Почему Казахстан в числе аутсайдеров мирового рынка цифрового контента? - Exclusive
Поддержать

Почему Казахстан в числе аутсайдеров мирового рынка цифрового контента?

Рисованным историям в Казахстане начали уделять большое внимание на государственном уровне: чиновники Министерства культуры говорят, что «видят большой потенциал в развитии комикс-культуры нашей страны». Изменилось ли что-то благодаря этому, и с какими проблемами сегодня приходится сталкиваться людям, которые хотят работать в индустрии комиксов?

Выходим из спячки?

Прежде всего, как раз индустрии комиксов и анимации у нас пока нет. Во всяком случае, так считаю некоторые эксперты. Один из них – директор фестиваля «Анимания», режиссер и продюсер Алмаз Кособаев.

Алмаз Кособаев

– В нашей стране нет индустрии комиксов и анимации, нет школ, соответствующих мировым стандартам. Конечно, есть колледжи и Академия искусств, частные курсы по анимации, но все они вместе на фоне очень маленького по мировым меркам рынка Казахстана не формируют еще такое количество качественных кадров, которые были бы способны делать проекты, ориентированные на международного читателя и зрителя, – говорит собеседник. – Немного оптимизма, правда, добавляют фестивали типа Comicon. Однако самая большая, на мой взгляд, проблема заключается в том, что у нас практически никто не перенимает опыт зарубежных производителей анимации и комиксов. Нет кадров, инвестиций, выхода на медиарынки мира. При этом есть свадебные генералы типа актеров второго-третьего плана, которые приезжают на ивенты для автограф– и селфи-сессий.

Тем не менее, благодаря вниманию государства, процесс несколько оживился. Активнее создавать комиксы призывала также министр культуры и информации РК Аида Балаева на встрече с представителями креативной индустрии в Алматы. В итоге, благодаря поддержке и вниманию государства действительно стало больше молодых авторов, которые хотят пробовать себя в создании комиксов, активнее проходят презентации, но проблем еще хватает. Например, по-прежнему трудно конкурировать с комиксами, которые выпускаются в России, прежде всего, с популярными переводными историями, например, про Человека-паука или Капитана Америка. Потому что они не нуждаются в раскрутке, да и объемы печатной продукции несопоставимы с казахстанскими.

– Без соответствующей школы и практики развитие невозможно. Тем не менее, всё больше людей интересуются созданием мультфильмов и комиксов. В то же время мало кто собирается в группы по интересам, – говорит Алмаз Кособаев. – Сейчас я провожу практику для старших курсов факультета дизайна на тему создания вебтунов – корейских комиксов манхва, адаптированных для скроллинга на смартфоне или планшете одной лентой. В рамках практики ребята учатся структуре истории и сценария. Через четыре месяца мы должны представить проекты на суд продюсеров из Южной Кореи – они заинтересованы в авторах и художниках из Казахстана. У наших художников и сторителлеров есть хорошие шансы найти свою аудиторию в Юго-Восточной Азии.

Авторы в теме

При этом наших комиксистов интересуют очень разные сферы и вопросы. Появляются даже свои герои, правда, пока не так широко узнаваемые. Например, уже давно издается и довольно неплохо продается комикс «Еркетай» про озорного, любопытного и смелого малыша из аула…

– Кроме того, я, например, видел драфт (предварительную, рабочую версию) проекта «Алты Адам». Это история шестерых эксцентричных персонажей, объединившихся ради авантюрных приключений. Сегодня у нас есть еще Ермек батыр, Томирис и даже реинкарнация Чингиз-хана, – добавил Алмаз Кособаев.

Одним из первых создателей комиксов в нашей стране стал Оразхан Жакуп, несколько лет назад основавший компанию Khan Comics.

Оразхан Жакуп

– Я сам с детства обожал комиксы, просто зачитывал их до дыр. Любовь началась с «Черепашек Ниндзя». Потом были «Трансформеры», перевернувшие моё сознание до такой степени, что я сам начал придумывать истории, – говорит собеседник. – Первое время, конечно, больше подражал, но потом начал создавать собственные оригинальные сюжеты, а когда вырос, решил сделать это своей профессией и развивать индустрию комиксов.

Читают рисованые истории сегодня достаточно активно, но, опять же, это по местным меркам, которые, конечно, несопоставимы с масштабами США, Южной Кореи или Японии. При этом талантливые авторы у нас тоже есть, но внутренний спрос очень мал.

– Самым ярким нашим комиксистам пора пробовать выходить на международные рынки, где развито авторское право, лицензионный бизнес и есть грамотные агентства и продюсеры, понимающие тонкости креативной индустрии. Там это слово применимо. У нас же пока очень много конференций про «креативную индустрию», но при этом отсутствует понимание, как это словосочетание применять на практике – говорит Алмаз Кособаев. – Госорганам и бизнесу плевать на комиксы. Молодым чиновникам понятнее гейм-индустрия, потому что сами любят в них играть. Созидательная креативная «индустрия» (ее тоже очень рано так называть в местных реалиях) пока как-то сама справляется. Спасибо, что для некоторых отраслей, таких как, например, кинопроизводство, внесли послабления в налогообложение. Про студии комиксов там ни слова, но можно создать киностудию, написать сценарии и по ним сделать сразу и комиксы тоже (раскадровка и арт-бук могут лечь в основу комикса и иллюстрированного романа).

Работать за идею

Тем не менее, несмотря на трудности, заинтересованные, болеющие за своё дело люди продолжают создавать комиксы, при этом отмечая, что заработать на этом в Казахстане сегодня практически невозможно.

– Во всяком случае, классическая бизнес-схема «сделал-продал-заработал» в этой сфере пока не действует. То, что создается, не окупается, – делится Оразхан Жакуп. – Правда, бывают отдельные успешные проекты. Например, мы сделали комикс о группе «Ирина Кайратовна» по заказу музыкантов и продали 23 тысячи копий, ребята даже допечатывали экземпляры, насколько я знаю. Конечно, определяющую роль в этом сыграла популярность группы. В другой ситуации создателю комиксов даже несколько тысяч экземпляров продать трудно из-за высокой конкуренции с зарубежной продукцией. Один комикс создается примерно месяц. Это большая работа, а в итоге на продаже тиража можно окупить, допустим, зарплату одного сотрудника за этот период, и то только при лучшем раскладе.

Часто нераспроданные экземпляры могут так и пылиться на полках. Виной тому не только гораздо более узнаваемые зарубежные истории, но также Интернет, где часто можно найти комиксы в свободном доступе. Или же авторы сами выкладывают свои творения в Сеть, и ознакомиться с ними можно на определенных сайтах за символическую плату. В основном комиксисты поступают так, чтобы потешить эго, а вот заработать на этом практически невозможно, если только тебя, конечно, не читают миллионы.

Правда, авторов это не останавливает. Наибольшую активность проявляет молодежь, вот только люди в возрасте от 18 до 25 лет редко предлагают что-то действительно оригинальное и глубокое, а ведь комиксы могут поднимать важные темы. Кроме того, есть у нас рисованые истории, посвященные школьным дисциплинам, например, физике. Благодаря такому креативному подходу у детей появляется интерес к тому или иному предмету. И все же, опытных авторов, плотно работаюших именно в сфере комиксов, в Казахстане сегодня не хватает.

– Конечно, я говорю только основываясь на собственном опыте, но вижу, что в основном молодые авторы предлагают романтически истории, наполненные максимализмом, или же занимаются подражанием популярным зарубежным проектам, – рассуждает Оразхан Жакуп. – Например, есть такой комикс «Капитан Казахстан», придуманный на основе истории «Капитан Америка», как несложно догадаться, а нам нужны свои оригинальные истории, чтобы развивать индустрию. Сейчас у комиксистов становятся все более популярными история страны, национальные традиции и обычаи.

Правда, по словам собеседника, материалов на эту тему сегодня недостаточно, а с тем, что есть, надо уметь работать, чтобы история получилась глубокой и по-настоящему интересной. Увы, молодым авторам в силу возраста это не всегда удается – не достает знаний и практики.

– Конечно, опытные художники и сценаристы, которым примерно в районе сорока лет, у нас есть, но они как правило, параллельно заняты в других сферах, потому что на комиксах в нашей стране, повторюсь, сегодня пока еще заработать нельзя, – говорит Оразхан Жакуп. – Вообще издательский бизнес почти всегда гибридный и нуждается в инвестициях, государственных или частных. Именно поэтому хорошо, что государство обратило внимание на комиксы, что очень оживило индустрию. К чему это приведет – поживем-увидим.

Начни с себя

Впрочем, представители индустрии не просто пассивно ждут, что им принесет будущее, а вносят в развитие комикс-культуры в стране свою лепту. Например, основатель компании Khan Comics еще в 2022 году создал фонд поддержки казахстанских комиксов.

– Помню, когда мы только сообщили об этом, к нам хлынул поток юных дарований, вот только интересных и оригинальных историй практически не нашлось, но я верю, что ситуация изменится, если продолжать работать, – говорит Оразхан Жакуп. – Мы готовы помочь авторам доработать историю. Например, отрисовать ее, у нас есть профессиональные художники, но нужны оригинальные креативные идеи, и я верю, что они появятся. Детский контент вообще нужно делать очень тщательно. Юные читатели или зрители – самые строгие и бескомпромиссные. Если ребенку что-то не понравится – он ни за что не будет это читать или смотреть.

Также для поиска и продвижения новых авторов в Khan Comics запустили проект «Трэш энд Беш» – это сборник комиксов. В его создании может принять участие любой желающий, у кого есть оригинальная идея и талант воплотить ее в рисунке. Такие журналы есть в ряде стран, где развита комикс-культура, например, во Франции, и многие известные сегодня комиксисты начинали как раз с таких изданий.

Несмотря ни на что, эксперты верят в то, что в будущем о развитии комиксов и анимации в Казахстане можно будет смело говорить, добавляя то самое слово – «индустрия».

– Я очень надеюсь, что в стране наладится учебный процесс, в частности и в нашей Академии анимации, а у нас будет практический курс комиксов и вебтунов, – говорит Алмаз Кособаев. – Со временем появится культура комиксов, свой неповторимый стиль, а-ля манга или что-то по типу американских комиксов. Всему свое время. Талантов у нас много, но нужны хорошие инвесторы, грамотные чиновники, которые могут различить то, что полезно для страны и ее граждан от того, что им самим интересно с точки зрения уровня их культурного и интеллектуального развития. Более того, мы обязаны выйти на международный уровень Настоящая креативная индустрия – анимация и создание компьютерных игр, виртуальная и дополненная реальность, искусственный интеллект – развивается семимильными шагами, а мы все еще мы тратим миллиарды на никому не нужные конференции и круглые столы. Пока Казахстан находится в числе аутсайдеров мирового рынка цифрового контента, но я верю, что мы сможем сделать прорыв. Дело за малым – выйти из конференц-залов к народу, научиться у лидеров трудолюбию, честности и новым технологиям, дать дорогу талантливым, а не лояльным и пронырливым.

Валерия Холодова




2 Комментария

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

  1. Казатан,самаябогатая,но
    самаяотсталая,застоявшая,народ,довели,народ
    Обложили.всё.и .везде.налогами,даже,на,траву,скот,пасти,негде,с,Светских,времён,не,могут,сделать,простейшее,трубы,отопительные,скоро,в,юртах,будем,жить вот,новый,Казахстан