Почему Алматы не может стать центром кинорынка Центральной Азии?
В Алматы прошел Второй международный кинорынок Eurasian Film Market. Как и в прошлом году, форум для профессионалов в сфере киноиндустрии состоялся без господдержки, то есть на частные средства.
Проводя его впервые, директор Eurasian Film Market Елена Ларионова отмечала, что кинобизнес стран СНГ перемещается в Казахстан и что кинорынок в Алматы, являясь примером креативной индустрии, объединяет культуру и бизнес. Она считает, что развитие киноиндустрии в стране происходило бы гораздо быстрее, если бы госсектор подключился бы к их решению не на словах, а на деле.
– Мы приглашали на панельную дискуссию по креативным индустриям представителей министерства культуры и информации РК, – говорит Елена. – Сказали, что им это очень интересно, но в итоге никто так и не доехал. Вот такое отношение к кино, а ведь это часть национальной идеологии и одна из составляющих креативной индустрии, о которой так часто говорит президент Токаев. Поэтому мне и смешно, и обидно, когда пишут, что мы осваиваем госбюджет. На самом деле все было организовано за счет средств участников. Основными нашими партнерами были Посольство Франции, Итальянский институт культуры, Гёте-институт, ЮНЕСКО и частные компании.
Наши политики не видят потенциал этого пока единственного кинофорума в регионе. Ведь МКФ «Евразия» проводится от случая к случаю и сроки его подготовки последние пару лет не поддаются здравому смыслу. В свое время, когда его перенесли в Астану, многие думали, что это навсегда. Но был запрос от акимата Алматы на создание своего международного кинофестиваля, так как здесь находятся почти все кинематографисты и большинство киностудий. Так в 2018 году появился мощный и крупный Алматинский международный кинофестиваль, на который приезжали директора Пекинского и Гонконгского кинофестивалей. После пандемии ковида, как и все фестивали, он был заморожен, но сейчас акимату Алматы все-таки следует приложить усилия, чтобы восстановить этот бренд.
В Центральной Азии сейчас почти нет больших международных кинофестивалей. В этом году должен был пройти Ташкентский международный кинофестиваль, но буквально за день или за два до открытия его отменили. Есть еще Бишкекский международный кинофестиваль, который сейчас активно развивается. Конечно же, финансовые возможности Кыргызстана и Казахстана несравнимы, но фестиваль, являясь стратегическим и имиджевым ивентом для страны и города, почти никогда не окупается и не приносит прибыли. Поэтому кинорынок, который привлекает иностранных участников-инвесторов и объединяет кинематографистов Центральной Азии, конечно же, очень нужен. Это сегодня единственная площадка для презентации центрально-азиатского киноконтента на международной арене.
– А государственный центр поддержки национального кино участвовал в кинорынке?
– ГЦПНК готов был участвовать, но бесплатно. По идее он должен был частично выступить спонсором такого ивента или хотя бы оплачивать свое участие. В прошлом году так и было, но в этом раз, по словам его представителей, бюджета у них нет совсем, хотя поучаствовать они хотели бы. У нас, в свою очередь, нет возможности пускать такие организации бесплатно, так как расходная часть бюджета кинорынка формируется за счет средств, которые платят участники за аккредитацию и презентации.
У меня сложилось впечатление, что Казахстан разделили на две страны. Есть частный сектор, который развивается своими силами, там имеются очень профессиональные и амбициозным люди. Они, чтобы создать что-то интересное и полезное, обращаются в международные фонды. Я говорю про ассоциации креативщиков – участников кинорынка. И есть госсектор, в задачу которого входит примерно то же самое, но почему-то инициативы от них не исходит никакой. Между тем, если бы государство обращало внимание и поддерживало такие мероприятии, вместе мы бы быстрее развивали и креативную экономику, и культурный сектор.
Исчезнувший кинопавильон
– Вы несколько лет были программным директором МКФ «Евразии». Почему он сейчас стал проводиться нерегулярно и спонтанно?
– Этому есть простое объяснение. Если обратиться к мировой практике, то подготовка к международному кинофестивалю начинается за год до его начала. Но для этого дирекция кинофестиваля должна быть постоянной бы хотя 3-5 лет. Сейчас я живу на две страны – Казахстан и Францию, поэтому достаточно хорошо знаю «кухню» Каннского кинофестиваля. Там на протяжении многих лет была одна и та же команда во главе с артистик-директором Тьерри Фримо, раз в несколько лет у них меняется только президент фестиваля. Они как раз-таки работают по такому принципу – сегодня фестиваль закрывается, а с завтрашнего дня начинается подготовка к следующему. Это нормальная мировая практика.
Когда команда фестиваля меняется каждый год, очень сложно вывести его на достойный уровень. Мы в свое время с Рашидом Нугмановым, когда он был директором МКФ «Евразия», а я – программным директором, поднимали этот вопрос – собрали множество писем об этом же от международных организаций и передали их в министерство культуры и информации.
Я понимаю, что у нас есть сложности с выделением круглогодичного бюджета. Но нормальный МКФ нужно делать, как минимум, за полгода. Это тоже не очень комфортный и правильный срок, но его хотя бы можно собрать за это время.
Но когда на правительственном уровне в июле-августе решают, что нужно через полтора-два месяца провести фестиваль, срочно назначается команда, каждый год она разная, то мы имеем то, что имеем – уровень, значимость и качество МКФ «Евразия» падают. И здесь не надо обвинять конкретных людей, которые занимались его организацией в этом или в том году. Просто, повторюсь, успешные культурные проекты за 1,5-2 месяца не делаются. Это невозможно.
– А с чем это связано? Не стало специалистов?
– Они никуда не делись, но сокращаются ведь не только сроки подготовки, но и бюджеты тоже. В этом году он полностью проводится за счет спонсоров. Если последнему я еще могу найти оправдание – трудное экономическое положение, инфляция и т.д., но вот что качается неадекватных сроков подготовки, – мне это непонятно совсем.
Исчезнувший в этом году павильон Казахстана на Каннском кинорынке (Marché du Film) – пример того, чем может закончиться пассивное участие государства в развитии киноиндустрии. Мы с Рашидом Нугманом и Академией кинематографических наук и искусств открыли при поддержке государства первый павильон от нашей страны в Каннах в 2016 году. Однако команда там каждый год менялась и в этом году Казахстан уже не имел своего павильона. До этого мы обращались с письмом-просьбой об его финансировании в министерство культуры и информации. Нам ответили отказом, причина та же самая – бюджета нет. Теперь я мучаюсь вопросом – действительно ли наша страна находится в таком экономическом упадке или же просто нет понимания того, что сфера культуры, искусства и кино должны быть приоритетными?
…Я в сфере кино работаю 20 лет. Когда начинала, в Казахстане не было ни оборудования, ни хорошей инфраструктуры для съемок, а ключевых специалистов мы привозили из других стран. Сейчас все это у нас есть, подписаны международные меморандумы, появился закон «О кино» – он сырой, его надо дорабатывать, но он есть. Однако развитие киноиндустрии, помимо прямого финансирования части фильмов через питчинг проектов, который, со слов коллег, также вызывает много вопросов, происходит большей частью без заметного участия госструктур. Закон о кино, развитие кинокомиссий, кинофикация регионов, международных отношений в сфере кино, представление на международных площадках, обучение специалистов и многое другое, остаются чувствительными вопросами, нерешенность которых тормозит развитие.
Сейчас единственный фонд, куда можно обратиться за финансированием кинопроектов, – это ГЦНПК. Но питчинг – это сложный, забюрократизированный и не всегда объективный процесс. Поэтому многие отказываются подавать туда заявки. На мой взгляд, все, кто работает в кино, – энтузиасты. Нет, мы все, конечно, мечтаем, чтобы проект стал доходным, но это не начальная мотивация. Я сама второй год делаю кинорынок. Первый год частично вкладывала свои средства, в этом – мы вышли в ноль. Вопрос, что мною движет? Зачем мне это нужно? А затем, что мировое сообщество созрело для того, чтобы по-настоящему обратить внимание на киноиндустрию Центральной Азии и начать сотрудничество с нами на новом уровне.
Система ценностей
Казахстану, по мнению консультанта Eurasian Film Market в Алматы, кинорежиссера Ермека Шинарбаева. кинорынок нужен, как воздух.
– Тем более сейчас, когда интерес к казахскому кино везде очень высокий, а отсутствие кинорынка сказывается на прокатной судьбе фильмов, – сказал он. – Известно, что Казахстан неоднократно пытался организовать кинорынок в рамках кинофестиваля «Евразия». Но одного желания мало, сделать настоящий, действующий кинорынок невозможно ни за какие деньги, если нет опыта и умений. Елене Ларионовой удалось не просто организовать, но и провести международный кинорынок Eurasian Film Market уже дважды. Причем, по восходящей: в прошлом году в Алматы не принес доходов, но имел успех, в этом вышел уже в ноль, а в будущем он, возможно, будет в плюсе.
Но я хотел сказать вот о чем. Мы – молодая страна, где полно талантливых людей. Наша соотечественница (Елена Ларионова живет во Франции, но продолжает оставаться гражданкой Казахстана) – одна из них. Почему она так востребована в Европе, США и Юго-Восточной Азии? У Елены международные связи, много проектов по всему миру и она легко находит возможность организовать презентацию любого уровня для любой кинокомпании мира. В эти дни она, например, одна из самых желанных гостей на кинорынке в ГОА (Индия). Думаю, потому, что там есть сложившийся механизм правильной оценки человека. Он образуется обществом, которое опирается на опыт многих поколений.
В нашей стране тоже стремятся к этому. Одно из первых выступлений Президента Касым-Жомарта Токаева касалось меритократии – он призывал оценивать человека по его умениям и профессиональным качествам. Но – увы! Это только заявление, потому что для этого еще нужно научиться определять ценность человека. Приведу пример: всем известно, что богатые казахские женщины с первого взгляда с точностью до цента могут определить цену дорогих ювелирных украшении и аксессуаров. Сказать, например, что часы Chopard на человеке, который оказался в их обществе, стоит 38 тысяч евро в Париже, 40 тысяч – в Нью-Йорке, 60 – в Казахстане. У этих женщин есть система оценок, основанная на опыте, – они постоянно покупают эти предметы роскоши. Это, конечно грубое сравнение, но вовсе не ирония: мы также должны научиться не просто хвалить друг друга, а уметь ценить самую главную драгоценность страны – наших людей – за реальные заслуги…
Комментариев пока нет