Ожерелье большой воды Турана - Exclusive
Поддержать

Ожерелье большой воды Турана

Времена на планете Земля были разные: и полноводные, и засушливые. И они сменяли друг друга с допотопной эпохи. Тут уж кому как из людей повезло, начиная с самых первых. И с той самой эпохи априори считалось, что первые люди каким-то перебрались из Африки на Аравийский полуостров через Красное море то ли на плотах, то ли по дну пересохшего моря.

При том, что обе версии сосуществуют, однако, они игнорировали очевиднейший факт – Красное море – это самое солёное море Мирового океана. А это значит, его можно было бы пересечь на примитивных плотах, но эти примитивные «моряки» едва ли выжили бы на безжизненном берегу. Если исходить из второй версии, не ясно, как бы эти переселенцы утоляли бы жажду на высохшем дне?! И опять же вопрос: а где вода и на африканском, и на противоположном аравийском берегу? Еще один вариант из Нового Завета: «Верою перейдешь Красное море аки по суху», – мы не рассматриваем.

Итак, первые люди как-то перебрались через море и обе научные версии жили себе спокойно в тихой забытой гавани научной недоказуемости и неопровергаемости.

И вдруг господа ученые из университетов Саутгемптона и Шаньтоу обнаружили примитивные ручные инструменты в рифтовой долине Иордании. Причем, инструменты были обнаружены в отложениях ныне высохших рек. И весь путь переселения стал ясным: были реки, была вода и по этой воде и шли люди.

Такая картина расселения людей предполагается и во всем мире, в том числе, и в Мире Тюрков. Люди везде шли по водным источникам.

Великая река Турана от Алтая до Каспия?

Как и все люди, точно так же посуху перемещались и наши предки: прототюрки, пратюрки, хунны, гунны, тюркуты …

 И вот здесь мы рассмотрим концепцию Серика Буркитбаева о том, что «исторически процесс перекочевки (расселения) тюркских народов шёл от Сибири и до современной Турции по древней водной магистрали. И маршрут ее нами восстановлен: от Алтая через озеро Балхаш по реке Чу и древнему руслу Жана Дарьи, озеро Сарыкамыш и русло Узбоя до Каспийского моря. Все основные реки региона впадали в реку Туран – Или, Чу, Талас, Сырдарья и Амударья».

А теперь представим себе картину исторического действа в более широких декорациях и в разных эпохах. Во-первых, как говорится, вся картина на месте. Все реки есть и на карте, и в физическом наличии.

Наши исторические предки успели пожить в нынешнем Казахстане в разные времена. Кому-то довелось жить в степном полноводье, в котором любая местность была пастбищным раздольем, а кому-то выпали засушливые времена. Но и эти времена были засушливы только относительно. И в эти самые времена на дне Аральского моря были построены города.

Исторически Арал уже высыхал, однако, не до такой же степени, как сейчас. Этот факт косвенным образом подтверждает вышеуказанный тезис об Узбое как протоке до Каспия. Согласно аль-Идриси Узбой 12-го века описывался как «величайшая река мира, как по объему и глубине вод, так и по ширине ложа». Ученые все еще спорят о том, доходил ли Узбой напрямую до Каспия или же ограничивался впадением через рукав Дарьялык в Сарыкамышскую впадину, лишь после заполнения которой из неё, возможно, и образовался сток в сторону Каспийского моря. Имеется и научное объяснение. Согласно науке: сток вод по Узбою прекратился 2-3 тысяч лет назад, но эта версия никак не объясняет руин многочисленных городов по его берегам и того, что к изменению русла причастен Тимур с его нашествием на Хорезм в 1388 году.

Кунградский Хорезм – великий Узбой и Аральский узел

В связи с Узбоем и Аралом, кстати, опять же проявился гений Тимура. Он воевал с Ордой за Хорезм, который был главным камнем преткновения между Тохтамышем и Тимуром.

Хорезм был одним из четырех основных улусов Золотой орды. И что интересно, во главе этого улуса стояли не принцы крови джучиды, а хорезмская династия кунгратов-суфидов. То, что их называют правителями улус-бегами, недостаточно характеризует их династический вес. Их родовая фамилия была материнской для чингизидов. Родоначальником собственно самих суфидов был брат Борте. Но, помимо этой катунской связи, суфиды и сами женились на чингизидках подобно тому, как Ак-Суфи был женат на дочери золотоордынского хана Узбек-хана. Обратите внимание на то, что к 1373 году Тимур провел два похода на Хорезм, пока не вытребовал себе в невестки кунградскую принцессу Севин-Бег-Ханзаду в обмен на мир, что говорит о ее династическом весе, проводившем при Грозном Амире в Самарканде собственные пиры. По словам кастильского посла Руя Гонсалеса де Клавихо в 1405 году, они не только по размаху, но и уровню престижа были сравнимы с пирами самого сахибкирана Тимура.

Но, несмотря на такую высоту матримониального брака с тимуридами, кунградская династия, вся как один человек, хранила верность Орде. Они были ее улус-бегами. И выполняя клятву Орде, двум хорезмским правителям: Хусейну-Суфи и Юсуфу-Суфи пришлось погибнуть в войнах с Тимуром. А затем и третий – улус-бек Сулейман-Суфи вышел вместе со всей Ордой на поле гибели на Кондурче. Коныраты вышли не только за Тохтамыша, они вышли – за свою Орду.

Во время пятого хорезмского похода Тимур в 1388 году разрушил столичный Ургенч и засеял его ячменём. К его чести, Тамерлан не затронул усыпальницы предыдущих правителей и мавзолеи Иль-Арслана (XII век), хорезмшаха Текеша (1200 год) и другие, и мавзолее дошли до наших дней. Тем не менее, он «издал обязательный указ о том, чтобы всех жителей и обитателей города и области переселили в Самарканд, и чтобы город Хорезм целиком разрушили и засеяли ячменем…» (Шереф-ад-Дин Йезди. Зафар-намэ, в переводе В.Г. Тизенгаузена).

Этому событию приписывают разрушение ирригационной системы. Тут в «исторических отчетах» есть только одна разница: вода то ли была отведена из Узбоя, то ли, наоборот, пошла в Узбой. Одно можно утверждать точно. Вода «сыграла» и ушла от столицы Хорезма, которая превратилась в Куня-Ургенч (то есть старый заброшенный Ургенч).

И к этому времени как раз и относится город на дне Арала, проживший несколько десятилетий и снова накрытый водой. Пока большая вода уходила в Узбой, город жил. А когда воды ушла из Узбоя, город Арал-Асар накрыло водой.

Историческое значение водного полумесяца

В Казахстане имеется три водосборных региона. Юго-восточный, северный и западный регионы Казахстана следует рассматривать отдельно. Предельно упрощая, север – это Сибирь, а Западный регион – «приморская» автономия. Запад как бы отделен от остальной страны мелкосопочником и пустынями. Его вода – это два соленных моря, а его реки – прямые как стрелы. Это – Северо-Запад.

Теперь мы поговорим о регионе, созданном Великим водным Полумесяцем рек. Назовем этот регион – Большой Казахстанский Юго-Восток, наполненный реками, которые, собственно, и составляют ожерелье водного Полумесяца непрерывным каскадом с сырдарьинского юга, через юго-запад Жетысу на Алтайский восток. И вот это и был Туран.

Итак, начнем с Сырдарьи. Кстати, наверное, кто-то еще помнит огромную аральскую «белорыбицу». Она водилась в море, обильном водой и рыбой, когда Арал с лихвой наполнялся Сырдарьёй. А от Сырдарьи шел Полумесяц рек: Чу, Сарысу, Талас, изобильное предгорное ожерелье ниспадающих водопадами малых речушек Жетысу, Балхаша, Алаколя и Тарбагатая, Аягуз, верховья Тобола, Иртыша. И вот все их стоки, по версии Буркитбаева, в древности были собраны в реке Туран – от Алтая до Каспия.

И уж кому реально повезло увидеть весь полумесяц рек и испить воды из них из всех, так это великому эмиру Тимуру. В 1391 году он провел свое войско по рекам юго-востока полумесяцем на погибель Орды до Кондурчи и Волги. Однако, не был первым. До него этот путь прошли более древние цари с востока и с севера. Прошли по нему хунны-гунны, тюркуты, кимаки-кыпчаки, тюрко-монголы…

В этой волне переселений первым, безусловно, был хуннский царь пратюрков Чжичжи. Он пришел в Таласскую долину с востока и построил тюркский город-крепость. Около 48 года до н.э. шаньюй хуннов водрузил над городом свое пятицветное знамя. Город на берегу реки Талас назван Чжичжи-чэн, то есть город Чжичжи. Затем тюрки шли одна волна за другой и вот с севера пришел кимакский каган и построил свою столицу в Алакольской котловине. Вокруг нее расположилось еще 11 кимакских города-удела.

Великий шаньюй и великий каган приведены как два маркера расселения тюрков. Интересна разность условий их появления: шаньюй пришел как беженец от проигранной междоусобицы, а каган – как завоеватель. Их объединяет то, что оба поставили свои города вдоль воды, какие и другие народы – завоеватели и переселенцы. И они давали свои названия рекам.

Одно из них – река Чу (Шу) привлекает к себе внимание по трем причинам. Первое – она носит название с «двойным дном», поскольку и на древнетюркском (суб/су) и на тибетском (чу) языках она означает «вода, река». Эта связь тюркского и тибетского названий сама по себе интересна. Второе – река могла получить название от этнонима «последних потомков хуннов» (как назвал их Л.Н. Гумилев) – племени Чуюэ (Чигиль по Храпачевскому Р.П.). И наконец, в-третьих, река Чу имеет важную особенность, можно сказать, норов. Идя к Иссык-Кулю, она вдруг разворачивается и уходит на север в Казахстан. Этот ее поворот объясняют тем, что она пробила какую-то естественную или искусственную преграду и нашла себе выход. К этому мы еще вернемся. А пока …

А пока мы пойдём за водой. На юге нашего региона вода идет с альпийских вершин вниз до подошвы гор. И вот тут возникает коллизия. Возможно, вода накапливалась вдоль подошвы гор в естественных углублениях – Алаколь, Балхаш, … Узбой – и далее уходила по естественному стоку на север. А возможно, вдоль всех наших южных гор шла другая Великая река по направлению от Алтая-Тарбагатая на Каспий – Алаколь, Балхаш, … Узбой…

И вот теперь главный вопрос нашего исследования – шла ли эта большая вода по огромному привычному руслу древнейшей реки? Ведь, действительно, по направлению от Алаколя на Узбой имеются три огромных параллельных протока-ложбины. Но была ли там Большая вода, предстоит ответить в ходе новых исследований на местности, а не на карте. Окончательного ответа не будет до тех пор, пока не будет просчитан объем осадков в те допотопные времена, когда была жива эта великая река.

В качестве версии предполагается, что в старозаветные времена Великого оледенения, когда практически вся Евразия была покрыта льдом и снегом, включая всё высокогорье Центральной Азии, потепление сгенерировало невероятное количество талой воды. Ее было так много, что воды хватало и на Узбойский проток в Каспий и на заболачивание всего Приаралья. Тем более, есть античные свидетельства о нескончаемых болотах в Приаралье…

Читайте материал из цикла: Золотая орда VERSUS улус Чагатая

Марлен Зиманов




4 Комментариев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

  1. Какой дурак может называть его великим — он же разрушил Золотую Орду! Не понимаю «историков», возвеличивающих врагов и предателей. Ну, в Париже ему памятник поставили с надписью «За освобождение Европы» — от Орды! и за европейцами потомки тех, кому устроил геноцид…?

  2. Очень интересно.
    Примерно до середины 16-го века Амударья впадала в Каспий по руслу Узбоя через Сарыкамыш.
    Англичанин Дикенсон примерно в 15600 году описывает Сарыкамыш как пресный. Следовательно, озеро было проточным. Но воды в Узбое англичанин не увидел — а это было одним из основных целей путешествия, найти водный путь через Каспий в Индию.
    Незадолго до этого Амударья «ушла» с Аральскую впадину.
    Две причины и возможности.
    Землетрясение обрушило склоны гор выше Ургенча и засыпало часть русла.
    Остальное увели каналами на север.
    Столь существенные затраты на ирригацию были обоснованы.
    Во-первых, осваиваются плодородные земли Кунградского оазиса.
    Во-вторых, Хивинского хана, вероятно, беспокоили яицкие казаки, предпринявшие несколько удачных ограблений Хивы. Они уходили с добычей в Каспий через Узбой.