Почему люди, которые должны принимать лекарства, принимают законы? - Exclusive
Поддержать

Почему люди, которые должны принимать лекарства, принимают законы?

В алматинском независимом театре «Арт-убежище BUNKER» поставили спектакль об одиноком пенсионере, а в итоге получилась актуальная история о жизни в принципе – несмотря на то, что пьеса, по которой он создан, написана еще в 1990-е годы. При этом со временем она, кажется, стала только актуальнее. Впрочем, пока спектакль представили лишь ограниченному числу зрителей на предпоказе. Премьера запланирована на ближайшие выходные – 26, 27 и 28 апреля.

– Мы давно присматривались к пьесе российского драматурга Олега Богаева «Русская народная почта», но приступить к работе над ней почему-то никак не решались, – говорит режиссер Евгений Драчуков. – И вот, в 2024 году я подумал, что откладывать больше нет смысла. Мы пережили пандемию, январские события, наблюдаем сейчас, как воюют друг с другом соседние государства, а жизнь лучше не становится. Хватит ждать удобного момента. К тому же, эта пьеса интересна тем, что она очень многогранна. В 1990-е годы в ней можно было увидеть одно, в начале 2000-х – другое, очень актуальна она и сегодня, хотя история всё та же.

Итак, по сюжету после смерти жены одинокий пенсионер Иван Сидорович Жуков, который в алматинской версии с разрешения автора пьесы получил интернациональное имя Марат Иванович Цай, доживает свой век в маленькой квартире, а единственные собеседники, которые у него остались – это Ленин, Чапаев, Елизавета II и другие герои из телевизора – практически единственного предмета, который составляет компанию одинокому старику. Героев разных передач он видит чаще, чем людей, поэтому давно записал их себе в друзья. Правда, из ныне здравствующих в этом списке только президент и ведущие новостей, благодаря которым пожилой человек всегда в курсе последних новостей. Можно сказать, связь с миром не потеряна.

– Нам нашу жизнь показывают, как сказку. Главное – смотреть, куда надо, и на улицу не выглядывать, – рассуждает герой, причем очень даже здраво в контексте сегодняшней мировой ситуации. Зря некоторые зрители сумасшедшим его посчитали. Подумаешь, человек часто сам с собой разговаривает, точнее, с голосами в голове, ну и что? А если больше не с кем. А еще, пенсионер наш письма пишет своим виртуальным собеседникам – тем самым, что из телевизора. И сам же потом на них отвечает. Многие могут подумать, что это шизофрения, но нет – крайняя степень одиночества. Кому еще старый человек может о своем отчаянном положении рассказать? Вот и пишет президенту, что пенсия у него маленькая, хватает ее только на то, чтобы неделю нормально питаться, а потом экономить приходится на всём. Даже на день рождения втыкать свечку не в именинный торт, а в засохшую буханку хлеба. Так вот, может, президент об этом узнает и решит пенсии повысить, позаботится о старике… Только на президента и надежда, так и живет старик изо дня в день…

Единственное развлечение героя – смотреть новости по телевизору и обсуждать их потом с самим собой. Здесь создатели спектакля не постеснялись и добавили сегодняшнюю повестку, причем, не только российскую, но и казахстанскую, чтобы история стала еще более узнаваемой и близкой. Так, Марату Ивановичу вдруг, прямо в телевизоре, предлагают стать экспертом по разработке нового варианта государственного герба. А потом сообщают, что в стране принят закон о запрете цветов радуги, что явно отсылает зрителей к недавно принятому закону о запрете пропаганды ЛГБТ в России. Все новости перемешались в какой-то непонятный, бредовый калейдоскоп. Затем и вовсе начинается выступление президента, за которым герой следит особенно внимательно: вдруг и о пенсиях что-то скажет, но тут его настигает разочарование.

– Мы живем в самой лучшей стране в мире, – вещает глава государства,– А все остальные страны нам… И тут вдруг вещание неожиданно прерывают телевизионные помехи…

Однако пенсионер не успокаивается. Слушая новости, в которых сообщают, что продолжительность жизни решено увеличить путем пересадки органов, запретить цвета радуги и сократить пенсии, пожилой человек не выдерживает…

– Почему люди, которые должны принимать лекарства, принимают законы? – вопрошает Марат Иванович в пустоту.

Однако никто его не слышит. Из живых собеседников у пожилого человека лишь соцработник, да и то, женщина приходит лишь для того, чтобы принести лекарства и вывести дедушку на прогулку.

– Мне было очень непросто перевоплотиться в Марата Ивановича. Особенно трудно было делать вид, что пишу письма людям из телевизора, президенту. Даже если от имени героя, одинокого пенсионера – все равно странно и нелепо. Честно говоря, у меня не сразу получилось, – поделился Илья Назаров, сыгравший в постановке главную роль.

Помимо него в спектакле задействованы актеры Жасулан Нурушев, Ангелина Шпилевая, Софья Некрасова и Ксения Драчукова. Все они играют виртуальных собеседников пенсионера, живущих в телевизоре, или же прямо у него в голове. Впрочем, даже они ему не отвечают, поэтому диалог превращается в монолог. Вот и получается, что «Народное сообщение» – не просто история жизни одного, покинутого всеми на старости лет человека.

К этой пьесе множество раз в разные годы обращались и обращаются режиссеры, которые по-своему читают пьесу, но неизменным остается одно: «Русская народная почта» – это история о нелепости нашей жизни и при этом о равнодушии общества к происходящему.

Фото предоставлены независимым театром «Арт-убежище BUNKER».

Валерия Холодова




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.