Референдум как средство для излечения посттравматического синдрома
Ожидающийся 5 июня 2022 референдум по принятию или отклонению 56-ти поправок в основной закон страны – Конституцию РК проходит в спешке, в обстановке нервозности внутри и вокруг Казахстана.
Коротко изменения будут выглядеть следующим образом. При положительном результате Казахстан должен перейти от «суперпрезидентской» формы правления к президентской с относительно самостоятельным парламентом:
– прямым родственникам президента будет запрещено занимать высокие государственные должности, в том числе в госкомпаниях;
– граждане смогут самостоятельно обращаться в восстановленный Конституционный суд;
– граждане смогут выбирать в качестве депутатов мажилиса не только партии, но и конкретные личности согласно восстановленной мажоритарной системе выборов;
– назначаемых президентом депутатов в сенате сократят, а квоту Ассамблеи народов в мажилисе упразднят;
– впервые граждане смогут менять действующих депутатов мажилиса, избранных по мажоритарной системе;
– особая роль и привилегии Елбасы будут упразднены из Конституции, и будут решаться на уровне законов;
Это важное событие должно было объединить население и поднять волну общественных дискуссий, но простой счетчик количества комментариев, просмотров новостей показывает, что житейская проблема льготного кредитования на покупку автомашин или новости об отсутствии тех самых машин в автосалонах в разы превышают темы референдума и обсуждений поправок к Конституции. Возможной причиной тому могут быть как традиционная аполитичность, так и устоявшееся недоверие населения властям, сформированное за предыдущие тридцать лет независимости.
Однако нельзя не заметить, что казахстанская политическая сфера переживает необычный этап ускоренных изменений, которые были предприняты президентом К.Токаевым. За короткий период мы стали свидетелями многих событий, которые прежде было сложно представить или спрогнозировать. Наиболее яркими и символическими стали выход Президента страны из партии «Нур Отан» и переименование самой провластной партии. Нельзя не вспомнить давно обсуждаемую тему самоуправления в селах страны и осуществление тех самых прямых выборов акимов сельских округов, что было обещано еще в далеком 2000 году во время Послания Президента страны народу Казахстана «Свободному … обществу».
Другим символическим решением стало также недопустимость ближайших родственников президента занимать высокие должности в качестве чиновников и работать в полугосударственных компаниях. Ускоренное и дискуссионное переименование города Капчагая в «Кунаев» также показывает настроения и позицию руководства страны по отношению к будущему и ситуации в Казахстане.
Напомним, нынешний референдум 2022 года не является первым, а предыдущий был аж в далеком 1995 году и касался двух вопросов: принятие новой Конституции, которая превращала страну в «супер» президентскую республику, а также продление полномочий Н.Назарбаева, что ныне в современных терминах можно понять как «обнуление» прежних сроков правления в качестве главы страны. Очевидно, что символически и легально введенные путем референдума принципы «суперпрезидентского» правления должны быть отменены также символически и законно, на таком же высшем уровне одобрения населения через референдум. Можно ожидать, что старт для «Второй республики» также начнется с явки и поддержки более 90% населения Казахстана, как и в 1995 году.
Референдум в Казахстане проходит в необычных и нервозных условиях, когда в России и Украине также проводятся референдумы о будущем областей Украины, вхождения Юной Осетии в состав России. В подобных условиях само слово «референдум» становится неоднозначным, поскольку, благодаря событиям в соседних странах обретает новую окраску и символизм.
Однако самым сложным и непростым для большинства граждан остается вопрос необходимости этого самого референдума в Казахстане, когда совсем недавно большинство судьбоносных решений чиновников принимались внутри парламента или администрации президента. Можно предположить, что истинные цели и задачи референдума диктуются не только внутренними процессами, но и внешней ситуацией вокруг Казахстана.
Последние аналогии говорят, что для обеспечения стабильности и безопасности государства и консолидации общества против агрессора стране нужен не просто избранный большинством президент, но легитимный и авторитетный лидер. Перед Казахстаном также стоят многочисленные внутренние и внешние вызовы, сложные задачи преодоления прошлых ошибок, проведения тяжелых экономических, пенсионных реформ для которых требуется лидер нации, который должен заручится поддержкой общества, элиты, полит партий. Пример нестабильности в соседних странах показывает, что для эффективности проводимых реформ лидер нации должен иметь явный и прочный видимый кредит доверия населения, и особенно в регионах.
Без сомнения, населению Казахстана, которое все еще переживает посттравматический шок событий «кровавого января», требуется объединительное событие. Тот же январь показал не только наличие серьезного запроса на политические реформы, но и требование решительных действий от нового руководства в отношении оценки действий и наследия Елбасы и его приближенных. Положительный итог референдума, как прямое голосование населения, также поможет К.Токаеву укрепить символический статус в качестве лидера нации, несколько «потускневший» после «Январской трагедии» и приглашения войск ОДКБ в мирный Казахстан. Нельзя также не вспомнить дискуссионные итоги выборов 2019 года, которые также не показали традиционные для Казахстана более 90% одобрительных голосов населения.
Итак, референдум проходит в сложный период истории современного Казахстана, который можно назвать стартом формирования «Второй республики». Январские события негативно сказались на имидже власти, которая нуждается в поддержке населения и, очевидно, референдум должен стать таким символом.
Комментариев пока нет