По дорогам казахского ада - Exclusive
Поддержать

По дорогам казахского ада

«Жел тоқтаған жер» («Земля, где остановился ветер») – так называется новый фильм студии «Ardfilm», посвященный трагическим событиям казахской истории – голоду 20-х – 30-х годов ХХ века. В создании картины приняли участие Ардак Амркулов, Даур Досыбиев, Баглан Кудайберлиев, Александр Рубанов, Умирзак Шманов. Главную роль исполнила Жанар Шокпанова, ее детей сыграли Салих Бейсенбай и Мейіржан Мусагужа.

Тема казахского ашаршылык и ее осмысление в современном казахстанском обществе имеет ряд особенностей exclusive.kz. Будучи замалчиваема на протяжении советских десятилетий по идеологическим причинам, она была табуирована и вычеркнута из официальной истории. Ужас пережитой травмы принуждал выживших свидетелей вытеснять тяжелые воспоминания из памяти, предавать их забвению ради того, чтобы иметь возможность жить дальше. Однако для достижения благополучия современного социума, для его нравственного здоровья и перспектив, как оказалось, важно избавляться от «слепых зон» национальной истории, какими бы горькими и устрашающими они ни были; важно знать правду о них.

Современное казахское общество делает первые шаги на пути принятия ашаршылык – травмы национальной истории. Для кинематографистов этот путь, по своей сложности, сродни, быть может, переходу через минное поле: очень важно не ошибиться, очень важно найти верную интонацию и соответствовать колоссальному грузу принимаемой на себя ответственности.

Фильм Ардака Амиркулова, судя по всему, справился с этой задачей. Создатели картины показали казахский голод глазами матери.

Надеясь на спасение, Жупар с двумя малолетними сыновьями возвращается в родной аул, расположенный в местности под названием «Жел тоқтаған жер».

Неизвестно, как долго они шли по осенней холодеющей степи, в которой тела непогребенных стали скорбным элементом ландшафта. Зритель проводит с героями несколько тревожных дней и ночей. Ощущение вселенской катастрофы, атмосфера безысходности и отчаяния формируются, главным образом, от осознания того, что все, что делает героиня, стало для нее привычным. Она энергична, предельно собрана, действует решительно и наверняка в условиях, где напрочь разрушены все прежние человеческие границы. «Ты сошла с ума», – говорит ей сын, не признавая в ее нынешнем облике своей прежней матери. Однако он ошибается. Жупар является единственным персонажем, которая живет по старым правилам в кардинально изменившихся условиях, она – единственная, кто сохранил рассудок в ситуации тотального безумия. Ее одиночество абсолютно. Единственным существом, которое, кажется, распознало ее чувства, стала волчица.

Очевидно, что жизнь в казахской степи в одночасье стала антимиром, настоящим адом, населенным демонами и всякой нечистью, ранее встречавшимися лишь в устрашающих мифах и сказках. Произошел драматичный сдвиг, который привел к смене полюсов, сделал возможным зло, о котором совсем недавно нельзя было и помыслить. Степь лишилась табунов лошадей, скота, а ее насельники превратились в толпы униженных людей, бредущих пешими, теряющих от голода разум…

Перед премьерой фильма не стоит раскрывать основные перипетии его сюжета. Фильм вызывает огромный эмоциональный отклик, поскольку воссоздает на экране жизненный опыт, и историческая, и художественная достоверность которого не вызывает сомнений. Картина создана командой прекрасных профессионалов.

Не затрагивая главные сюжетные линии, хотелось бы обратить внимание на то, что, наряду с суровой реалистичностью и исторической правдивостью фильма, в нем можно отметить присутствие символического контекста, апеллирующего к пространству национальных преданий и мифов. Так, для казахского зрителя узнаваема древняя притча про тяжесть выбора, который приходится делать в пользу одного из двух близких людей. Жупар вытаскивает коммуниста Баймухана из колодца, что равносильно его вызволению из-под земли, из нижнего хтонического мира, которое и повлекло за собой все происходящие несчастья. На своем пути Жупар встречает трикстеров; старуху, которая, подобно Жалмауыз кемпир, скрывает за лживой добротой коварные помыслы. Сама логика повествования позволяет сблизить образы Жупар и легендарной волчицы, вскормившей брошенного младенца. Наконец, важным символом трагического разрушения порядка является эпизод с деревом на холме. Это могучее дерево – центральная ось мира, Байтерек, древо жизни. В рассказываемой истории под его корнями героиня находит отравленное зерно, которое несет смерть. Казахский мир этого периода – это мир перевертышей, в котором казахи лишились самих глубинных основ своего существования. Жупар – единственная, кто еще помнит о том, что необходимо сохранить птенца Самрук…

К несомненным достоинствам картины следует отнести прекрасную стилистику казахского языка, на котором говорят ее персонажи.

Хотелось бы пожелать картине успешного проката. Уверена, что талант и мастерство каждого из команды ее создателей получат высокую оценку, а современный казахстанский социум на опыте этой картины сделает еще один шаг в осмыслении большой казахской трагедии: в чем ее причины, как она была пережита, каковы последствия этой травмы для современности, как нам следует чтить память об ее невинных жертвах.

Земфира Ержан

Культуролог




2 Комментария

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

  1. Қазақ халқының тарихын ашып көрсететін осындай фильмдер түсіріліп жатқаны қуантарлық. Әсіресе жастарға көптеп көрсету керек.