Почему американская система лоббирования интересов не подходит для Казахстана? - Exclusive
Поддержать

Почему американская система лоббирования интересов не подходит для Казахстана?

Как прозрачность и раскрытие информации правительством способствуют борьбе с коррупцией? Этот вопрос обсудили в Алматы эксперты из Казахстан и США.

Инициатор дискуссии – Transparency International Kazakhstan – неправительственная, некоммерческая организация, целью которой является работа в сфере противодействия коррупции.

Грег Шнайдер, исполняющий директор некоммерческой организации OpenSecrets, рассказал о системе лоббирования в США, имеющей многоуровневую структуру. OpenSecrets — внепартийная независимая ведущая исследовательская группа Америки, отслеживающая пути денег в политике США и их влияние на выборы и государственную политику.

По его мнению, система лоббирования в США имеет глубокие исторические корни и позволяет поддерживать справедливый, сбалансированный рынок, не отдающий предпочтение компаниям со связями или большим количеством денег. Открытость лоббирования предоставляет возможности для добросовестной деловой практики. Новые предприятия не вытесняются с рынка и могут конкурировать, принося с собой новые инновации, снижая возможность создания бизнес-монополий.

Это позволяет, в свою очередь, гражданам получать большую отдачу от своих налоговых долларов, а политики вынуждены в такой системе исходить из интересов своих избирателей.

В современном мире речь идет о том, чтобы сделать данные максимально «машиночитаемыми» и доступными через электронные интерфейсы. Легкодоступная загрузка файлов, понятные поля, программные интерфейсы для данных, высокая работоспособность систем, минимальная задержка от отчетности до доставки — все это аспекты доступных государственных систем данных отражаются на сайте организации. Любой гражданин может отследить, куда тратит деньги публичный политик или государственный служащий, сколько и куда тратят денег лоббистские компании.

По мнению Грега Шнайдера, создание в Казахстане своей собственной системы политического лоббизма может снизить коррупционные риски в деятельности правительства. И американский опыт может быть здесь полезен.

Айдар Егеубаев, председатель Совета управляющих антикоррупционного фонда Transparency Казахстан, член правления Ассоциации адвокатов Казахстана и арбитр Казахстанского международного арбитража, в своем докладе дал полемически заостренную картину ситуации с коррупцией в Казахстане.

– В последние годы наш фонд был под огромным влиянием правительства. Хотя у меня нет доказательств, но я уверен в этом. Руководителем фонда долгое время был бывший сотрудник полиции и Антикора, мы делали замечательные доклады о социальной ситуации в стране, которы нравились властям. Сегодня о том, что в стране есть коррупция, знает каждый казахстанец. – сказал он. – Поэтому мы выбрали несколько направлений работы, сосредоточившись на двух главных – возврат активов и прозрачность деятельности добываюших отраслей.

События Кантара усилили внимание общества к этим процессам, – считает Егеубаев, и это было закономерно. В результате совместных услилий мы получили достаточно хороший Закон о возврате активов, создан специальный фонд. Но теперь началось самое важное – исполнение положений этого Закона, реальный возврат активов.

Сегодня, по мнению спикера, для общества очень важна прозрачность процесса возврата активов. Тем более, что нет уверенности, что правительство предпринимает достаточно усилий, правильно и энергично действует в этом направлении.

Главная движущая сила коррупции – жадность, алчность, и сегодня наша правовая система не способна ей противостоять, считает Айдар Егеубаев.

– Мы видим, что у многих чиновников сложилась вполне конкретная меркантильная «линейка ценностей»: новая дорогая машина, роскошный дом, новая молодая жена…. К сожалению, мы дошли до того, что если жена чем-то не нравится, накоторые коррупционеры считают возможным ее убить… – констатировал он.

Коррупционеры сегодня используют юридическое и налоговое структурирование, схемы увода денег становятся все более нетривиальными и хитроумными. Однако, считает спикер, есть надежда все эти схемы раскрыть и вывести на свет. Постепенно это начинает прооисходить уже сегодня, но не так быстро и адекватно, как бы того хотелось.

– Какзахстан находится во второй сотне стран по международному индексу восприятия коррупции, и этот тренд я боюсь, будет продолжен и в будущем году. Сегодня, когда мы говорим о коррупционных скандалах, мы должны понимать, что речь идет о десятках миллиардах долларов. Это на несколько порядков больше, чем объемы коррупции в советское время.– заявил Айдар Егеубаев.

Глава Transparency Казахстан считает, что у нашей коррупции есть своеобразное «ДНК» и оно защифровано в тех контрактах по недропльзованию, которые заключаются начиная с 1993 года.

Но недавние изменения в Конституции привели к тому, что недра провозгласили собстенностью народа. Это означает, прежде всего, право на доступ к информации об этой собственности. И поэтому любой казахстанец имеет право знать детали нефтяных контрактах, которые государство когда-то заключило от его имени. Их надо раскрыть и, прежде всего, на самые главные нефтяные месторождения, которые вляются основой процветания всей экономики страны, считает Айдар Егеубаев.

Назерке Батырбек, кандидат наук в области государственного управления и выпускник Community Engagement Exchange, в ходе дискуссии выступила с предложением создать базу данных о раскрытии информации, касающейся публичного лоббирования в Казахстане.

– Лоббисты смогут продолжать преследовать свои цели, но законным путем, в рамках новой нормативной базы. – объяснила свой проект Назерке Батырбек. – Моим первым шагом будет создание предлагаемого проекта раскрытия информации о лоббировании в Казахстане при поддержке моих руководителей и эдвайзеров.

По мнению спикера, создание организации, аналогичной по своим целям и методам работы американской OpenSecrets, должно поспособствовать прозрачности в отношениях между правительством и его гражданами. Желание и готовность бороться с коррупцией растут среди казахстанцев, но низкое общественное доверие к государству и отсутствие доступа к публичной информации ограничивают это стремление, считает Назерке Батырбек.

– Благодаря своим исследованиям я определила нишу, где определенно требуется большая прозрачность. -сказала она. – Это практика лоббирования, которая в настоящее время приравнивается к коррупции в Казахстане. В 2021 году несколько предпринимателей обвинили акима одного из регионов в лоббировании личных интересов. Были сделаны громкие заявления в его адрес. Однако лоббирование можно регулировать. Это может быть полезным для нашего общества для принятия справедливых законов, в то время как коррупция незаконна и вредна.

Однако другие эксперты указали на неизбежные трудности, которые стоят на пути осуществления этого проекта. Прежде всего – в сфере институтов открытого общества, законодательной базы и политической практики. Американская действительность, в которой возможна деятельность таких организаций, как OpenSecrets, разительно отличается от казахстанской. У нас лоббирование интересов идёт через использования неформальных прямых контактов, накрепко сращенных с коррупцией, используются теневые группы давления, неформальное право. И для многих социальных групп, выключенных из системы прямых контактов с властью, этот вид коммуникации недоступен. А что касается прозрачности данных о движении денег, о финансировании групп и структур, например – партий или общественных движений, то ее практически нет.

Тем не менее, все участники дискуссии пришли к общему мнению, что начинать создавать цивилизованную систему лоббирования в Казахстане нужно, несмотря на неблагоприятные условия.

Дмитрий Слинько




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.