Почему дети сегодня не читают, и так ли это на самом деле? - Exclusive
Поддержать

Почему дети сегодня не читают, и так ли это на самом деле?

Наши школьники отстают от своих сверстников в странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОСЭР) на три года, – сообщил на заседании верхней палаты Парламента спикер Сената Маулен Ашимбаев. Речь идет, к счастью, не об отставании в развитии, о ситуации с читательской грамотностью (тоже ничего хорошего), то есть со способностью понимать тексты, умении извлекать из них смыслы, оценивать их, соотносить со своим опытом и другими знаниями. То есть это больше, чем просто чтение, хотя все начинается именно с него. Спикер предложил сенату сделать выводы из результатов оценки качества образования PISA (международной программы по оценке образовательных достижений учащихся) и составить план дальнейших действий. А пока парламентарии только собираются заняться этой проблемой, неравнодушные казахстанцы уже предпринимают меры для ее решения. 

На днях в Алматы презентовали серию книг «Сказки народов мира». В нескольких изданиях собраны истории со всего света на двух языках – русском и казахском. Причем на государственном языке многие из них стали доступны впервые – благодаря переводчику Абылу Кайранову. Издание очень гармонично дополняют иллюстрации, выполненные художницей Жанар Ерланкызы.

Авторы и создатели этой книжной серии для детей – супруги Айнагуль и Кайрат Хамитовы. И это не первый их вклад в будущее подрастающего поколения: десять лет назад супруги открыли в Караганде лидерские центры для развития детей «Дарынды бала», и с тех пор продолжают воплощать в жизнь образовательные проекты. Их заинтересованность в воспитании подрастающего поколения и желание поделиться опытом вполне понятны, ведь пара вырастила шестерых детей. Причем основой правильного воспитания оба супруга считают любовь к книгам, которую, по их мнению, чадам стоит прививать как можно раньше. Возможно даже, пока чада еще не начали ходить и не научились разговаривать.

– В прогрессивных странах любовь к книгам прививают практически с рождения. Я изучал международный опыт и выяснил, что одним из самых образованных государств считается Норвегия, – говорит Кайрат Хамитов. – Все потому, что в этой стране к книгам детей начинают приучать очень рано. Есть специальные издания для малышей: их крохи могут просто держать в руках, рассматривать и даже грызть. Главное, так или иначе дети привыкают к книгам, они становятся частью их жизни с младенчества, что обязательно сыграет важную роль в будущем. Хочешь, чтобы твой ребенок вырос успешным и многого добился – научи его любить книги. Именно поэтому я поддержал идею своей супруги выпустить книги с волшебными историями для детей.

С миру по сказке

К воплощению проекта в жизнь Айнагуль и Кайрат Хамитовы подошли очень серьезно. Даже привлекли психолога, который помог им отобрать сказки.

– Очень важно обращать внимание на то, что именно читают дети, особенно совсем маленькие, ведь эти истории влияют на формирование у них характера и системы ценностей. Именно книги играют в этом огромную роль. – считает Айнагуль Хамитова. – Я знаю это по собственному опыту. Я выросла в ауле, в многодетной семье, где была самой младшей. Отец рано умер, мама растила нас одна. Конечно, было нелегко, но, несмотря ни на что, она всегда находила время, чтобы позаниматься с нами и обязательно почитать, хотя у нее самой было всего девять классов образования. В детстве я перечитала все книги, что были в местной библиотеке: они открывали для меня мир. То же самое хочу теперь сделать для казахстанских детей я. Неслучайно в сборниках представлены не наши казахские сказки, а истории со всего мира. С одной стороны, так дети узнают мир, расширяют свои горизонты, а с другой – учатся осознавать, что такие понятия, как любовь, дружба и честность – общие для всех народов.

Впрочем, тут же обязательно найдутся скептики, которые уверенно заявят, что никакими, даже самыми яркими и интересными книгами детей сегодня не заинтересуешь, потому что их давно заменил смартфон. Нашлись такие люди и на презентации. Сетовали, что детей и подростков сегодня читать не заставишь, интересовались опытом многодетных родителей.

– Прекрасно вас понимаю, мой младший сын тоже очень любит проводить время с телефоном или планшетом, – говорит Кайрат Хамитов. – Родителям надо искать подходы, как заинтересовать ребенка чтением книг. Варианты могут быть разные. Я, например, придумал такую ежевечернюю традицию: сын должен прочитать определенное количество страниц – на время. Я специально устанавливаю таймер, благодаря чему у сына включается соревновательный интерес. Так постепенно его увлекает и сам процесс чтения.

Если книга в руках у папы…

Конечно, методы могут быть у каждого свои. Главное – понимать, что очень многое зависит от взрослого человека. Если ребенок никогда не видит в своем окружении близких людей с книгами в руках, вероятность того, что он сам ими заинтересуется, снижается.

Если же родители, дедушки, бабушки проводят время с книгами, то и дети к ним рано или поздно потянутся. Они же склонны подражать взрослым. Это говорю я, ребенок из читающей семьи, которому в детстве рано утром давали кипу книг прямо в кровать, чтобы я на пару часов оставила всех в покое и дала поспать. А худшим наказанием за шалости для меня была угроза бабушки, что она не будет мне на ночь читать сказки. Впрочем, она сама их любила, а ещё детективы в мягкой обложке, которые давала мама – но это уже позже, когда я стала подростком. Бабушка не засыпала без чтения. Дедушка же открыл мне волшебные миры Жюля Верна. В школьные годы я часто с ним советовалась, что мне читать. Так вот, автор увлек настолько, что это вызывало гнев бабушки, которая, проснувшись ночью, обнаруживала свет торшера…

Как видите, меня никто не заставлял. Просто все взрослые всегда что-то читали. Впрочем, о том, что книги детям неинтересны, многие говорили еще задолго до появления гаджетов. Например, в 1990-е годы в утрате интереса к литературе винили улицу и игровые приставки. На самом же деле, кажется, всегда были люди, увлеченные чтением и равнодушные к этому процессу.

В конце концов, книгами не могут увлекаться все, как и любить танцевать, петь или, скажем, рисовать. Просто, например, в советские годы не было Интернета, выбор развлечений у детей существенно ограничивался. По крайней мере, по сравнению с тем, что есть сейчас.

Море возможностей

Впрочем, книги тоже сегодня стали доступнее, любое интересующее издание можно найти в магазинах или заказать онлайн. Конечно, цены кусаются, еще и все время растут, но магазины регулярно устраивают различные акции, и, кроме того, практически любые книги сегодня можно найти в электронном формате по ценам, существенно ниже, чем на бумажное издание, или же и вовсе бесплатно. Книги можно читать в тех же гаджетах, которые все так любят обвинять в утрате интереса к литературе.

Так читают сегодня дети и подростки или нет? Ответ на этот вопрос можно получить, зайдя в любой книжный магазин и увидев полки с детской литературой – разве это не доказательство? Стали бы продавцы выкладывать на обозрение то, что никто не покупает, да еще и постоянно расширять ассортимент? А как же толпа подростков на презентации книг Микиты Франко? И ведь практически у всех в руках были книги с многочисленными закладками…

Детские библиотеки тоже никто не отменял. Тем более, что сегодня это зачастую комфортные, уютные пространства, в которых приятно проводить время. В Алматы даже книжные фестивали для детей проводятся. Один из таких проектов – Kitap fest kids, куда приходят дети самых разных возрастов вместе с родителями, причем не просто интересно проводят время, посещая разные встречи, но и покупают книги. В дни фестиваля люди приобретают до пяти тысяч книг, если верить статистике от организаторов. Вряд ли же их покупают, чтобы просто украсить интерьер…

Правда, нет уверенности, что такая же ситуация складывается и за пределами Алматы и Астаны, где-то в отдаленных районах республики.

В прошлом году Казахстанский институт стратегических исследований при президенте РК провел исследование. Выяснилось, что каждый второй из 2000 опрошенных во всех регионах страны не читает книг совсем, и только каждый двадцатый казахстанец ежедневно проводит время с бумажной книгой, а каждый десятый читает несколько раз в неделю. Никогда не читают бумажных книг 52,6 процента, электронных – 65,2 процента. Статистика кажется довольно печальной, но, возможно, причина кроется не в том, что люди не хотят читать, а в доступности (вернее, недоступности) книг в регионах. В конце концов, книжных магазинов в Казахстане не так много, а у библиотек часто проблемы с обновлением ассортимента. Впрочем, надежда есть: в крупных городах, таких как Алматы и Астана, регулярно проводятся разные книжные презентации и фестивали, где отдельное внимание всегда уделяется детям и подросткам. И такие события всегда собирают много людей – это ли не доказательство интереса к книгам? А уж что именно и как читают дети – это снова ответственность взрослых.

Валерия Холодова




1 Комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

  1. Я так думаю, надо внедрять в школьную программу уроки чтения, где им позволяли читать любой жанр книг, либо проводили разборы книг, но только не в том формате, который нам преподавали в наше время (90е годы) по совковым лекало, что из-за того что не прочитаешь тебе поставят плохую отметку