парламента РК. А то, понимаете ли, перед союзниками неудобно. Между прочим, парламент Армении (а это именно парламентская республика) до сих пор не ратифицировал эти протокола-соглашения. Более того, руководство этой страны опять стало высказывать возмущения и недовольства, намекая на право выхода из Организации – аргументируя, что не видят смысла в ней находиться, так как она им не помогает (в конфликте с Азербайджаном, в частности).

Роль и место Казахстана

Но что же все-таки с Казахстаном и его участием в ОДКБ? Если коротко, мы выходить оттуда в ближайшей перспективе не будем, равно как и отправлять своих пацанов в «БНР». В принципе, отказ можно легко обосновать, даже исходя из уставных документов Организации. Другое дело – использование транзитного потенциала нашей страны, хотя и здесь очень много тех же нюансов, которые на этот раз могут сыграть в пользу миролюбивости Астаны.

В любом случае, Акорда понимает, что даже намек на оправку казахстанских миротворцев в страну, ставшую токсичной для всего мирового сообщества, может легко и быстро перечеркнуть все ее, Акорды, достижения по сближению с Западом за последние полтора года. Это мы еще не говорим о внутреннем протесте общества, в который могут так или иначе включиться многие – даже те, кто на сегодняшний день стесняется называть войну войной, а Россию – агрессором.

В принципе, более действенным в этом плане могли быть не соглашения в рамках ОДКБ, а двусторонний казахстано-российский договор о военном сотрудничестве, обновленную версию которого наши парламентарии умудрились ратифицировать буквально за неделю до полномасштабного российского вторжения в Украину. Но об этом документе сейчас никто не вспоминает, как и о других договорах, касающихся поставок вооружений. Заметим – обоюдных поставок. Ведь мало кто знает, что казахстанская «оборонка» тоже много чего поставляла ВС РФ, но приостановила все поставки сразу после начала войны и объявления санкций. Снабжение казахстанской армии российским оружием – вопрос отдельный, в том числе касающийся того, что технику и обучение наших офицеров РФ дает как значительную часть оплаты за аренду своих военных полигонов на казахской земле.

А вот что касается «координирующего государства», то, судя по всему, это инициатива Касым-Жомарта Токаева. О сотрудничестве ОДКБ и ООН в рамках исполнения миротворческих миссий он намекнул еще в мае прошлого года – на юбилее Организации в Москве. Тогда особо никто его словам значения не придал, восприняв их только как некую ностальгию бывшего заместителя генсека ООН по своей работе в Женеве. Но в последующем эта тема еще несколько раз поднималась президентом Казахстана на различных международных площадках. Недавно нашу страну даже назвали одной из лучших и последовательных в плане миротворческой деятельности. Справедливости ради отметим, что роль Токаева, на какой бы он должности не находился (МИД РК, ООН, сенат РК, президент РК), во многом значительна.

Таким образом, учитывая сложившуюся обстановку, лучшим претендентом на позицию «координирующего государства» в ОДКБ, уполномоченного выступать от имени Организации в контактах с Секретариатом ООН по миротворчеству» является Казахстан. Хотя Астана может уступить место Еревану – чтобы несколько сгладить обиду армян и придержать их еще немного в ОДКБ.

Максат Нурпеисов




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.