Денис Кривошеев: «Не было ни гроша — да вдруг Алтын!»
Уже несколько дней на пространстве ЕАЭС идет битва мнений — быть единой валюте или нет. Под молотки российской пропаганды попали все, включая зятя президента. Москва жаждет интеграции и готова хоть завтра ввести новую валюту, ее поддерживают часть экспертного сообщества в Казахстане, противостояние только нарастает…
Привет жителям Рая. Это проект «Деньги, вперед!» и я, Денис Кривошеев на пространстве .ехе, пространстве для бизнеса и людей с активной гражданской позицией.
Введение единой валюты – это высшая степень, в первую очередь, политической интеграции и только потом экономической. Такая интеграция, с введением единой валюты означает «де-факто» необходимость создания политического союза, такого как Европейский Союз – со своими политическими институтами: высшим политический органом — Европейский совет, исполнительной властью – Европейская Комиссия, законодательным органом — Парламент и Совет и прочее. Наш же Евразийский экономический союз – это исключительно экономический союз, что неоднократно подчеркивалось Президентом Нурсултаном Назарбаевым. Именно по его настоянию в названии интеграционного объединения появилось слово «экономический», хотя российская сторона предлагала название «Евразийский союз».
На мой взгляд, введение единой валюты – это путь к потере экономического, а затем и политического суверенитета.
Тем самым я поддерживаю и призываю всех поддержать заместителя председателя НПП «Атамекен» Рахима Ошакбаева. Он в своих статьях комментариях пишет, что ни сейчас, ни в ближайшем, и даже не в отдаленном будущем Казахстан не должен терять свой суверенитет из-за введения единой валюты или какой либо наднациональной валюты. Возможность проводить самостоятельную денежно-кредитную политику, не оглядываясь регулировать объем денег в экономике, обеспечивать доступность кредита, возможность регулировать процентные ставки, финансировать дефицит бюджета за счет дополнительных эмиссий — это и есть основа нашей экономической и политической независимости.
А независимость – это высшая ценность казахстанского народа, можно сказать — суть нашей национальной идеи.
Нельзя не согласиться с утверждением, что дискуссия о создании единой валюты, которую ведут российские и некоторые наши эксперты, в конечном итоге нацелена на смещение так называемого «окна Овертона». Известный политтехнологический прием: когда идея из разряда немыслимой для общественного мнения, путем постоянного публичного обсуждения переводится в разряд более-менее приемлемой, привычной, и, в конечном итоге — обыденной. С единой валютой мы именно это и наблюдаем. Рассуждения о негативных и позитивных сторонах, плюсах/минусах, что, типа: «сейчас пока рано, но потом посмотрим…», какие-то информационные вбросы и т.п., по замыслу инициаторов, и при участии наших экспертов, которые в этой ситуации играют роль так называемых «полезных идиотов», приведет к тому, что казахстанской общественности эта тема просто «надоест», и она смирится с введением единой валюты, как неизбежностью. Этого допустить никак нельзя.
Нужна категоричная, однозначная отрицательная позиция.
Первый вице-премьер Бакытжан Сагинтаев это сделал, он озвучил наше несогласие, но другими оно не было услышано. Мы должные сделать тоже самое и заставить прислушаться к мнению страны. Отвечать на нападки российских СМИ. Поддерживать наших чиновников, которые выступают против поспешной интеграции. Не обсуждать, на полном серьезе, даже возможность отказа от тенге. Если этот вопрос не стоит в повестке дня казахстанского правительства, то и перед нами он стоять не должен. У Сагинтаева не получилось отстоять казахстанских производителей, введя эмбарго на некоторые виды товаров, но здесь – суть нашего существования.
Рьяным сторонникам интеграции хочу напомнить, что в Договоре о ЕАЭС нет ни слова о планах или даже о предпосылках создания единой валюты, или о создании единого центрального банка.
Многие считают, что если в Договоре предусмотрено создание к 2025 году в Алматы наднационального органа по регулированию финансового рынка, то это будет единый Центробанк. НЕТ. В статье 103 Договора сказано, что этот орган будет заниматься только регулированием какой-то части общего финансового рынка, на основе гармонизации законодательства в сфере финансовых рынков, которая завершится к 2025 году.
Заявления типа «без координации нашей валютной и курсовой политики мы не сможем дальше продвигать интеграцию» несостоятельны. Убежден, что интеграция с ЕАЭС, не является единственной целью нашего правительства и президента. Это не фетиш. И если уж мы подписали договор, то сотрудничество нужно нам ровно настолько, насколько оно отвечает нашим экономическим интересам. Здесь мы должны подходить, как Говорит Нурсултан Назарбаев, с позиций всеобъемлющего экономического прагматизма. Если интеграция в какой-то сфере не принесет нам выгоды, ты ее продвигать не нужно.
Всего вам доброго! Это был проект «Деньги, вперед!» и я Денис Кривошеев. Мы на пространстве «.ехе», пространстве для бизнеса и людей с активной гражданской позицией. Все для пресс-конференций, круглых столов, мастер-классов и общественных слушаний. Прямые трансляции и телемосты.
Комментариев пока нет